Закрепление знаний обучающихся по изучаемому материалу

 

Задание 1.Обозначьте в словосочетаниях главное слово. ~ В скобках запишите вопрос к зависимому слову. ~  Например,~ любить (что?) природу.

 чтение (…) книги

 подарить (…) брату

 сидеть (…) в саду

 вернуться (…) вечером

 способный (…) к математике

 

Задание 2. Запишите словосочетания.

~ Сильный ветер, ~ шум колёс, ~ вышли из театра, ~ упали на землю, ~ в лесной глуш и, ~ бабушкины очки, ~ ярко зеленели, ~ спелая пшеница.

 

По образцу ~ укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, ~ поставьте вопрос от главного к зависимому слову.

Например, ~ сильный ветер.

Главное слово: ветер, ~ над словом ставим крестик .

Ветер какой? - сильный – ~ это зависимое слово, ведём к нему стрелку, ~ вверху записываем вопрос ~ (какой?).

Задание 3. Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

Задание 4. Выпишите из данного текста словосочетания именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа).

Обязанность руководителя, успешно преодолевая, недоверие со стороны, очень умело, четко до исполнителей, вызывать недоверие, третий от окна, доводить до исполнителей, слишком далеко.

 

 

Задание 5. Вставьте пропущенные орфограммы, произведите синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания.                         

Прик..сновение к природ.. неизбежно возбужда..т чу..ства и порожда..т мысли.

 

 

Итог урока.

Сегодня на уроке мы выделяли словосочетания из текса, но словосочетания способны формироваться в предложении, а в дальнейшем - в тексте.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

Слова в словосочетании могут соединяться при помощи предлогов, союзов, окончаний и интонационно.

 

8. Работа с текстом.

(22 слайд) Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа)

Студентам предлагается текст «Менеджер-руководитель в социально-экономической системе.

 

(23 слайд) Примерные ответы:

Согласование – информационная роль, возникающие трудности, такие области. Управление - роль менеджера, соблюдение норм, доводить до исполнителей.

Примыкание – умело используя, выявив ограничения, учиться повышать.

 

Моделирование словосочетаний по схемам.

(24 слайд) Выберите из текста «Менеджер-руководитель в социально-экономической системе» словосочетания в соответствии с приведенными схемами, обозначив главное слово значком «х».

1.Прилаг.+сущ.2.Глаг.+сущ.в творит.пад. 3.Сущ.+сущ.в род.пад. 4.Нареч.+глаг. 5.Глаг.+сущ.в вин.пад. 6.Нареч.+нареч.

(25 слайд) Примерные ответы.

1. личные качества;                                           2. нормы менеджера;

3. обработать информацию;                             4. выступает в качестве;

5. успешно управлять;                                       6. совсем рядом.

 

Классификация словосочетаний по значению.

(26 слайд) По значению (смысловым связям между словами) словосочетания подразделяются на: 1.Предмет и его признак экономико-управленческая информация; 2.Действие и предмет объезжать лошадей; 3.Действие и его признак убеждать умело.

 

(27 слайд) (Оформление дерева надписями «Словосочетания по значению», «Предмет и его признак», «Действие и предмет», «Действие и его признак»)

 

Работа с тестом.

Для проверки уровня освоения материала по способам связи слов в словосочетании выполните тест. (тест раздается учащимся, затем передается на взаимопроверку, проверка проводится при помощи слайда)

 

(28 слайд) Тест 1. Является ли словосочетание единицей синтаксиса?

А) да; Б) нет. Ответ: А

(29 слайд) Тест 2. Равноправны ли слова в словосочетании?

А) да; Б) нет. Ответ: Б

(30 слайд) Тест3. Какая связь объединяет слова в словосочетание?

А) сочинительная; Б) подчинительная. Ответ: Б

(31 слайд) Тест 4.

Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей? А) да; Б) нет. Ответ: Б

 

(32 слайд) Тест 5. Какое слово является главным в словосочетании освоить менеджмент? А) освоить; Б) менеджмент. Ответ: А

(33 слайд) Тест 6. Какое слово является главным в словосочетании финансовой организацией? А) финансовой; Б) организацией. Ответ: Б

(34 слайд) Тест 7. Какое слово является главным в словосочетании много преодолевать? А) много; Б) преодолевать. Ответ: Б

 

(35 слайд) Тест 8. Определи тип словосочетания хорошего настроения?

А) именное; Б) глагольное; В) наречное. Ответ: А

(36 слайд) Тест 9. Определи тип словосочетания владеет информацией?

А) именное; Б) глагольное; В) наречное. Ответ: Б

(37 слайд) Тест 10. Определи тип словосочетания очень быстро?

А) именное; Б) глагольное; В) наречное. Ответ: В

 

(38 слайд) Тест 1.В каком ряду все словосочетания со связью согласование?    А) в соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону;                Б) под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; В) первый снег, из весёлой компании, под белыми берёзами; Г) в новой шапке, всё общество, чувство ненависти. Ответ: В

 

(39 слайд) Тест 2. В каком ряду все словосочетания со связью управление? А) сижу за столом, вижу их, этот номер; Б) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент; В) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь; Г) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.   Ответ: Г

 

(40 слайд) Тест 3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? А) тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну; Б) давно забытый, когда-то нашёл, на это место; В) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; Г) стремиться туда, тихо летали, помнил их Ответ: В

 

(41 слайд) Тест 4. Укажите в предложении словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. Ответ: эту поступь

 

(42 слайд) Тест 5. Укажите в предложении словосочетание со связью управление. Вечером студенты шумно и увлечённо что-то сочиняли.                      Ответ: что-то сочиняли

 

(43 слайд) Тест 6. Укажите в предложении словосочетание со связью примыкание. Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий. Ответ: по-весеннему зеленели

 

(44 слайд) Тест 7. Укажите типы связи в словосочетании дождь на улице: А) согласование; Б) управление; В) примыкание. Ответ Б.

 

(45 слайд) Тест 8. Какой вид связи использован в словосочетании купить альбом? А) согласование, Б) управление, В) примыкание. Ответ Б.

(46 слайд) Тест 9. Укажите словосочетание со связью примыкание: А) новое положение, Б) двигаясь легко, В) идти в кино. Ответ Б.

 

(47 слайд) Тест 10. Укажите словосочетание со связью согласование: А) смотреть в окно, Б) говорить бессвязно, В) интересующийся ученик.           Ответ В.

 

(48 слайд) Тест 11. Укажите словосочетание со связью управление: А) здоровый ребенок, Б) читать увлеченно, В) купить книгу. Ответ В.

 

(49 слайд) Тест 12. Какое объединение слов не является словосочетание: А) студенты и учителя, Б) быстро разогнал, В) опоздал на урок. Ответ А.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: