Ключевые особенности кино-культуры Европы

Сложно выбрать какую-то общую черту кинематографа или какую-то конкретную особенность объединившую бы европейское кино в единое целое. Европейское кино – это скорее собирательное название для множества разнообразных европейских киношкол.

Европейское кино – старейшее в мире. По популярности,  даже в самой Европе оно уступает американскому, но по уважению со стороны кинокритиков, часто, даже превосходит. Европейское кино принято считать академичным, хотя и в Европе снимаются коммерческие кассовые фильмы. В отличие от американского кино, европейское часто спонсируется государством.

Перед Первой мировой войной фактически в каждой европейской стране появились свои национальные киностудии. В малых странах их было по две-три, а в больших, таких как Франция и Германия, по нескольку десятков. Конечно, война нанесла значительный урон производству фильмов, но все же многие студии выжили и даже подняли художественный уровень европейского фильма до невиданного ранее уровня.

За время существования европейского кино в нём возникали различные течения и направления: немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм, французская новая волна.

Но, несмотря на многогранность европейского кино, любое кино можно научиться читать как портрет нации.

Даже если героям Достоевского изменить имена, драйзеровской сестре Керри дать псевдоним на китайском, а действие романов Франсуазы Саган перенести на Марс, все равно национальные «уши» будут торчать. Каждый читатель поймет, что Раскольников — выдумка русского автора, сестра Керри — героиня американского романа, ну а Франсуаза Саган писала, конечно, о французах. По ряду примет можно опознать не только национальность литературы, но и фильмов.

Европейское кино не создаётся по голливудским стандартам, где основной идеей ставится зрелищность и касса. Такое кино продолжает быть искусством, а не развлекательным проектом. В современные дни чаще всего это кино интеллектуальное, философское, ставящее вопросы, проблематику современного общества. Такие фильмы снимаются на "оголённых нервах", атмосферные, сложные, всегда имеющие скрытый подтекст, рождающие мысли в голове зрителя и оставляющие после просмотра неоднозначные впечатления, его нужно не смотреть, а прочувствовать.

Европейские кинофестивали

Каннский кинофестиваль

Междунаро́дный Ка́ннский кинофестива́ль (фр. Festival international du film de Cannes) — ежегодный кинематографический фестиваль, проводимый в конце мая в курортном городе Канн (Франция) на базе Дворца фестивалей и конгрессов на набережной Круазет. Аккредитован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) в числе 15 конкурсных фестивалей игровых фильмов (так называемые «фестивали категории А»).

Каннский кинофестиваль является одним из старейших (задуман в 1939, впервые проведён в 1946 году) и самых престижных в мире.

Идея проведения международного кинофорума во Франции возникла в связи с ростом популярности фестиваля в Венеции. Формат итальянского фестиваля в начале и середине 1930-х был весьма спорным. Франция и другие ведущие европейские кинодержавы оказывались слабо представлены, сравнительно со страной-организатором. Фестиваль 1938 года, в котором один из главных призов завоевала «Олимпия» Лени Рифеншталь, закончился скандалом. В знак протеста возможному вмешательству в ход фестиваля администрации Гитлера, американская и британская делегации покинули форум. В результате французская сторона пришла к решению о проведении собственного фестиваля с независимым жюри и широким представительством всех стран.

Впервые фестиваль должен был пройти в сентябре 1939. Инициатором проведения форума стал министр образования Франции Жан Зэй. Почетным Председателем жюри был назначен Луи Люмьер. В программу были включены американский фильм «Волшебник страны Оз» и советский фильм «Ленин в 1918 году». Однако открытие фестиваля было сорвано начавшейся в Европе Второй мировой войной. Впервые проводился в 1946 году с 20 сентября по 5 октября в курортном городе Канн на французском Лазурном Берегу. Самым первым в фестивальной программе был продемонстрирован советский документальный фильм «Берлин» режиссёра Юлия Райзмана.

Современный масштаб и престиж Каннский фестиваль приобрел после 1951 года, когда председателем жюри в течение нескольких лет был Жан Кокто. С 1952 года проходит ежегодно в мае. Место проведения — Дворец фестивалей и конгрессов (в 1968 г. из-за студенческих волнений фестиваль был прерван, и вручения призов не производилось).

Благодаря большому вниманию средств массовой информации, этот фестиваль посещают звёзды мирового кино. Также он популярен и среди кинопродюсеров, подготавливающих здесь новые проекты и продающих уже готовые.

Процесс отбора фильмов участников показа и победителей включает несколько стадий. Претендентом на показ в официальной и неофициальной программе Каннского фестиваля может стать любая картина, отвечающая предварительным условиям. Предлагаемые к отбору фильмы должны быть снятыми в течение двенадцати месяцев, предшествующих Каннскому фестивалю, и не участвовавшими в конкурсной программе других кинематографических форумов. До конца 1970-х страны сами выдвигали картины на фестиваль, теперь выбирает сам фестиваль. Специальная комиссия отбирает из отвечающих конкурсным требованиям кандидатов тех, которые будут участвовать в основной конкурсной программе фестиваля. Из этой программы жюри и выбирает обладателя «Золотой пальмовой ветви»; Программе «Особый взгляд»; Программе короткометражных картин; Программе Синефондасьон (Cinefondation) — программе студенческих картин; а также в других конкурсных, почётных и внеконкурсных программах фестиваля.

Главный приз Каннского кинофестиваля вручался помимо игровых фильмов также и документальным лентам («Фаренгейт 9/11», «В мире безмолвия»). В 2008 году бюджет фестиваля составил около 20 млн евро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: