Владимиро-Суздальская живопись

Собственный художественный язык:

- Образ Дмитрия Солунского из Дмитрова

- Богоматерь Оранта-Великая Панагия

(Самобытным путем развивалась и владимиро-суздальская живопись. О ее началах говорят сохранившиеся фрагменты фресок Дмитриевского храма и немногочисленные дошедшие до нас иконы. Переработав наследие киевских учителей, владимиро-суздальские мастера создали собственный художественный язык, в котором изящество формы сочеталось с красочной нарядностью. Такой «украшенной» иконой является образ Дмитрия Солунского из Дмитрова. Новые мотивы родились и в воплощении Богоматери Оранты — Великой Панагии, где, как считают ученые, наметилось изображение, позднее получившее название «Покров» (Богородица-заступница простирает руки над русской землей, беря ее под свое покровительство).

Псковская земля:

- До 14 века – стиль Новгорода

Самостоятельная школа в 14-15 веке:

- Оборонительные сооружения – укрепление рубежей

- Крепость Изборск

(Важным центром развития русских национальных художественных

традиций была многострадальная земля Пскова. Почти до XIV в. в псковском зодчестве господствовал стиль, характерный для Новгорода. Расцвет самостоятельной школы начинается в XIV—XV вв., когда псковичи вынуждены были возводить многочисленные оборонительные сооружения, укрепляя свои рубежи. В числе крепостей выделяется мощный Изборск — суровое строение с толстыми стенами, грозно возвышающееся над большой территорией (общая протяженность стен около 9 км).

Псковская живопись

Фрески собора Рождества Богородицы Светогорского монастыря

- Икона «Собор Богоматери»

- «Сошествие во Ад»

(Псковская живопись отличается не меньшей оригинальностью и

почвенностью, нежели творения новгородских или владимиро-суздальских мастеров. Так, во фресках собора Рождества Богородицы Святогорского монастыря сплелись, казалось бы, противоречащие друг другу тенденции — арахичность языка и грубоватая экспрессия, говорящая о влиянии народного искусства. Фигуры фресок тяжеловесны, условны, традиционно схематичны. Но сюжеты евангельских сцен вопреки иконописной «классике» разбросаны по стенам и сводам храма слишком свободно, без видимой содержательной связи. В них много апокрифических мотивов и «самости» в истолковании библейских образов, а динамичные блики, напоминающие о феофановых росписях, сообщают героям изображений первозданную духовную мощь.

     Драматизм и повышенная эмоциональность станут одной из важнейших примет псковской      иконописи и в последующие времена. Такова икона «Собор Богоматери», где в сравнительно новом для русской живописи сюжете художник сумел передать его сложную символику. Драматическим накалом и контрастностью резких цветовых пятен запоминается великолепная икона «Сошествие во ад» (конец XIV в.), необычная композиция которой вновь свидетельствует о стремлении псковичей к собственному стилю. (В верхней части иконы деисусная сцена целиком подчинена основному сюжету. Персонажи деисуса — Богородица и архангелы — обращены не к Христу, а к Николе и внимательно наблюдают за событиями, происходящими «внизу»).

Московская Русь:

- Ещё в 1280-х гг. в Москве были сооружены 2 белокаменных собора - Дмитриевский и Благовещенский, которые в скором времени были разрушены (их остатки обнаружены в результате археологических раскопок). Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда приглашали и иностранных зодчих, призванных внедрить на московской земле достижения западноевропейского строительного искусства.

- Иван Калита (до 1340 г.) Начало «великой тишины»

(При Иване Калите русский митрополит, живший ранее во Владимире, переехал в Москву, придав городу значение духовной столицы. После победы на Куликовом поле начинается новый период в развитии русской художественной культуры, принадлежащий эпохе становления и развития мощного централизованного Московского царства. В начале 14 в. Москва была исключительно деревянным городом, и лишь в 1326 г. князь Иван Калита на месте Дмитриевского собора возвёл каменный Успенский собор. Образцом для этого храма послужил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - Успенский собор также имел белокаменную резьбу, но был гораздо больше по размерам. Для защиты города Иван Калита расширил и укрепил деревянными стенами Кремль - детинец Москвы

В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек, в частности Успенского (1327) и Архангельского (1333) соборов в Кремле.

- 15-16 век (внутренний мир человека)

- Духовной опорой в деле созидания Московской Руси была подвижническая работа русских святых — митрополита Алексия, святителя Пермской земли Стефана и основателя Троице-Сергиевого монастыря Сергия Радонежского. - «Пресвятой Сергий благословляет...» Миниатюра жития

В истории искусства XV—XVI вв. многие ученые выделяют два

Важнейших этапа.

1) Для обозначения первого, длившегося в течение XV в., часто используется понятие «Предвозрождение», поскольку в это время русское средневековые мастера впервые приоткрывают дверь в глубины внутреннего мира человека, начинают говорить о его индивидуальности.

2) Второй этап, наступивший в XVI в., связывают с «модификацией

Предвозрождения», отразившие не только духовные, но и светские идеи общественного звучания:

- Троице - Сергиева лавра.

- Троицкий собор

(Особенно интенсивным стало строительство в Московском княжестве в 1360-80-е гг. В течение 1367 - 1368 гг. князь Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные и значительно расширил его территорию почти до современной. Москва превратилась в первоклассную крепость, укреплённую по всем правилам инженерного искусства того времени. Стремясь усилить обороноспособность Московского княжества, князья приложили много усилий для укрепления монастырей, окружавших столицу.

В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424-27 в Андрониковой монастыре - Спасский собор. Художественный образ этих церквей различен, но, не смотря на это в церквях Московского княжества рубежа 14-15 вв. есть нечто общее - им свойственны чёткость пропорциональных отношений, стройность, динамичность. Главной идеей увлекающей раннемосковских зодчих было создание пирамидальной композиции, что уже заметно в этих храмах.

Показательный пример - Спасский собор Андроникова монастыря, который представлял собой 4-столпную 3-нефую церковь. В сравнении с Троицким собором он демонстрирует гораздо большую декоративность, благодаря сложному и пышному завершению. Углы храма были понижены, чтобы подчеркнуть ступенчатую ярусность его верха. Устремлённость ввысь подчёркивалась килевидной формой закомар и кокошников, убывающих к верху в размерах. В этом храме впервые проявились архитектурные идеи строителей шатровых храмов следующего, 16 в. Применялась в соборе антропоморфная скульптура, от которой сохранилась фигура воина-змееборца. После владимиро-суздальской скульптуры, это первый известный опыт на московской земле.)

Иконопись

- XV в. — время расцвета русской иконописи, вершинные творения которой связаны с именами Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия и других менее известных или даже безвестных выдающихся художников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: