Русский фольклор (20 час)

Особенности русского фольклора, его связь с христианством и славянской мифологией. Картина мира в представлении человека Древней Руси. Жанры русского фольклора. Народное представление о героическом. Отражение в русском и родном фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Природа в русском фольклоре. Быт, семья, государство, патриотическое чувство в русском фольклоре. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по 1 сказке) (10 час)

Миф и сказка. Виды сказок. Образы животных в русских сказках и сказках родного фольклора. Фольклорная и литературная сказка. Реалистичность деталей и фантастичность сюжета и образов в сказке.

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки (4 час) [1]

Виды народных песен в русском и родном фольклоре. Выражение народной мудрости и юмора в загадках, пословицах и поговорках.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в сокращении) (6 час)

Эпический характер былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русской былины в сопоставлением с родным эпосом. Противоборство добра и зла. Гипербола в фольклоре. Образ богатыря в русском и родном фольклоре (возможен выбор другой былины)

 

Древнерусская литература (15 час)

Христианско-православные и языческие истоки древнерусской литературы. Патриотический пафос и поучительный характер. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Черты национального характера в произведениях древнерусской литературы. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Связь литературы с фольклором.

«Слово о полку Игореве» (в сокращении) (6 час).

Вопрос о времени создания и об авторстве слова. Историческая основа произведения. Нравственно-патриотическая идея «Слова о полку Игореве», мысль об объединении русских земель. Развитие образа князя Игоря. Образ Ярославны – нравственный идеал русской женщины. «Золотое слово» Святослава. Фольклорная образность в произведении. Трагический и оптимистический смысл финала. Значение «Слова» для русской литературы и культуры.

Повесть временных лет (Смерть Олега от своего коня) (2 час) (возможен выбор другого произведения).

Жанр летописи. Соотношение документального и художественного начала в летописи. Образ текущего времени и человеческой судьбы, сила и слабость земной власти в повествовании о смерти князя Олега.

Поучение Владимира Мономаха (фрагменты) (3 час) (возможен выбор другого произведения).

Жанр поучения, его особенности. Высокий нравственный пафос и христианская мораль в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений.

Житие Сергия Радонежского (фрагменты) (4 час) (возможен выбор другого произведения).

Жанр жития. Повествование о великом подвижнике земли русской. Образ Сергия Радонежского как носителя высоких нравственных начал: кротость, жертвенность, крепкая вера, беззаветное служение родине.

Русская литература XVIII века – 13 час

Эпоха Просвещения в русской литературе и культуре. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства в литературе классицизма. Сатира в классицизме. Обращение к жизни и внутреннему миру «частного» человека в сентиментализме. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Идейно-художественное своеобразие литературы XVIII в.

Материал изучается обзорно с кратким изложением жизни и творчества писателей и с чтением фрагментов следующих произведений:

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»; Д.И. Фонвизин Комедия «Недоросль»; Г.Р. Державин «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», «Властителям и судиям», «Фелица»; А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н.М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза»

М.В. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Жанр оды в творчестве Ломоносова. Дидактическая, просветительская направленность «Оды на день восшествия...». Яркая образность, масштабность поэтического мышления Ломоносова.

Комедия «Недоросль» как политическая сатира. Отражение в ней художественных принципов классицизма. Идеи Просвещения в комедии, обличение Фонвизиным невежества, дикости помещиков. Мастерство драматурга в изображении различных типов русского национального характера.

Тема назначения поэта в лирике Державина. Проблема жизни и смерти в его философской лирике. Обращение поэта к библейской символике. Традиции и новаторство поэта в жанре оды.

Жанр путешествия в русской литературе. Протест против самодержавия и крепостничества в книге “Путешествие из Петербурга в Москву”. Величественная и трагическая фигура русского просветителя-гуманиста.

Н.М. Карамзин – историк, писатель, реформатор русского языка. Глубина чувств простого человека в прозе Карамзина. Демократическая направленность творчества писателя. Роль пейзажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: