Для того чтобы поиск работы был успешен, рекомендуют использо-вать все доступные варианты получения информации о вакансиях и все тех-нологии поиска работы.
Существует несколько источников информации о вакансиях (рис. 2).
Рис. 2. Источники информации о вакансиях
Источниками информации соискателю лучше пользоваться одновремен-но. Это позволит ему хорошо ориентироваться на рынке труда, максимально точно оценивать спрос и предложение, чтобы обеспечить себе выбор наиболее выгодных условий. Следует перечислить основные из них:
● Государственная служба по труду и занятости: городские, районные центры занятости населения;
● частные службы трудоустройства: кадровые и рекрутинговые агентства;
● средства массовой информации (СМИ): объявления в газетах и жур-налах, специальных бюллетенях; реклама на радио и телевидении;
● кадровые отделы предприятий, учреждений, организаций, фирм;
● Интернет;
● службы трудоустройства в вузах;
● сообщения знакомых, друзей, коллег, соседей;
● ярмарки вакансий;
31
● реклама в общественных местах, на транспорте;
● информация по каналам профессиональных и общественных орга-низаций1.
Опишем более подробно самые важные источники информации о ва-кансиях.
Государственная служба занятости является важнейшим источникоминформации о наличии вакансий в регионе, городе или районе. Она была соз-дана в рамках государственной программы занятости населения в 1991 г. Се-годня она представляет собой эффективно работающую структуру, которая мо-жет реально помочь человеку, желающему найти работу. Центр занятости на-селения, а именно местное отделение службы занятости, непосредственно ока-зывает желающим трудоустроиться государственные услуги в сфере занятости.
Учреждения Государственной службы занятости обладают одним из крупнейших по объему банком вакансий, сведения о которых содержат на-звание профессии и должности, название организации, адрес и телефон ра-ботодателя, предлагаемый уровень заработной платы, условия труда, требо-вания к специалисту.
Главная задача деятельности Государственной службы занятости на-селения – социальная защита населения через содействие в трудоустройстве
и активизация граждан на рынке труда. Реализации этой задачи содействуют:
● прием граждан, их регистрация в следующих целях: оказание содей-ствия в поиске работы, трудоустройство, признание граждан безработны-ми, профессиональное обучение, назначение и выплата пособий по безра-
ботице и стипендий в период обучения по направлению центров занятости населения; а также предоставление материальной и иной помощи безработ-ным гражданам и членам их семей, находящимся на содержании;
● информирование органов государственного управления, организа-ций, предприятий и граждан о положении на рынке труда, спросе и пред-ложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства и профессиональ-ной подготовки и о других услугах службы занятости;
● организация и проведение мероприятий по активной политике за-нятости и специальных программ: общественные работы; содействие тру-доустройству испытывающих трудности в поиске работы граждан; содей-ствие временному трудоустройству безработных граждан и несовершенно-летних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в каникулярное время и т. д.;
1 Мухин Л. Н ., Суднева О. Ю. Как вести себя на рынке труда.С. 14.
32
● проведение программ социальной и профессиональной адаптации, оказание психологической поддержки, отбор и направление на профессио-нальное обучение, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан и др.
Нужно отметить, что для получения информации о вакантных рабочих местах не обязательно вставать на учет и регистрироваться в качестве безра-ботного. Необходимо прийти в центр занятости и узнать о наличии вакансий по интересующей профессии, а также о возможностях трудоустройства и тре-бованиях, предъявляемых к профессиональным качествам работника.
Все без исключения услуги Государственной службы занятости для всех категорий граждан (работодателей, официально признанных безработ-ных граждан, незанятого населения и др.) БЕСПЛАТНЫ.
Мнения граждан, обращающихся за помощью в Государственную служ-бу по труду и занятости населения противоречивы. К преимуществам обра-щения в эту службу обычно относят возможность не прерывать стаж в слу-чае потери работы, получение денежного пособия, переобучение, времен-ную занятость безработных, общественные работы, а также содействие в ор-ганизации предпринимательской деятельности.
При этом среди людей, ищущих работу, распространено мнение, что только осознание невыигрышности своей ситуации на рынке труда и незна-ние, что и как делать дальше, заставляет людей вставать на учет в службу за-нятости. К недостаткам работы Государственной службы занятости часто от-носят формальный подход к подбору вакансий, отсутствие должного отно-шения к обратившимся; предложение рабочих мест с понижением социаль-ного статуса, с низкой заработной платой и плохими условиями труда на не-престижных предприятиях; поддержание практики дискриминации отдель-ных категорий граждан – впервые ищущих работу, людей в возрасте «за 40», женщин с маленькими детьми, инвалидов, людей, имеющих судимость и т. п.
Также среди недостатков работы данной службы называют акцентирование их внимания, в основном, на социальной защите, и на выплате пособий и др.
Одним из источников информации о вакансиях, используемых Госу-дарственной службой занятости для помощи гражданам, можно назвать ярмарки вакансий –специальные мероприятия,проводящиеся как Госу-дарственной службой занятости населения, так и другими службами, в том числе частными кадровыми агентствами, службами трудоустройства в ву-зах. Целью проведения таких мероприятий являются более широкое при-влечение работодателей к представлению имеющихся у них вакантных ра-
33
бочих мест, оказание содействия в поиске подходящей работы гражданам, желающим трудоустроиться, и практическая помощь в выборе подходящей профессии выпускникам и неработающей молодежи.
К достоинствам подобных мероприятий можно отнести уникальную возможность для соискателя всего за несколько часов наладить контакт с де-сятком работодателей и, задав вопросы специалистам, получить информа-цию о вакантных местах, вместо того, чтобы ездить на собеседования по все-му городу, от компании к компании.
В частности, на ярмарке вакансий можно получить:
● информацию о рынке труда на определенной территории, о предприя-тиях, испытывающих потребность в работниках; о возможностях трудоустрой-ства, переобучения на основе имеющихся свободных рабочих и учебных мест;
● возможность непосредственно встретиться и пообщаться с широким кругом работодателей для оперативного решения вопроса о трудоустройстве; ● информацию о профессиях, пользующихся спросом на рынке тру-
да, практическую помощь в выборе подходящей профессии; ● консультацию по организационно-правовым вопросам, вопросам за-
нятости, профессиональной ориентации и переобучения.
Тем не менее, такие мероприятия имеют и ряд недостатков, среди ко-торых следует отметить большое количество хаотично перемещающихся лю-дей, ограниченное время работы ярмарки, которое может быть неудобным для посещения и, как правило, является одной из причин столпотворения
в сочетании с ограниченностью площадей. Также не всегда на ярмарках ва-кансий продуманы маршруты посетителей, зачастую отсутствуют указатели служб и отдельных участников-работодателей. Ввиду вышеперечисленных особенностей у многих посетителей ярмарок возникает чувство, что им так и не удалось переговорить с нужными специалистами.
Ярмарки вакансий можно классифицировать по разным параметрам, но наиболее важный – целевая аудитория. Проводятся, например, ярмарки для молодых специалистов, ярмарки для граждан, имеющих рабочие спе-циальности, ярмарки для специалистов в области информационных техно-логий или финансов и т. д.
Для студентов и недавних выпускников вузов наиболее эффектив-ным будет посещение вузовских ярмарок вакансий или общегородских яр-марок, проводящихся для молодежи.
Ярмарки вакансий бывают межрегиональными, специализированны-ми, районными.
34
В последнее время при подготовке к подобным мероприятиям создаются интернет-страницы или даже целые интернет-порталы. Подготовка к ярмарке, как правило, начинается за 1,5–2 месяца. На сайте компании-устроителя разме-щается информация о компаниях-участниках, публикуется программа ярмарки.
Для эффективного использования предоставляемых ресурсов соиска-телю нужно до начала работы ярмарки как следует подготовиться:
● получить информацию об участниках ярмарки – работодателях и их вакансиях;
● сформулировать для себя цель поиска работы;
● подготовить самопрезентационные документы (резюме, портфо-лио и др.);
● подготовиться к собеседованию по интересующим темам, сформулиро-вать вопросы к работодателю и продумать ответы на его возможные вопросы;
● взять ручку и блокнот для записей необходимой информации при беседе с представителем компании;
● помнить про дресс-код и правило первого впечатления (исключают-ся огромные сумки, спортивные костюмы и др.).
Соискателям, идущим на ярмарку вакансий, стоит освоить несколько правил:
● приходить следует вовремя, так как представители работодателей
к концу мероприятия уже могут устать и не проявить к соискателю долж-ного интереса;
● можно знакомиться со всеми представленными участниками ярмар-ки, но лучше действовать по заранее намеченному плану и подходить толь-ко к интересующим кандидата участникам;
● беседуя с работодателями по интересующим вакансиям, нужно пред-лагать свое резюме, возможно, заполнять анкету и стараться договориться о собеседовании. Цель соискателя – получить у работодателя принципиаль-ное согласие на встречу;
● соискателям следует воспользоваться услугами психологов-проф-консультантов, юристов и других специалистов, присутствующих на ярмар-ках, а также посетить лекции и семинары, на которые необходимо запи-сываться заранее;
● следует собирать все информационные материалы, предлагаемые и доступные (они могут пригодиться не только соискателю, но и его зна-комым и близким).
35
После ярмарки нужно еще раз обдумать полученную информацию, сделать выводы об эффективности реализации собственных возможностей
и проанализировать собранные информационные материалы в соответствии со своими целями работы.
Частные службы трудоустройства делятся на агентства по трудо-
устройству и рекрутинговые агентства. Они выступают в качестве посред-ников на рынке труда. Задача и тех и других – согласование интересов со-искателя и работодателя. Однако между их услугами имеются различия.
Агентство по трудоустройству – это компания, которая занимается по-иском работы для соискателя. Иными словами, заказчиком услуг, оказывае-мых агентством по трудоустройству, является соискатель, и именно с ним агентство по трудоустройству заключает возмездный договор оказания услуг.
Рекрутинговое агентство или агентство по подбору персонала оказы-вает услуги работодателям. Рекрутинговое агентство заключает договор с ра-ботодателем и осуществляет для него поиск и подбор персонала, соответ-ствующего предъявленным требованиям, т. е. в данном случае заказчиком выступает работодатель.
Таким образом, главное отличие деятельности агентства по трудоустрой-ству и рекрутингового агентства по подбору персонала состоит в том, кто яв-ляется заказчиком услуг агентства и, соответственно, оплачивает эти услуги.
Агентства по трудоустройству. Обращаясь в агентство по трудоуст-ройству, соискатель сразу оплачивает определенную фиксированную сумму (аванс или первоначальный взнос), после чего агентство по трудоустройству приступает к поиску подходящих соискателю вакансий. Оно направляет его резюме на подобранные вакансии, размещает резюме соискателя в сети Ин-тернет и специализированных СМИ, ведет переговоры с работодателями,
организует проведение собеседований и производит иные посреднические действия. По факту трудоустройства соискатель выплачивает агентству воз-награждение в виде процента от своей заработной платы. Агентства по тру-доустройству оказывают соискателям также и другие платные услуги: со-ставление, редактирование, перевод и рассылка резюме, проведение различ-ных тренингов, консультирование по вопросам карьеры и поиска работы и др. Стоимость этих услуг может быть включена в первоначальный взнос, либо эти услуги оплачиваются соискателем отдельно как дополнительные.
Агентство по трудоустройству несет определенные обязательства пе-ред соискателями. Объем этих обязательств и предоставляемые гарантии могут различаться.
36
К достоинствам такого способа поиска работы можно отнести то, что соискатель, в какой-то степени, перекладывает свои проблемы на кадровое агентство, рассчитывая на квалифицированность персонала. В то же время,
следует помнить, каким бы квалифицированным не был работник агентства, принимать решение и проходить собеседование соискателю придется самому.
Безусловным недостатком в данном случае является оплата услуг, по-тому что человек, не имеющий работы, как правило, испытывает финансо-вые затруднения. Стоит отметить, что на рынке подобных услуг встреча-ются и недобросовестные агентства, которые «зарабатывают» не поиском вакансий для соискателя, а «выкачиванием» из него денег. Другой недос-таток – наличие посредника между соискателем и работодателем, вследст-вие чего процесс поиска вакансии осложняется и удлиняется.
Рекрутинговые агентства (агентства по подбору персонала). Рекру-тинговое агентство, в первую очередь, несет ответственность перед работо-дателем, поскольку именно он является заказчиком услуг агентства.
С соискателями вакансий у этих агентств договорные отношения от-сутствуют. Они не обязаны продолжать поиск работы для соискателя, если какая-либо вакансия ему не подошла, либо если работодатель не принял его на работу или расторгнул ранее заключенный с ним трудовой договор. При этом услуги рекрутинговых агентств для соискателей бесплатны. Агент-ство по подбору персонала ведет и постоянно пополняет свою внутреннюю базу резюме соискателей, в которую добавляет как резюме, найденные со-трудниками агентства, так и присланные соискателями. При наличии или по-явлении заказа на подбор сотрудника на должность, соответствующую резю-ме соискателя, его кандидатура будет рассматриваться сотрудниками агент-ства по подбору персонала наравне с другими.
Заботясь о своей репутации, рекрутинговые агентства стремятся не толь-ко быстро и качественно выполнять заказы работодателя, но и поддерживать хорошие отношения с соискателями как в случае найма соискателя на работу, так и в случае отказа конкретного работодателя принять соискателя на работу.
Некоторые агентства по подбору персонала оказывают платные ус-луги соискателям, если сам соискатель обращается в агентство, а необхо-димая ему помощь выходит за рамки работы менеджеров агентства по ва-кансиям работодателей. Как правило, такие услуги носят консультацион-ный характер, т. е. сотрудники агентства не осуществляют трудоустройст-
37
во соискателя, не ищут ему работу, а дают консультации по эффективному поиску работы, предоставляют ему информацию общего характера.
Рекрутинг, как правило, включает в себя следующие виды работ:
● определение образа идеального кандидата;
● использование всевозможных ресурсов поиска: Интернет, базы дан-ных предприятий, реклама;
● просмотр и анализ резюме кандидатов на должность;
● отсеивание неподходящих кандидатов на должность;
● проведение собеседований с наиболее подходящими высококвали-фицированными специалистами;
● психологическое тестирование кандидатов;
● предоставление краткого списка лучших кандидатов заказчику (3–5 претендентов).
Рекрутинговыми агентствами часто используется технология executive-
search (поиск и подбор персонала высшего звена) – это направление поиска
и подбора персонала ключевых и редких, как по специальности, так и по уровню профессионализма, специалистов среди тех, кто уже доказал, что успешен в биз-несе. В обычной практике executivesearch – это переманивание специалиста.
Методы, которые используются данной технологией, носят название прямой подбор или хэдхантинг (от англ. headhunting – охота за головами, где head – голова, hunting – охота).
Прямой поиск (или хэдхантинг) –это целенаправленный поиск кан-дидатов на ключевые позиции менеджеров среднего и высшего звена и вы-сококвалифицированных специалистов с определенными необходимыми на-выками, т. е. сотрудников, от деятельности которых практически напря-мую будет зависеть успех бизнеса. В отличие от более простых методов при прямом поиске никакие объявления о вакансиях в СМИ не публику-ются, а консультанты напрямую выходят на тех специалистов и менедже-ров, которые успешно трудоустроены в настоящее время и не находятся в активном поиске работы.
Хедхантер анализирует рынок и составляет лонглист – список организа-ций, в которых может быть найден подходящий кандидат. Когда круг потен-циальных кандидатов определен, избранным делается предложение о дальней-шем росте – смене места работы. Работа ведется от полутора до шести меся-цев: «прочесывается» весь потенциальный рынок кандидатов. В результате ос-тается одна-две кандидатуры, точно отвечающие запросам клиента.
Хедхантинг актуален, в основном, для уже состоявшихся профессионалов.
38
Определенным преимуществом рекрутинговых агентств является то, что наряду с традиционной услугой – рекрутментом, кадровые агентства предлагают также различные варианты оценки персонала, выведение пер-сонала из штата компании, предоставление персонала на краткосрочные проекты, аналитические исследования рынка труда, расчет заработной пла-ты, аутплейсмент (консультирование и продвижение на рынке сокращен-ного персонала) и др.
Недостатки рекрутинговых агентств для соискателя в том, что они,
в первую очередь, ориентируются на то, чтобы выполнить заказ клиента (работодателя), а не найти работу лично соискателю. Таким образом, дан-ные соискателя будут востребованы только по мере поступления заказа.
При этом соискателю придется пройти большее количество собеседований и тестирований, так как перед беседой с потенциальным работодателем обязательным этапом будет собеседование в агентстве, соискателю нужно будет понравиться интервьюеру и наладить с ним эффективный контакт. Кроме того, работу через рекрутинговые агентства все-таки проще найти специалистам с опытом работы.