Век – «княжеский» стиль

Урок № 35

Тема урока: От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля

Задание: Краткое содержание материала записать в конспект. Выполненную работу отправлять на электронную почту fajzullina.85@bk.ru

 

Цель: познакомиться с объектами архитектуры, расположенными на территории Московского княжества, которые являются ценнейшими памятниками истории и архитектуры мирового значения.

 

                          Ход урока.

Оргмомент.

Актуализация знаний.                                  

Изучение новой темы.

Исторические периоды:

9-11 век – Древняя Русь, Киевская Русь

12-13 век – Удельная Русь, раздробленное государство

14-16 век – Московская Русь

               

     Русь пережила феодальную раздробленность как тяжелую, но все же детскую болезнь, которая проходит по мере взросления. Для истории искусства этот период крайне важен: ведь в каждом удельном княжестве развивался свой местный стиль, который со временем внес вклад в формирование общерусского художественного мышления. Не только в Киеве и Новгороде, но и в Пскове, Ярославле, Рязани, Ростове Великом, Вологде, Владимире жили и работали великолепные профессионалы. Их творчество, яркое и самобытное, составило многоликие страницы русской художественной культуры, собрать которые в единое целое суждено было Москве.

   В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей - всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.

Московская Русь:

- Междуречье Оки и Волги

- Ростово-Суздальская земля

- Северо–Восточная Русь

(История Северо-Восточной Руси начинается в X в., когда

славяне, заселявшие эти необъятные просторы, постепенно ассимилировали местных старожилов — финноугорские племена мери, веси, муромов. К XI в. Залесская земля стала многолюдным краем с процветающей культурой. Сюда упорно продвигались великокняжеские дружины, увлекая за собой умелых киевских древоделов, зодчих, иконописцев, распевщиков.)

Ценилось на Руси древнее благочестие:

- Ярослав Мудрый – г.Ярославль

- Владимир Мономах – г.Владимир,

В Суздале - Успенский собор, церковь Спаса

Юрий Долгорукий – г. Переславль, Спасский собор

(Поход князя Ярослава Мудрого положил начало Ярославлю; князь Владимир Мономах заложил в Суздале грандиозный шестистолпный Успенский собор и сам град Владимир с церковью Спаса, Князь Юрий Долгорукий — Переславль с белокаменным Спасским собором. Храмы возводили в духе монументальных киевских традиций, не жалея денег на их украшение, прежде всего на мозаики.)

По отношению к народу русские князья предпринимали строгость, полное подчинение!

Владимиро - Суздальское княжество:

- Первая Белокаменная церковь Бориса и Глеба во Владимиро-Суздальском княжестве

Расцвет искусства в правление Андрея Боголюбского:

- Успенский собор во Владимире, 1161 г.

- Храм Покрова Богородицы на Нерли. В память о Изяславе, сыне Андрея Боголюбского

- Золотые Ворота, Церковь Положения Ризы Божьей Матери

    (Бурным расцветом искусства отмечено правление великого князя Андрея Боголюбского, того самого, что вывез из киевских пределов великую святыню — Владимирскую Богоматерь. В 1161 г. во Владимире был поставлен знаменитый Успенский собор, утверждавший своим величавым видом главенство северо-восточной резиденции над всеми прочими городами. Златоверхий храм киевский был вторым после суздальского Успенского собора большим каменным сооружением. В нем утверждалась идея преемственности православия от византийских и киевских к новым владимирским пределам. Как сказано в летописи, великий князь «верх бо златом устрои, и комары позолоти, и пояс златом устрои, каменьем усвети и столп позлати».

            И хотя первоначальный облик Успенской святыни не сохранился, можно представить, сколь торжественно и величаво выглядел храм, каменные громады которого сияли золотом и великолепными резными украшениями, искусство которых расцвело на этих землях очень рано.

Бессмертную память о себе оставил князь Андрей и в другом памятнике храмового зодчества — церкви Покрова на Нерли (1165). Церковь сооружалась в память победоносного похода суздальских войск на Волжскую Булгарию, осуществленного, по свидетельству современников, при несомненном покровительстве Богородицы. Храм возводили и в честь нового богородичного праздника, установленного великим князем, — Покрова пресвятой Богородицы, который с этого времени стал одним из самых почитаемых в русском народе. Каждого, кто видел шедевр Покрова на Нерли, поражает мягкость, пластичность, «женственность» его образа, словно сотканного из бесплотного легкого материала и устремленного ввысь. В нем соединилась строгая гармония формы и духовно-сердечная красота. Здание храма было возведено на искусственном холме, сделанном для предохранения от весеннего половодья и вымощенном белыми плитами. Стены его фасада с трех сторон венчают фигуры библейского царя-псалмопевца Давида, окруженного изображениями львов и грифонов. Композиция олицетворяет звучание хвалебных гимнов, прославляющих Творца и его творения. Особо праздничный вид белокаменному чуду придают резные украшения, опоясывающие здания. Здесь в причудливом хороводе переплелись лица людей, морды львов, драконы, птицы — символы искони присущих русскому человеку представлений о единстве всего сущего, о многообразии мира, находящегося под покровом Владычицы нашей Богородицы.)

 

Всеволод Юрьевич Большое гнездо:

век – «княжеский» стиль

- Церковь Дмитрия Солунского, 1197 г.

- Дмитриевский собор во Владимире

(В последнюю четверть XII — начале XIII в. во Владимире торжествует стиль, который многие искусствоведы называют «княжеским», поскольку тогда возводились сооружения с ярко выраженной практической целью — возвеличить княжеское могущество, утвердить приоритет северо-восточной земли как центра русской государственности. Это направление зримо представлено в прекрасном памятнике архитектуры — церкви Дмитрия Солунского, строительство которой завершилось в 1197 г. Дмитрий Солунский — святой воин, погибший мученической смертью, защищая русских князей, святых Бориса и Глеба. Князь Всеволод считал его своим покровителем.

      Традиционному для конца XII в. трехнефному четырехстолпному храму владимирские зодчие придали строгий, торжественный вид. Скульптурные дополнения, покрывающие стены Дмитриевского храма обильной белокаменной резьбой, сообщают ему красочную праздничность. Рельефы начинаются с образа царя Давида, помещенного над центральным окном каждого фасада. Его фигура как бы венчает символическое изображение многогранного мироздания: здесь и святые, и звери, и птицы, и растения, и... портрет самого князя Всеволода с сыновьями.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: