В преподавании синтаксиса в школе можно использовать все известные вам методы обучения русскому языку. Давайте вспомним.
На этапе объяснения нового материала (получения новых знаний), если предполагается получение знаний в готовом виде, когда тема объёмная и сложная следует использовать слово учителя (н-р, при изучении видов придаточных в СПП, при изучении разграничения союзов и союзных слов). Конечно, при изучении названных тем можно использовать работу с учебником, но пояснения учителя являются обязательными.
Если для объяснения новой темы необходимо участие самих учащихся, т.е. объяснение новой темы опирается на знания, полученные ранее, то можно использовать метод беседы (н-р, при изучении темы «Простое осложнённое предложение»).
Для создания проблемной ситуации можно использовать наблюдение над языковым материалом: н-р, сопоставив разные типы придаточных частей с омонимичными средствами связи (изъяснительные и определительные, что).
На этапе закрепления знаний и выработки умений и навыков самым эффективным методом работы является упражнения.
На этапе контроля можно использовать все возможные методы контроля: опрос, самостоятельные и контрольные работы, тесты.
Приёмы обучения синтаксису включаются в состав методов. При изучении синтаксиса они могут быть разнообразными:
1) в слово учителя может быть включена работа над усвоением определений, терминов, правил, над классификацией изучаемых явлений и т.д. Так, в учебнике 9 класса на с. 39 даётся следующее определение вопросительного предложения: «Вопросительное предложение содержит в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ». Неточное определение: как же быть с риторическими вопросами?
2) в слово учителя можно включить также приём алгоритмизации, который некоторые методисты считают методом обучения. Н-р, для точного определения вида подчинительной связи можно использовать следующий алгоритм:
1.Найдите главное и зависимое слово в словосочетании. Установите, чем они выражены.
2.Зависимое слово неизменяемое?
Нет Да
(примыкание)
3.Зависимое слово изменяется при изменении главного?
Нет Да
(управление) (согласование)
Этот приём можно включить и в этап закрепления, когда учащиеся сами будут составлять алгоритм, а не использовать готовый.
3) приём использования таблиц (в слове учителя, на этапе закрепления, когда сами заполняют таблицу, на этапе контроля):
Придаточная изъяснительная | Придаточная определительная |
1.От командира казачьей сотни прискакал казак с известием, что турки начали наступать. [ … сущ.], (союз что…). Известие о чём? Сравни, Командир казачьей сотни известил, что… | 1.Известие, что было получено от командира казачьей сотни, застало нас врасплох. [ сущ., (с. сл. что…), …]. Известие какое? Сравни, Известие, которое было получено… |
Придаточная изъяснительная | Придаточная определительная |
1.Меня удивило то, что на всём пути мы не встретили ни одного человека. | ? |
4) и при объяснении нового материала, и при закреплении в качестве упражнения можно использовать приём наблюдения над языковым материалом: речью окружающих людей, языком художественных произведений (д.з.), сравнивать различные конструкции по их содержанию, составу компонентов, грамматическим связям внутри предложения и словосочетания);
5) очень интересным и удачным приёмом на этапе объяснения нового материала (как составляющая метода слово учителя) является лингвистический эксперимент. Он помогает опознанию определённой синтаксической единицы. Н-р, работу над неполным предложением можно начать со следующего опыта: извлечь из контекста часть сложного предложения и пронаблюдать, будет ли ясен смысл высказывания:
Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придаёт фразе силы и убедительности (Купалова, с.132).
Лингв. Эксперимент позволяет показать учащимся, что неполное предложение, изъятое из контекста непонятно, а использованное уместно, может стать средством выражения дополнительной, не обозначенной словами информации, и поэтому нужно уметь пользоваться данной разновидностью предложений (Купалова, с.133).
6) приём сопоставления смешиваемых явлений;
7) приём замены (для различения союзов и союзных слов);
8) приём восприятия на слух интонационных особенностей синтаксических построений (н-р, для разграничения лексически совпадающих частей предложения):
Север, юг, восток, запад – стороны горизонта.
Мы научились определять по компасу стороны горизонта: север, юг, восток, запад.
9) работа со схемами (давать чёткую систему заданий по схеме): дайте синтаксическую характеристику предложения по схеме, сравните схемы двух предложений (что в них общего и различного), найдите примеры к данным схемам и т.д.
10) наконец, в качестве приёма может быть использован синтаксический разбор, проводимый с разными целями на разных этапах обучения и в разной форме.