Особенности организации учебно-воспитательного процесса

 

По образовательным программам с 8-летним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов, наиболее подготовленные учащиеся 4 класса.

По образовательным программам с 6-летним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 4-6 классов, наиболее подготовленные учащиеся 3 класса.

Важнейшим условием функционирования оркестра является принцип его формирования, который предусматривает наличие основного оркестра – оркестра учащихся старших классов, и подготовительной группы - оркестра учеников вторых классов. Такая схема жизнедеятельности творческого коллектива целиком себя оправдывает. Принцип преемственности способствует смягчению процесса адаптации ученика в момент перехода из младшего оркестра в оркестр старшеклассников.

Для учащихся, планирующих поступление в высшие учебные заведения культуры и искусства, срок освоения программы «Оркестровый класс», может быть увеличен на один год (9класс).

Форма проведения учебного занятия – групповой урок, сводные занятия.

Объем учебной нагрузки определяется учебными планами учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств.

За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно:

- овладение навыками коллективного музицирования: общего для всех исполнительского дыхания (ауфтакта), ритмической синхронности, сценической культуры, исполнительской дисциплины, различными компонентами музыкальной выразительности;

- совершенствование исполнительских приемов: чистоты гармонической интонации, единства штриховой палитры, осмысление взаимосвязи голосов – распределение их функций на главную, побочную, аккомпанирующую, технического владения инструментом;

- совершенствование навыка беглого чтения нот с листа;

- умение аккомпанировать хору, солистам;

- воспитание сценической уверенности, исполнительской стабильности;

- формирование положительной мотивации к самообразовательной деятельности.

По усмотрению дирижера в работе оркестра могут участвовать преподаватели отдела. Совместная игра, сотворчество стимулируют учащихся, укрепляют дисциплину, расширяются и репертуарные возможности оркестра. С другой стороны, такая форма работы обязывает педагогов поддерживать свое исполнительское мастерство.

 

Рекомендации по организации и проведению

 контрольных мероприятий, критерии оценивания учебных достижений учащихся

 

Учет успеваемости обучающегося является важной составляющей процесса всестороннего комплексного воспитания юного музыканта. Форма и содержание контрольных мероприятий должна быть направлена на стимулирование желания обучающихся к дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков, развитию самостоятельности и самооценки. Руководитель обязан тщательно и всесторонне разбирать, анализировать исполнение произведений: положительные стороны, недостатки и пути их устранения.

Оценивание

При оценке деятельности участника оркестра учитываются результаты его продвижения, проявление музыкальной инициативы, владение исполнительскими приемами коллективного музицирования, самоорганизация.

Ежеурочно в работе с группой педагог осуществляет текущий контроль, оценивая уровень обученности, творческую активность, степень ответственности за коллективный труд каждого участника оркестра.

За учебный год оркестр должен подготовить не менее 5 -6 произведений (в том числе с солистами). Выступление оркестра следует рассматривать как отчет о проделанной работе с последующим обсуждением ее результатов. В обсуждении должны принимать участие все педагоги отдела и администрация школы.

В конце первого и второго полугодия учебного года руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.

Контрольные мероприятия в оркестровом классе проходят по полугодиям:

I полугодие:

Сдача оркестровых партий - ноябрь.

Концерт оркестрового класса - декабрь.

 

II полугодие:

Сдача оркестровых партий - февраль.

Отчетный концерт - март.

Сдача оркестровых партий - апрель.

Заключительный концерт оркестрового класса - май.

 

К формам подведения итогов по предмету «Оркестровый класс» относятся различные выступления коллектива: участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, в тематических, праздничных, открытых, культурно – просветительских мероприятиях и концертах района, города, республики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: