Средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телеви-

 

дение. Благодаря СМИ можно встретить не только конкретные объявленияо приеме на работу, но и различные статьи, интервью и обзоры о новом или расширяющемся бизнесе, в которых могут содержаться полезные для со-искателя сведения. Эту информацию следует правильно классифицировать.

Существует два способа поиска работы с помощью СМИ.

 

Первый – просмотр объявлений о вакансиях. В качестве средства свя-зи с работодателем в этих объявлениях обычно предлагается телефон, факс или электронная почта. Залогом успеха во многом служит оперативность реагирования со стороны соискателя, потому что представляющие интерес вакансии занимаются очень быстро.

 

Второй размещение своего объявления о поиске работы. Для дос-тижения успеха в этом случае необходимо грамотно составить объявление: рекомендуется кратко охарактеризовать уровень образования, опыт рабо-ты, дополнительные умения и навыки, имеющие значение для осуществ-ления профессиональной деятельности соискателя.

 

Поиск места работы с использованием СМИ предполагает обращение сразу ко многим источникам информации: чем больше просмотрено реклам-ных и информационных объявлений, различных статей, тем более обширная информация о рынке труда и возможностях трудоустройства будет получена.


 

39


Есть общеизвестные газеты, публикующие информацию о вакансиях

 

и соискателях работы. Среди них в Екатеринбурге необходимо назвать сле-дующие: «Работа для Вас», «Вакансия от А до Я», «Экспресс-Работа», «Ра-бота Град», «Есть РАБОТА!», «Быстрый курьер», «Свежие объявления» и др.

 

Читать специализированные газеты – универсальный способ поиска работы. В каждом номере публикуется несколько тысяч объявлений о ва-кансиях, однако следует помнить, что никакой ответственности за содер-жание этих объявлений газеты не несут. Всю информацию соискателю сле-дует тщательно проверять.

 

Кроме просмотра объявлений о вакансиях и размещения минирезюме газеты дают соискателю следующие возможности:

 

● находить информацию по повышению квалификации или пере-обучению;

 

● читать статьи-консультации квалифицированных экспертов по во-просам поиска работы;

 

● получать разнообразную справочную информацию.

 

При работе с различными СМИ в ходе поиска работы специалисты в об-ласти трудоустройства считают полезным следование следующим принципам:

● «широкий охват» – изучение как можно большего количества газет, журналов, радио и телепередач;

 

● «выделение фактов» – отделение фактов от журналистского коммен-тария и эмоциональных оценок этих фактов;

 

● «анализ фактов» – определение того, чем полученная информация мо-жет помочь соискателю лично;

 

● «уточнение и проверка» сбор дополнительной информации по ин-

 

тересующей теме с помощью телефонных звонков, личных посещений и раз-говоров с компетентными людьми1.

 

Если вопрос поиска новой работы стоит достаточно остро, то следует покупать и перерабатывать газеты регулярно. Лучше начать с рубрики, где представлены вакансии из интересующей сферы, а также заглянуть в руб-рики, посвященные смежным специальностям.

 

Для структурирования информации специалисты рекомендуют соис-кателю завести специальный блокнот для записи наиболее значимых момен-тов для дальнейших поисков и составления плана на будущее.

 


1 Бендюков М. А ., Соломин И. Л. Как стать профессионалом.Путеводитель по рын-

ку труда. URL: http://www.knigi1.disser.ru/books/library2/2849-23.php.


 

40


Соискателю следует регулярно просматривать информацию о ваканси-ях в местных СМИ и давать отклик на интересные объявления. Не надо пре-небрегать различными профессиональными газетами, в которых также могут содержаться полезные сведения о возможностях трудоустройства.

 

Из недостатков поиска работы посредством СМИ стоит отметить, что размещение собственных объявлений о поиске работы зачастую неэффектив-но. Иногда вслед за такими объявлениями следует шквал звонков, большей частью пустых. Это происходит в том случае, если объявление неправильно составлено и неверно сформулирована цель поиска вакансии.

 

Кроме того, объявления в СМИ могут содержать много ненужной ин-формации, вводящей соискателя в заблуждение. Большинство объявлений исходит не от работодателей, а от кадровых агентств и агентств по трудо-устройству. Многие из объявлений несут «завлекательный» характер, пред-лагают большие зарплаты, свободный график и низкие требования к канди-датам, обычно за такими объявлениями скрывается банальное распростране-ние различных групп товаров (сетевой маркетинг), но подобные объявления бывает сложно распознать с первого раза.

 

Однако, несмотря на определенные недостатки неоспоримыми преиму-ществами данного способа получения информации о вакансиях являются воз-можность найти работу без посредников, большой выбор работодателей и ак-туальность публикуемой информации.

 

Для того чтобы эффективно использовать данный ресурс, специалисты советуют правильно составить объявление, которое должно отвечать опре-деленным требованиям: быть кратким и содержать только выигрышную ин-формацию; данные должны помещаться в объявление только в том случае, если они выгодно демонстрируют достоинства соискателя.

 

Публикация собственного правильно составленного мини-резюме в га-зетах является одним из полезных способов взаимодействия с работодателем. Мини-резюме читают сотрудники служб персонала, руководители компаний, рекрутеры кадровых агентств – именно те люди, которые занимаются набо-ром персонала. Объявление должно содержать информацию о должности, на которую претендует соискатель, о полученном им образовании, опыте рабо-ты (если стаж менее года, следует написать «есть опыт работы»), навыках (знание иностранного языка, компьютерных программ, наличие водительских прав). Возраст указывать принято, но не обязательно. Если указывать зарпла-ту, то лучше называть минимальную: «з/п не менее…».


 

41


Преимуществом такого способа заявления о себе будет то, что ваше объявление увидит большое количество заинтересованных людей.

 

К недостаткам можно отнести отсутствие гарантий того, что соиска-телю позвонят и предложат что-то достойное, возрастает вероятность недоб-росовестных предложений, сетевого маркетинга.

 

Интернет. Трудно представить в настоящее время процесс поиска ра-боты без Интернета, который является самым оперативным и объемным ис-точником информации по любым вопросам, в том числе и по поиску работы.

 

В Интернете можно найти сайт любой интересующей соискателя ор-ганизации, где могут быть размещены объявления об открытии вакансий. Это может быть основной сайт компании, где нередко бывают соответствующие разделы, например: «Вакансии» или «Работа у нас», либо специально подго-товленный сайт, посвященный исключительно вопросам работы, построе-ния карьеры в определенной компании.

 

Преимущества такого информирования о вакансиях в том, что если потенциальный кандидат пока не очень хорошо знаком с компанией, у не-го появляется возможность познакомиться с ней поближе на сайте, прочи-тав соответствующую информацию.

 

Профессиональные сообщества также используют Интернет для при-влечения потенциальных кандидатов. И на сегодняшгий день едва ли не каж-дая сфера бизнеса имеет собственные объединения, клубы, сайты в Интер-нете. Несомненными преимуществами здесь являются профессиональные объединения, которые нередко одной из важных сторон своей деятельно-сти видят трудоустройство и развитие карьеры членов своего сообщества, поэтому используют объявления на сайте, рассылки и т. п. для доведения информации о кандидате на вакансию до своих коллег. Также соискателю среди членов профессиональных сообществ можно найти и рекомендателей, которые дадут ему вполне объективную характеристику.

 

Ресурсы Интернета не исчерпываются перечисленными, здесь суще-ствует огромное число источников информации о работе практически во всех регионах и городах России, а также странах мира. Ввиду того, что сейчас происходит бурный рост информационных возможностей Интернета в сфе-ре трудоустройства, здесь можно найти большое количество агентств, пред-лагающих различные вакансии.

 

Поиск в таком информационном ресурсе предполагает два варианта деятельности.


 

42


Первый: разместить свое резюме. Практически все ресурсы предостав-ляют возможность составления резюме в режиме онлайн. Нужно только за-полнить все заданные администратором поля – это поможет работодателю расширить параметры поиска и в результате получить наиболее полное пред-ставление о соискателе.

 

Второй: самостоятельно подобрать вакансии. Поиск работы на таких сайтах отличается тем, что дает широкие возможности для отбора вакансий по параметрам, важным именно для соискателя (например, сфера деятель-ности, уровень заработной платы, место расположения компании). При этом следует отметить легкость вступления в диалог с работодателем, даже если он находится в тысячах километрах от того места, где живет соискатель.

 

Информация о рабочих местах в Интернете очень динамична. Каждый месяц появляются новые серверы, сайты и страницы, посвященные поиску работы и трудоустройству.

 

Самый простой способ получения информации – воспользоваться лю-бой информационно-поисковой системой (Гугл, Яндекс и др.), задав в поис-ке слово «Работа». Система найдет адреса всех доступных на текущий день ресурсов Интернета на русском языке, посвященных поиску работы. Боль-шинство из них принадлежит коммерческим кадровым агентствам. Как пра-вило, возможности этих сайтов позволяют бесплатно просматривать инфор-мацию о вакансиях в различных странах, городах, отраслях, фирмах. Неко-торые сайты содержат конкретную информацию о вакансиях, включая на-звание должности, название компании, предлагаемый уровень заработной платы, условия труда, требования к соискателю, почтовые и электронные ад-реса, номера телефонов и факсов работодателей.

 

На других сайтах контактная информация о работодателе доступна только после общения с соответствующим агентством и оплаты его услуг. Кроме того, большинство сайтов, посвященных поиску работы, дают возмож-ность размещать в своих базах данных резюме соискателей, к которым в том или ином объеме имеют доступ работодатели, заинтересованные в подборе сотрудников. Как правило, доступ к информации о вакансиях и резюме соис-кателей в режиме чтения является бесплатным для всех желающих, а вот размещение информации о вакансиях со стороны работодателей и резюме со стороны соискателей на некоторых сайтах требует оплаты.

 

Самые известные из сайтов по поиску работы и сотрудников: rabo-ta.mail.ru; job.rambler.ru; rabota.ru; rabota66.ru; e1.ru/business/job; headhun-ter.ru; job.ru; jib.ru; job.person.ru; job.km.ru; njb.ru; vacansia.ru; alljobs.ru;


 

43


job-portal.ru; job-tuday.ru; job.ws; joblist.ru; jobs.ru; jobsme.ru; naim.ru; need-job.ru; rabotka.ru; resume-bank.ru; rosrabota.ru; isio.ru; zarplata.ru; jobr.ru; career.ru; rabotaonline.ru и др.

 

При работе с ресурсами по поиску вакансий необходимо, зайдя на сайт, зарегистрироваться и выбрать раздел для получения или размещения инфор-мации. Как правило, необходимый раздел для соискателя – это «Вакансии», где можно выбирать страну и город, в пределах которых идет поиск работы. Затем в списке предлагаемых специальностей указывается интересующая. Пос-ле этого соискатель может просмотреть список вакансий по параметрам сво-его запроса от различных организаций, набирающих персонал.

 

Самый эффективный способ рассказать о себе – это разместить ин-формациию в разделе «Резюме» на различных сайтах по поиску работы.

 

Резюме – это документ, который позволяет наиболее полно предста-вить свои способности и опыт потенциальному работодателю.

 

Некоторые агентства придумали весьма перспективную рубрику «Если

 

у вас есть работа», к ней можно обращаться, подумывая о переменах в своей жизни. Как правило, гарантируется конфиденциальность обращения, и нынеш-

ний работодатель ничего не узнает о намерениях соискателя.

 

Тот, кто в первый раз обращается к Интернету в поисках работы, поч-ти всегда испытывает разочарование. Результаты оказываются хуже, чем ожидалось. Причина чаще всего в том, что человек не знает, как сформу-лировать свой запрос. Самый эффективный путь составить запрос – вста-вить в него 2–3 слова, характерных для профессиональной лексики по ин-тересующей специальности. Не надо давать сложных определений или, на-оборот, слишком узких, конкретных названий своей специальности.

 

При соблюдении этих требований поиск работы с помощью Интерне-та становится более удобным, чем использование других ресурсов или по сравнению с первоначальным поиском благодаря новым предоставленным Интернетом возможностям.

 

Поиск работы с помощью Интернета отличается удобством и опера-тивностью:

 

● можно искать вакансии, сообщать информацию о себе и устанавли-

 

вать контакты с работодателем, не выходя из дома или из-за рабочего стола;

 

● можно искать работу и общаться с работодателем, находящимся в дру-

 

гом городе или даже в другой стране;


 

 

44


● информация, которую размещает соискатель, доступна для широко-го круга пользователей круглосуточно, хранится сколь угодно долго и обхо-дится дешевле, чем использование платных объявлений в других средствах массовой информации.

 

Кроме описанных ресурсов выпускники учебных заведений имеют воз-

 

можность обратиться в службу содействия трудоустройству,создаваемую

 

в вузах и других образовательных учреждениях, являющуюся структурнымподразделением вузов. Ее цель – содействие трудоустройству выпускников и временной трудовой занятости студентов, повышение их конкурентоспо-собности на рынке труда.

Как правило, служба содействия трудоустройству информирует:

● о вакансиях для старшекурсников и выпускников;

 

● вакансиях временной занятости для студентов всех курсов;

 

● о мероприятиях по содействию трудоустройству выпускников и вре-менной занятости студентов (дни карьеры, ярмарки вакансий и др.)1.

 

Служба содействия трудоустройству получает информацию о вакан-сиях непосредственно от компаний и организаций, которые заинтересованы

в приеме на работу выпускников, а также от кадровых агентств, с которыми вуз сотрудничает. Вся информация о вакансиях располагается на сайте вуза, стендах, или с ней можно познакомиться непосредственно в офисе службы.

Служба содействия трудоустройства организует:

 

● ярмарки вакансий, дни карьеры;

 

● презентации компаний-работодателей;

 

● лекции, семинары, мастер-классы по вопросам трудоустройства;

 

● консультации по вопросам трудоустройства, основным требовани-ям работодателей, способам поиска работы, состоянию рынка труда и т. д.;

 

● психологические консультации, в которые входят составление эф-фективного резюме, самопрезентация на собеседовании, помощь в поста-новке карьерных целей, профориентация и т. д.

 

Ищущему работу нельзя пренебрегать и такими способами, как обра-щение к знакомым и непосредственно к работодателю.

 

Обращение к знакомым. Поиск работы через знакомых и родствен-ников – это достаточно распространенный и эффективный способ трудо-устройства. Многим подобный способ кажется делом простым. Но, как по-казывают наблюдения, редко кто умеет грамотно и действительно эффек-тивно его использовать.

 


1 Справочник карьериста – 2013: приложение к газете «Ведомости». 2012. № 10. С. 29.


 

45


Знакомые и родственники могут оказать неоценимую помощь не только

 

в поиске информации о возможностях трудоустройства, но и в самом трудо-устройстве.

 

Друзья, знакомые, родственники и даже случайно встреченные люди могут:

 

● знать о конкретных возможностях трудоустройства, существующих вакансиях;

 

● согласиться иметь в виду соискателя на предмет возможного трудо-устройства;

 

● знать кого-то, кто уходит с работы, освобождая рабочее место;

 

● знать о конкретных фирмах и организациях, куда стоит обратиться;

 

● слышать о том, что поблизости начинают работать новые фирмы или уже существующие предприятия расширяют производство1.

 

Знакомые могут оказаться сотрудниками организаций, интересующих соискателя. Они могут следующее:

 

● знать об имеющихся предполагаемых вакансиях;

 

● организовать встречи с потенциальным нанимателем по поводу по-лучения работы;

 

● сообщить нанимателю о соискателе вакансии в случае, если рабо-тодатель собирается принимать кого-то на работу;

 

● передать нанимателю копию резюме соискателя.

 

Полезными могут быть и люди, которые сами только что трудоуст-роились. Они могли недавно столкнуться с организацией или фирмой, в ко-торой есть вакансии для новых соискателей работы.

 

Близкие друзья и родственники могут:

 

● спросить у своих знакомых об известных им вакансиях;

 

● иметь возможность порекомендовать соискателя потенциальному ра-ботодателю и организовать их встречу.

 

Люди, которые имеют контакты в необходимой соискателю профес-сиональной области, могут:

 

● передать экземпляр резюме заинтересованному лицу;

 

● порекомендовать соискателя своему нанимателю и организовать их встречу.

 

Те, кто также занят поиском работы, могут:

 

● знать о вакансиях, которые их самих не заинтересовали;

 


1 Бендюков М. А ., Соломин И. Л. Как стать профессионалом.Путеводитель по рын-

ку труда. URL: http://www.knigi1.disser.ru/books/library2/2849.


 

46


● столкнуться с наличием интересующих соискателя вакансий;

 

● при собственном поиске работы интересоваться также работой для

 

других.

 

При обращении к знакомым и родственникам в целях поиска достой-ной работы необходимо:

 

● преодолеть психологический барьер (стеснение и нерешительность здесь неуместны и даже вредны);

 

● составить полный список тех, к кому можно обратиться за помощью (лучше составлять список в письменном виде, не надеясь на память).

Специалисты рекомендуют в поиске новой работы обращаться за по-

 

мощью к как можно большему количеству людей и выстраивать поиск ра-боты через знакомых определенным образом1. Для такого поиска необхо-димо составить список знакомых, друзей, родственников, которые могут по-мочь в трудоустройстве; созвониться с ними и обсудить возможности встре-чи для получения или предоставления информации. Если список длинный, то встретиться лично можно с наиболее интересными для кандидата людьми, хотя при личной встрече больше возможностей хорошо представить себя

 

и заручиться готовностью помочь. Желательно, чтобы разговор завершился

 

согласием собеседника взять резюме и договоренностью о сотрудничестве в поиске работы. Целесообразно передать сведения в виде резюме, которое может быть своеобразной памяткой на случай, если человек будет говорить о соискателе с кем-то еще, а также напоминанием об интересе соискателя.

 

Искусство искать работу через знакомых и родственников в том и за-ключается, чтобы ненавязчиво и неоднократно напоминать о себе возможно большему числу тех, кто согласился подумать о вашей просьбе.

 

Для того чтобы активно и конструктивно использовать этот источ-ник информации, необходимо общаться с максимально возможным числом людей, рассматривая это как своеобразную тренировку способностей к об-щению, которые понадобятся при собеседовании с потенциальным работо-дателем. Нужно точно знать и уметь объяснить людям свои требования к ра-боте. Это означает, что общение с рекомендателями надо предварительно планировать, четко формулируя свои просьбы и вопросы.

 

Непосредственное обращение к работодателю. Многие фирмы поразным соображениям не публикуют широко информацию о своих ваканси-ях, но в СМИ неоднократно могут появляться сообщения о расширении, ре-

 


1 Бендюков М. А ., Соломин И. Л. Как стать профессионалом.Путеводитель по рын-

ку труда. URL: http://www.knigi1.disser.ru/books/library2/2849.


 

47


организации или создании новых производственных структур. Это свиде-тельствует о создании новых рабочих мест и о стабильности данного пред-приятия. Реклама товаров или услуг может дать информацию о профиле фир-мы. Кроме того, если у организации есть средства на рекламу, значит орга-низация устойчивая, и в ней могут быть вакантные места. Если соискатель знает, что в той или иной фирме требуется специалист его профиля, целесо-образно использовать способ «прямого обращения».

 

Непосредственное обращение к работодателю реализуется через по-исковые телефонные звонки, рассылку кандидатам письменных предложе-ний себя в качестве работника, поисковые визиты.

 

Преимущества этого способа – значительное сокращение вероятности конкуренции. Соискатель может устроиться именно в ту конкретную орга-низацию, которая ему нужна.

 

К недостаткам можно отнести тот факт, что не так много шансов на-личия в организации, куда обращается кандидат, нужной вакансии (соиска-теля могут всего лишь «взять на заметку»). Также вероятность получить пря-мой отказ от работодателя психологически воспринимается тяжелее, чем от-сутствие откликов на разосланное по почте резюме.

 

В отношении всех источников о вакансиях можно справедливо заме-тить, что все они в совокупности и каждый в отдельности – большое под-спорье для ищущих работу. Оперативность соискателя и умение ориенти-роваться в большом объеме информации при выборе необходимого и акту-ального помогут ему добиться скорейшего успеха в поиске работы.

 
























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow