Тестовые задания контрольной работы №1
1. В самом общем виде конфликт – это …
а) столкновение сторон, характеризующееся взаимонавязыванием и взаимосопротивлением позиций, взглядов, суждений состояний;
б) вид социального взаимодействия;
в) результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения;
г) многомерное явление жизнедеятельности субъекта, определяющее его функциональное со-стояние и процесс развития самосознания.
2. Признаки, по которым можно распознать наличие конфликта между людьми:
а) наличие претензий на исключительность, оригинальность, на истину в последней инстанции, на
повышенный контроль над всеми, целенаправленное негативное воздействие на другого человека;
б) негативное отношение друг к другу, взаимное притяжение, ценностное единство;
в) общая проблема конфликтующих, приписывание собственных мотивов поведения другому
человеку, желание выглядеть лучше;
г) усиление желания общаться, стремление людей к единению на основе социально значимой
|
|
цели.
3. В структуре конфликта для полного анализа важно выделить следующие элементы:
а) цели, ценности, позиции, поведение участников конфликта;
б) характеристики конфликтной ситуации, объект, предмет конфликта, стороны взаимодействия,
ранг оппонента, характеристики окружающей среды, инцидент, исходы конфликтной ситуации;
в) формы контактов, установки, чувства, направленность жизнедеятельности субъектов;
г) совокупность ресурсов, реакции окружающей среды на взаимодействие, эффективность
деятельности.
4. Для психолого-педагогической деятельности важно знать следующие компоненты психологической структуры конфликта:
а) познавательные (восприятие, мышление, ощущения), интеллектуальные характеристики
оппонентов, личностная вовлеченность субъектов противостояния, характеристики эмоционально
– волевой, мотивационной сфер и поведенческие проявления;
б) актуальность и значимость переживаний субъектов, степень их осознанности;
в) деформации личности, акцентуации и патологии характера;
г) характеристики самооценки, и степень саморегуляции субъекта.
5. Динамика развития конфликта характеризуется следующими основными этапами:
а) предконфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта, после-
конфликтная стадия;__ б) возникновение противоречий, оценка предконфликтной стадии, осознание конфликтной ситуации, разрешение конфликта;
в) уравновешивание сил, переход конфликта в открытую форму, активное противостояние до
конца;
г) переход конфликта в открытое противоборство, кульминация, разрешение.
|
|
6. Конфликт выполняет следующие основные функции:
а) стимулирует познание другого человека, способствует поиску истины и сбалансированно-
сти интересов субъекта;
б) конструктивную, диагностическую, деструктивную;
в) высвечивает сущность изменений, проблемы развития субъекта, узкие места взаимодействий;
г) приводит к возникновению психологических травм, личностных нарушений, разрушению от-
ношений с окружающими.
По каким признакам можно распознать «агрессора» в конфликте?
а) По наличию негативно эмоционально насыщенного поведения, направленного на демонстра-
цию силы, власти, превосходства;
б) по состоянию, характеризующемуся эмоциональным подъемом, усилением чувства собствен-
ной значимости, и уверенности в собственной непогрешимости и правоте;
в) по поведению, по состоянию и по представлениям о собственной непогрешимости;
г) по наличию в поведении провокаций, нарушающих внутреннее равновесие другого человека.
По каким признакам можно распознать «жертву» в конфликте?
а) По наличию сложного, интересного внутреннего мира, по склонности к зависимости, по на-
личию чувства неопределенности, по отсутствию умения постоять за себя;
б) по стремлению противостоять любому воздействию;
в) по стремлению к различным манипуляциям;
г) по эмоциональным реакциям, характеризующимся повышением психической напряженности.
9. Внутриличностный конфликт – это …
а) переход от психического напряжения к росту «самодостаточности»;
б) осознание своей зависимости от мира и своей ограниченности;
в) возможность преодоления противоречий между «Я – реальным и «Я - идеальным» посредством выбора между двумя возможностями;
г) состояние внутреннего мира субъекта, характеризующееся высоким уровнем психической
напряженности, проявляющейся в затруднении выбора способа жизнедеятельности в данный момент.
10. Внутриличностные конфликты возникают на базе …
а) снижения качества мыслительной деятельности;
б) неустойчивости настроения человека;
в) проблем воспитания в семье, конфликтных социальных взаимодействий, деформаций станов-
ления личности;
г) низкой самооценки, наличия различного рода зависимостей
11. Основными признаками нормативного внутриличностного конфликта являются:
а) осознание своей зависимости от мира и своей ограниченности, наличие социально важных цен-
ностей, кратковременность кризисных реакций;
б) стремление к признанию окружающими;
в) эмоциональное неблагополучие;
г) перегрузки психического и физиологического уровня субъекта.
12. Основные симптомы невротического внутриличностного конфликта:
а) усталость, бегство в различные формы защитного поведения, наличие барьеров общения,
непоследовательность поведения, острота и длительность кризисных реакций;
б) зависимость от чужого мнения;
в) чувство растерянности, неустойчивости, ведомости;
г) акцентирование на внешних атрибутах жизни.
13. Конструктивные последствия внутриличностных конфликтов - это...
а) рассогласованность ожиданий и реальных оценок действительности;
б) ограничение возможностей выбора;
в) усложнение психической жизни, формирование адекватной самооценки, мобилизация сил
для преодоления препятствий, повышение стрессоустойчивости;
г) повышение агрессивности и тревожности.
Деструктивные последствия внутриличностных конфликтов – это...
а) совершенствование характера, приводящее к формированию независимости;
б) жизненные кризисы, торможение развития личности, формирование садистских
наклонностей, разрушение внутреннего мира субъекта;
в) улучшение межличностных отношений;
г) повышение эффективности деятельности.
15. Понятие «причина конфликта» можно определить как …
|
|
а) базовые основания для развития конфликта, продуцирующие соответствующую напряжен-
ность, реакцию и активность субъектов;
б) любой фактор, провоцирующий психическую напряженность;
в) несогласие, тормозящее актуальное развитие субъекта;
г) формирование различного рода зависимостей, деформирующих развитие субъекта.
16. В числе факторов, которые являются основой для возникновения конфликтной ситуации важно отметить:
а) социальные, обусловленные системой социальных отношений субъектов и отражающие со-
циальные явления в жизни человека;
б) социально – психологические, обусловленные непосредственным взаимодействием людей и
отражающие социально – психологические явления в группах(лидерство, групповой фаворитизм
и др.);
в) психологические, связанные с индивидуально – психологическими особенностями участников конфликта и обусловленные спецификой функционирования психики;
г) социальные, социально – психологические и психологические факторы в единстве их функцио-
нирования.
17. Классификация причин конфликтов осуществляется по следующим основаниям:
а) по степени осознанности, открытости объективности и представленности в массе конфликтов;
б) по степени реалистичности и по предметности интереса субъекта;
в) по содержательным характеристикам напряженности субъектов, по провоцирующим соот-
ветствующую напряженность факторам, по особенным свойствам причин (реалистичность, объ-
ективность и др.);
г) по деформации мотивационно – смысловых образований.
18. Личностные причины конфликтного поведения определяются:
а) направленностью личности, характеристиками самосознания, психическими состояниями
человека, нарушениями мотивационной, эмоциональной сферы, характерологическими особенно-
стями и личностными нарушениями;
б) барьерами характера, акцентуациями характера, рядом характерологических черт;
в) неосознаваемыми мотивами, завышенными желаниями, усилением примитивных потребно-стей;
г) отсутствием культуры эмоционального поведения, отсутствием навыков психической само-
|
|
регуляции.
19. Конфликтность как качество личности в своей основе имеет …
а) ограниченные возможности человека к изменению собственной позиции;
б) завышенную самооценку, отсутствие соответствия между целью и возможностями ее дости-
жения, деформации личности и патологии психики, высокую эмоциональность и неуверенность в
себе, сочетающуюся с авторитарностью;
в) вялость и вязкость мышления, негативные представления об окружающих;
г) преувеличенный интерес к проблемам силы, насилия, цинизм, мистическую предрасположен-
ность.
20. Наиболее конфликтными звеньями межличностных отношений можно отметить:
а) барьеры общения, восприятия, общение с трудными людьми;
б) неверные предположения в отношении чьих либо действий, плохую передачу информации;
в) ощущение себя хуже других, незнание особенностей психики;
г) проблемы восприятия информации, проблемы общения, психологические особенности че-
ловеческих отношений, гендерные и возрастные различия, психологические факторы профессио-
нальной деятельности.
21. В числе проблем общения, являющихся причинами конфликтов можно отметить:
а) различия смысложизненных представлений, различных поколений;
б) особенности восприятия жизнедеятельности, обидчивость, нерешительность, вспыльчивость;
в) негативные установки, ошибки слушания и речевого поведения, общение с трудными людьми, различного рода барьеры;
г) различия в манере поведения и в жизненном опыте.
22. Причины конфликтов, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений:
а) взаимное непонимание реализуемых ролей;
б) различия целеполагания представителей разных поколений;
в) мотивационные основания деятельности, психологическая несовместимость субъектов, неблагоприятная психологическая атмосфера, фактор индивидуальной и групповой территориальности;
г) характеристики кризисных периодов развития человека.
23. Влияние социо – групповой напряженности на человеческие конфликты осуществляется посредством:
а) ценностных факторов общества, социальных интересов и стратегических проявлений субъектов
жизнедеятельности, характеристик восприятия и интерпретации социальных проявлений, а также
наличием критической массы проблем развития общества;
б) деструктивных образов восприятия, порождаемых различного рода иллюзиями;
в) экологических отклонений, возникающих в результате функционирования производственных
предприятий;
г) гипертрофии внешнего контроля при отсутствии опоры на внутреннюю мотивацию.
24. Конфликтогены – это …
а) поведенческие раздражители, провоцирующие усиление противостояния;
б) интерпретация ситуации как конфликтной;
в) несогласие с представлениями оппонента;
г) демонстрация собственного превосходства.
25. Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если реализуются следующие признаки:
а) демонстрируется дружелюбие и согласие оппонентов;
б) создаются условия для взаимного сотрудничества;
в) ущемляются интересы, потребности, цели и ценности оппонента, создается угроза личностно-
му, профессиональному, физическому и психическому статусу, появляется неискренность, стрем-
ление к превосходству, агрессия и эгоизм;
г) застенчивость, склонность к одиночеству, публичное порицание.
26. Для профилактики возникновения конфликтогенов важно:
а) знать причины конфликтов, но не всегда выяснять их;
б) жить в ситуации конфликта на базе положительных эмоций;
в) отказаться от стремления наказать оппонента;
г) принимать другого таким, каков он есть, применять техники психологической амортизации, оперировать вопросами, а не утверждениями, быть заинтересованным в реализации воз-можностей каждого, не наказывать, а стремиться понять.
27. Индивидуальные психологические меры профилактики негативных тенденций внутреннего мира базируются:
а) на характеристиках мыслительной деятельности субъекта;
б) на умениях управлять настроением человека;
в) на стержневых характеристиках личности: сформированность ценностно – смысловой сферы, достаточная саморегуляция, развитость волевой сферы и адекватность самооценки;
г) на актуализации чувства вины.
28. Деятельность по разрешению нормативного внутриличностного конфликта включает...
а) снятие избыточного негативного психического напряжения, расширение кругозора, рацио-
нальный анализ проблемы внутриличностного конфликта;
б) активную работу над собой в плане психофизического совершенствования;
в) стремление к высокому уровню личностной значимости;
г) повышение уступчивости и умения учитывать желания окружающих.