Семья — это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы

УРОК 2

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

 

Опорная схема урока

 

ЗАДАЧИ

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о проблемах семьи, ее значении в жизни человека и факторах, влияющих на гармонию совместной жизни.

 


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

Вопросы и ответы, обсуждение-дискуссия о характере взаимоотношений до семейной жизни, чувствах и эмоциях.

Беседа о ранних браках и их последствиях. Дискуссия о супружеском счастье. Беседа о психологических факторах совместимости супругов, вопросы и ответы.

 


ЗАДАНИЕ НА ДОМ

• Раздел 1, глава 1, тема 1.2, задания 9, 10, 11.

• Предложите подросткам побеседовать с родителями, друзьями, со старшими родственниками о семейных взаимоотношениях и самостоятельно сделать вывод о взаимоотношениях в семье, факторах, влияющих на гармонию семейной жизни.





ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Проверка выполнения домашнего задания.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Семья и ее значение.

2. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни.

3. Психологические советы супругам по достижению взаимопонимания, сохранения любви и уважения друг к другу.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

Понятие о семье. Задачи и функции семьи. Понятие о семейной жизни и семейных отношениях. Характеристика взаимоотношений полов до семейной жизни. Чувства и эмоции во взаимоотношениях. Ранние браки, их причины и последствия. Понятие о супружеском счастье.

Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни.

Психологическая совместимость супругов: ценностно-идеологическая совместимость, согласованность функционально-половых ожиданий, совместимость индивидуально-психологических характеристик.

Понятие о законе совместимости. Психологические советы по достижению взаимопонимания, сохранению любви и уважения друг к другу.

Закрепление знаний -Повторить основные моменты и проверить, как понята тема.

1. В теме 1.2дано определение понятия «семья». Каково ваше мнение об этом определении? С чем вы согласны, а с чем нет? Поясните.

2. Могли бы вы высказать свое мнение о любви? Каковы, по вашему мнению, основы счастливого брака?

3. По каким причинам могут осложняться отношения после брака?

4. Почему ранние браки считаются неустойчивыми?

5.Какие факторы влияют на гармонию совместной жизни?

6. Как можно достичь взаимопонимания и уважения друг к другу в семейной жизни?

7. Назовите важнейшую, по вашему мнению, задачу семьи.

8. Какие качества характера наиболее необходимы супругам для обеспечения гармонии совместной жизни?

9. Расскажите о совместимости супругов с различными видами темперамента.

10.Какие личные качества считают главными в супруге женщины и мужчины?

11. По каким причинам чаще всего заключаются ранние браки?



Слайд № 2

2. Главной структурой любого общества является семья. Семья рассматривается как малая социальная группа, в которой взаимоотношения должны строится на принципах любви и уважения друг друга. Члены семьи связаны между собой общим ведением домашнего хозяйства, моральной и правовой ответственностью.

3. Семья — это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

4. Этапы развития семьи - зарождение семьи; семья с детьми, еще не начавшими трудовую жизнь; завершающий этап жизнедеятельности семьи.

5. Основные функции семьи …

6. Закон совместимости людей: …

7. Первой формой семьи …

8. Такие семьи, как правило …

9. Важнейшие дела семьи …

10. Встречались во времена языческой культуры семьи, в которых главную роль играла «большуха» … ей подчинялись все взрослые и дети, кроме мужа.

11. В библейские времена муж был хозяином своей жены …

12. Семейные отношения не ограничивались женой …

13. Наибольшее распространение получили …

14. Яркий пример патриархальных отношений …

15. Обязанность отца …

16. Жена обязана заниматься … За сыновей отвечает отец.

17. Семейные проблемы …

18. Дети в семье должны были быть послушными, от них требовались любовь и забота о родителях и особое отношение к отцу.

19. Например, за стол вся семья собиралась …

20. Следует отметить, что подобные отношения поддерживались религией.

21. Отец уподоблялся богу …

22. Со временем женщина стала играть более важную экономическую роль … это не могло не отразиться на внутрисемейных отношениях.

23. Отец перестал быть …

24. Женщина получила возможность …

25. Детей более ничто не принуждает определенным …

26. Но из-за такой свободы в современных семейных отношениях появляются проблемы.

27. Следует отметить, что современные отношения в семье … И строится на распределении их между членами семьи.

28. Главой становится тот …

29. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на прочность молодой семьи

30. В системе ЗОЖ молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье.

31. Юноши и девушки должны быть готовы к решению многих проблем…

32. Внебрачная половая жизнь, беспорядочные связи не смогут принести ничего, кроме страдания, горя и проблем …

33. Аборт - это прерывание беременности в сроки до момента, когда возможно рождение жизнеспособного плода…

34. Типы браков и их характеристика

35. Рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил – основные функции семьи. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка. Семья представляет собой большую ценность и в интересах общества необходимо всячески ее укреплять.



Учителю на заметку

Семья — это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.

В своем развитии семья проходит несколько этапов, основными из которых являются следующие:

зарождение семьи (адаптация к семейной жизни, психологическим особенностям супруга или супруги, формирование внутрисемейных и внесемейных отношений);

семья с детьми, еще не начавшими трудовую жизнь (возрастание воспитательной функции семьи в отношении детей, желание сохранить общность интересов в ситуации, когда супруги сильно загружены трудовыми и домашними обязанностями);

завершающий этап жизнедеятельности семьи (прекращение воспитательной функции в отношении детей, создавших собственные семьи, выполнение роли бабушек и дедушек, завершение трудовой деятельности, сужение круга возможностей).

Основными функциями любой семьи являются:

§ хозяйственно-бытовая - удовлетворение материальных потребностей членов семьи (пища, кров и т. д.) и сохранение их здоровья;

§ сексуально-эротическая - удовлетворение физиологических потребностей супругов;

§ репродуктивная - обеспечение рождения потомства (продолжение рода);

§ воспитательная - удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, воспитание детей;

§ эмоциональная - удовлетворение потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите;

§ социального контроля — обеспечение выполнения определенных норм поведения членами семьи.

Факторы, оказывающие отрицательное влияние на прочность молодой семьи:

- ранний возраст вступающих в брак, отсутствие экономической самостоятельности и достаточной материальной обеспеченности, неготовность преодолеть все трудности семейной жизни в первые годы супружества;

- неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональному распределению семейного бюджета и обязанностей, неправильное их отношение к трудностям, всегда возникающим в молодой семье.

Факторы, обуславливающие удачный брачный союз:

Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнеров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье).

Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов.

Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи.

Необходимо учитывать, что семейные отношения полов имеют глубоко интимный и личный характер и по этой причине не могут быть полностью урегулированы только правовыми нормами.

Как правило, в наши дни браки заключаются прежде всего по любви, поэтому важнейшее значение в них имеют сохранение и развитие этого чувства в дальнейшей совместной жизни.

Это во многом зависит от совместимости мужа и жены. Условно можно выделить следующие основные направления такой совместимости:

> ценностно-идеологическая совместимость в отношении жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений;

> согласованность в отношении представлений о своих правах, обязанностях и функциях в супружеском союзе. Если муж и жена по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу необоснованно завышенные требования, их семья малосовместима и конфликтна;

> совместимость индивидуально-психологических характеристик: достаточно часто встречаются благополучные семьи с устойчивыми отношениями супругов, имеющих противоположные темпераменты. Не следует путать темперамент с чертами характера. Несоответствие некоторых качеств характера затрудняет совместимость (аккуратность и неряшливость, честность и лживость).

Как отмечают психологи, для обеспечения совместимости с другими людьми у любого человека должно быть три главных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость и доверие к другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: