Андрей Рублев «Святая Троица», 1410-е гг

- Отец, Сын, Святой Дух

- Для иконостаса Троицкого собора

- Художник по-новому прочитал сказание о ветхозаветной Троице

- Архангел Михаил из деисусного чина, 1414 г. Найдена в 1918 г.

- Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е гг.

- Архангел Гавриил, 1408 г. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. Найдена в 1918 г.

(Формирование Андрея Рублева проходило в благотворном окружении многих выдающихся деятелей русской культуры, прежде всего в общении с Сергием Радонежским, в память о котором художник создал свою бессмертную «Троицу». Она была написана для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (ныне лавры). Она изображает трех ангелов, составляющих новозаветную Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Сюжетом иконы является библейский рассказ о приеме угощении старцем Авраамом и его женой Саррой под дубом мамврийским трех путников, в облике которых предстала пред людьми триединая сущность Бога-Творца1. В благодарность за хлебосольство странники предсказали Аврааму рождение долгожданного ребенка — сына Исаака. Иллюстрируя этот текст, многие мастера обращали внимание на его подробную интерпретацию; нередко на иконе изображены Авраам, Сарра, даже слуга, закалывающий тельца, предназначенного для угощения таинственных путников. Андрей Рублев переосмыслил ветхозаветное предание с позиций Нового Завета и подверг иконографиеский тип «Троицы» радикальному изменению. Икона полностью освобождена от бытовых подробностей. Все действие сосредоточено на трех ангелах, расположившихся полукругом перед чашей с головой тельца — символа жертвы Иисуса Христа. Странники ведут неслышимую беседу о неизбежной смерти на кресте Сына, посланного Отцом искупить грехи человеческие. Левый и центральный ангелы благословляют эту жертву, показывая двумя перстами на евхаристическую чашу1, склоняя головы перед страданиями, предваряющими торжество любви. Мастеру удалось почти невозможное — воплотить в художественной форме образ Троицы как единого целого, явленной людям для обретения вечной жизни.

В 1408 г. Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным расписал самый почитаемый в то время храм — Успенский собор во Владимире, в стенах которого происходило возведение на великокняжеский престол властителей Руси рода Калиты (династия Рюриковичей). Из дошедших до нас фресок лучше всего сохранилось изображение «Страшный суд». Перед художниками стояла очень сложная задача — воплотить многообразный сюжет не на ровной поверхности, а на сводах, арках и столбах, составляющих три нефа западной части пространства собора. Они блестяще справились с этой задачей, создав удивительно цельную композицию, в центре которой — Иисус Христос в медальоне. Самое же примечательное, что мастера изобразили не картину возмездия и гнева, а конечное торжество справедливости и добра как закономерный итог земного бытия, выстраданного человечеством. Из сохранившихся икон владимирского храма самой совершенной представляется «Апостол Павел»..Лик евангелиста выражает глубокое раздумье, и характер энергичного проповедника христианства выдает лишь легкое, чуть уловимое движение фигуры, закутанной в зеленой мантии.)

Дионисий - последователь А.Рублева:

- «О тебе радуется.» Фрагмент фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Зодчество

1) Духовные ценности эпохи Предвозрождения воплощала не только иконопись. Наиболее зримо идеалы новой русской государственности запечатлело зодчество.

2) Единый архитектурный стиль

- В конце XIII в. под влиянием усилившейся воли Москвы на просторах Руси начинает складываться единый архитектурный стиль, который принято считать общерусским. В нем слились многие традиции, воспринятые от мастеров ростовской, владимиро-суздальской, псковской, тверской земель. Они были переосмыслены в соответствии с веянием времени — утвердить за Москвой незыблемое право первого стольного града русского царства.

- В связи с этим в период правления Ивана III решено было перестроить Московский Кремль. Первоначально переделку обветшавших построек поручили псковским зодчим. Но то ли из-за вечного соперничества псковичей с московскими мастерами, то ли из-за того, что за годы ордынского ига были утрачены навыки по возведению крупных сооружений, почти готовое здание Успенского собора неожиданно рухнуло. И тогда было решено пригласить на работу в Москву крупнейшего итальянского зодчего и инженера Аристотеля Фиораванти. Этот мастер имел за плечами немалый опыт и, судя по результатам, увлекся идеей сооружения огромного православного храма в духе древнерусских традиций. Внешне Успенский собор (1475—1479) закреплял старинную форму пятиглавой церкви. Но внутренние покои были совсем иными — светлыми, просторными, вполне в духе итальянских ренессансных зданий. Образ Успенской святыни стал образцом для храмового строительства на многие десятилетия. Как писал летописец, «бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою, и светлостью, и звонкостью, и пространством...».

        В качестве образца,которому должен был следовать иноземный мастер, Иван III указал Успенский собор во Владимире, чтобы воздвигнуть храм, достойный быть первенствующим на Руси. Успенский собор стал главным храмом Российского государства. В нем оглашались

государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры. Здесь же возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов всея Руси, а также предавали анафеме отлученных от православной церкви. Значение собора

подчеркивалось его убранством. Он был богато расписан. Расписывал иконостас один из великих мастеров древнерусского искусства - Дионисий вместе с художниками Тимофеем, Ярцем и Конем. В алтарной части сохранились фрагменты фресок конца 15 века, а также фрески, относящиеся к 17 веку. Нынешний Успенский собор - один из древнейших в Москве.

 

- В ряду знаменитых кремлевских соборов вот уже почти пятьсот лет стоит на Соборной площади Архангельский собор (1505-1508) - усыпальница московских князей и русских царей.                 Первый каменный собор на месте прежней деревянной церкви архистратига Михаила был заложен при Великом московском князе Иване Даниловиче Калите, позднее, через 170 лет выстроен новый каменный храм. В Архангельском соборе проступают черты итальянского палаццо эпохи Возрождения. Проектировал его итальянский архитектор Алевиз Новый, создав крупное шестистолпное здание,по-итальянски изящное и нарядное. Зодчий не считал нужным скрывать свой ренессансный стиль: фасад русского храма он украсил пышным декором, использовав мотивы ордерной архитектуры, характерные для венецианского палаццо.. Вот почему в облике собора чувствуется влияние венецианской архитектуры. Но строили собор русские мастера, и они привнесли свое понимание красоты, воспитанное на старорусских традициях зодчества. Белокаменный северный портал, резные Царские врата, роспись храма (икона «Архангел Михаил» начала 15 века) - многое в этом храме вызывает восхищение. С постройкой Архангельского собора на века определились контуры Соборной площади Московского Кремля.

          

Между Успенским и Архангельским соборами в 1505—1508 гг. высоко в небо вознесся храм-колокольня, прозванный «Иван Великий» (создан Боном Фрязиным). Сначала столп был ниже ныне существующего — верх был надстроен лишь в 1600 г. В основу его композиции положена идея постепенного нарастания суживающихся восьмериков с пролетами для колоколов. «Свеча Ивана Великого» долгое время была самой высокой точкой Москвы, подчеркивая духовную значимость Кремлевской соборной площади и ее храмов.

 

- Со второй половины XV в. значительно расширяются границы Московского княжества, Москва становиться столицей единого централизованного государства.

Характерными чертами московский церквей были силуэты ступенчатых, ярусных пирамид, шлемовидные купола. Все это придавало архитектурным сооружениям особую динамичность объемов, легкость и стремительность ритмов. К концу XV в.

Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичными стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе. Неприступные стены с зубцами дополняли мощные башни, увенчанные низким деревянным шатром.

-  Благовещенский собор Московского Кремля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: