Урок № 35
Тема урока: От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля
Задание: Краткое содержание материала записать в конспект. Выполненную работу отправлять на электронную почту fajzullina.85@bk.ru
Цель: познакомиться с объектами архитектуры, расположенными на территории Московского княжества, которые являются ценнейшими памятниками истории и архитектуры мирового значения.
Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация знаний.
Изучение новой темы.
Исторические периоды:
9-11 век – Древняя Русь, Киевская Русь
12-13 век – Удельная Русь, раздробленное государство
14-16 век – Московская Русь
Русь пережила феодальную раздробленность как тяжелую, но все же детскую болезнь, которая проходит по мере взросления. Для истории искусства этот период крайне важен: ведь в каждом удельном княжестве развивался свой местный стиль, который со временем внес вклад в формирование общерусского художественного мышления. Не только в Киеве и Новгороде, но и в Пскове, Ярославле, Рязани, Ростове Великом, Вологде, Владимире жили и работали великолепные профессионалы. Их творчество, яркое и самобытное, составило многоликие страницы русской художественной культуры, собрать которые в единое целое суждено было Москве.
|
|
В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей - всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.
Московская Русь:
- Междуречье Оки и Волги
- Ростово-Суздальская земля
- Северо–Восточная Русь
(История Северо-Восточной Руси начинается в X в., когда
славяне, заселявшие эти необъятные просторы, постепенно ассимилировали местных старожилов — финноугорские племена мери, веси, муромов. К XI в. Залесская земля стала многолюдным краем с процветающей культурой. Сюда упорно продвигались великокняжеские дружины, увлекая за собой умелых киевских древоделов, зодчих, иконописцев, распевщиков.)
Ценилось на Руси древнее благочестие:
- Ярослав Мудрый – г.Ярославль
- Владимир Мономах – г.Владимир,
В Суздале - Успенский собор, церковь Спаса
Юрий Долгорукий – г. Переславль, Спасский собор
(Поход князя Ярослава Мудрого положил начало Ярославлю; князь Владимир Мономах заложил в Суздале грандиозный шестистолпный Успенский собор и сам град Владимир с церковью Спаса, Князь Юрий Долгорукий — Переславль с белокаменным Спасским собором. Храмы возводили в духе монументальных киевских традиций, не жалея денег на их украшение, прежде всего на мозаики.)
|
|
По отношению к народу русские князья предпринимали строгость, полное подчинение!
Владимиро - Суздальское княжество:
- Первая Белокаменная церковь Бориса и Глеба во Владимиро-Суздальском княжестве
Расцвет искусства в правление Андрея Боголюбского:
- Успенский собор во Владимире, 1161 г.
- Храм Покрова Богородицы на Нерли. В память о Изяславе, сыне Андрея Боголюбского
- Золотые Ворота, Церковь Положения Ризы Божьей Матери
(Бурным расцветом искусства отмечено правление великого князя Андрея Боголюбского, того самого, что вывез из киевских пределов великую святыню — Владимирскую Богоматерь. В 1161 г. во Владимире был поставлен знаменитый Успенский собор, утверждавший своим величавым видом главенство северо-восточной резиденции над всеми прочими городами. Златоверхий храм киевский был вторым после суздальского Успенского собора большим каменным сооружением. В нем утверждалась идея преемственности православия от византийских и киевских к новым владимирским пределам. Как сказано в летописи, великий князь «верх бо златом устрои, и комары позолоти, и пояс златом устрои, каменьем усвети и столп позлати».
И хотя первоначальный облик Успенской святыни не сохранился, можно представить, сколь торжественно и величаво выглядел храм, каменные громады которого сияли золотом и великолепными резными украшениями, искусство которых расцвело на этих землях очень рано.
Бессмертную память о себе оставил князь Андрей и в другом памятнике храмового зодчества — церкви Покрова на Нерли (1165). Церковь сооружалась в память победоносного похода суздальских войск на Волжскую Булгарию, осуществленного, по свидетельству современников, при несомненном покровительстве Богородицы. Храм возводили и в честь нового богородичного праздника, установленного великим князем, — Покрова пресвятой Богородицы, который с этого времени стал одним из самых почитаемых в русском народе. Каждого, кто видел шедевр Покрова на Нерли, поражает мягкость, пластичность, «женственность» его образа, словно сотканного из бесплотного легкого материала и устремленного ввысь. В нем соединилась строгая гармония формы и духовно-сердечная красота. Здание храма было возведено на искусственном холме, сделанном для предохранения от весеннего половодья и вымощенном белыми плитами. Стены его фасада с трех сторон венчают фигуры библейского царя-псалмопевца Давида, окруженного изображениями львов и грифонов. Композиция олицетворяет звучание хвалебных гимнов, прославляющих Творца и его творения. Особо праздничный вид белокаменному чуду придают резные украшения, опоясывающие здания. Здесь в причудливом хороводе переплелись лица людей, морды львов, драконы, птицы — символы искони присущих русскому человеку представлений о единстве всего сущего, о многообразии мира, находящегося под покровом Владычицы нашей Богородицы.)
Всеволод Юрьевич Большое гнездо:
век – «княжеский» стиль
- Церковь Дмитрия Солунского, 1197 г.
- Дмитриевский собор во Владимире
(В последнюю четверть XII — начале XIII в. во Владимире торжествует стиль, который многие искусствоведы называют «княжеским», поскольку тогда возводились сооружения с ярко выраженной практической целью — возвеличить княжеское могущество, утвердить приоритет северо-восточной земли как центра русской государственности. Это направление зримо представлено в прекрасном памятнике архитектуры — церкви Дмитрия Солунского, строительство которой завершилось в 1197 г. Дмитрий Солунский — святой воин, погибший мученической смертью, защищая русских князей, святых Бориса и Глеба. Князь Всеволод считал его своим покровителем.
|
|
Традиционному для конца XII в. трехнефному четырехстолпному храму владимирские зодчие придали строгий, торжественный вид. Скульптурные дополнения, покрывающие стены Дмитриевского храма обильной белокаменной резьбой, сообщают ему красочную праздничность. Рельефы начинаются с образа царя Давида, помещенного над центральным окном каждого фасада. Его фигура как бы венчает символическое изображение многогранного мироздания: здесь и святые, и звери, и птицы, и растения, и... портрет самого князя Всеволода с сыновьями.)