Тема 2. Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

3. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.

4. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Тема 2. Технико-эксплуатационные показатели пассажирского автотранспорта

Количественные показатели: объем перевозок, пассажирооборот, машино-часы работы. Качественные показатели: коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию. Мероприятия по увеличению выпуска автобусов на линию. Продолжительность нахождения подвижного состава на линии. Скорость движения. Техническая скорость. Эксплуатационная скорость.

Скорость сообщения. Мероприятия по повышению скорости сообщения, среднее расстояние поездки пассажиров. Коэффициент использования пробега. Мероприятия по повышению коэффициента использования пробега. Коэффициент использования вместимости. Среднесуточный пробег. Общий пробег. Производительность работы пассажирского автотранспорта

Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта характеризуют техническую готовность подвижного состава, выпуск его на линию и использование на перевозках, продолжительность его работы.

Они необходимы для планирования и анализа работы автотранспортного предприятия, учета работы подвижного состава, отчетности и оценки деятельности предприятия.

Для пребывания автомобиля на автотранспортном предприятии (календарные дни) складываются из дней нахождения автомобиля в эксплуатации, ремонте и простое.

Готовность автомобилей к выполнению перевозок и выпуск их на линию характеризуются коэффициентами технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением количества автомобиле-дней АДг нахождения автомобилей в технически исправном состоянии на общее количество автомобиле-дней АДп пребывания автомобилей в автотранспортном предприятии

Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяется отношением автомобиле-дней АДэ нахождения автомобилей в эксплуатации (в работе) к автомобиле-днямп пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии.

Коэффициент выпуска на линию грузовых автомобилей при пятидневной рабочей неделе должен определяться как отношение автомобиле-дней АД'э эксплуатации в рабочие дин к автомобиле-дням АД'п пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии в те же дни.

Пример. Пусть месячное количество автомобиле-дней пребывания, автомобилей на транспортном предприятии АДп = 6200, в том числе автомобиле-дней пребывания в рабочие дни АДп=4200.

Количество автомобиле-дней в эксплуатации (по табелю) в том же месяце АДэ = 3650, в том числе в рабочие дни АД'э = 3550.

Тогда общий коэффициент выпуска автомобилей на линию

Коэффициент выпуска автомобилей на линию в рабочие дни

Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска подвижного состава на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материально-техническое снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества.

Время пребывания автомобиля в наряде, или продолжительность работы на линии, исчисляется с момента выхода автомобиля из автотранспортного предприятия до момента его возвращения, исключая время отдыха водителя.

Время пребывания в наряде слагается из времени движения и времени планируемых простоев для погрузки и выгрузки грузов (посадки и высадки пассажиров) и по техническим надобностям.

Техническая скорость движения автомобиля определяется делением пробега автомобиля в километрах за данный период на время движения в часах.

Она зависит от: динамических свойств автомобиля; типа, профиля и плана дороги: состояния дорожного покрытия; интенсивности движения на дорогах, частоты ипродолжительности остановок в пути (у светофоров, на перекрестках и железнодорожных переездах), ограничении скоростей движения по дорогам; приемов вождения автомобиля, опытности водителя и его состояния; конструкции и технического состояния тормозной системы, рулевого управления, приборов сигнализации, освещения и др.

Эксплуатационная скорость движения автомобиля определяется делением пробега автомобиля в километрах на время пребывания автомобиля в наряде. Эта скорость тем выше, чем выше техническая скорость и чем меньше простои на линии.

Общим пробегом называется расстояние в километрах, проходимое автомобилем. Общий пробег грузового автомобиля складывается из пробега с грузом, пробега без груза и нулевого пробега.

Нулевым называется пробег автомобиля из автотранспортного предприятия в пункт первой погрузки и из пункта последней разгрузки на автотранспортное предприятие, а также заезды на заправку топливом, техническое обслуживание и текущий ремонт.

Коэффициент использования пробега определяют делением пробега с грузом или пассажирами на общий пробег. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.

Коэффициент использования пробега повышают путем улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.

    Тема 3 "Диспетчерское руководство такси на линии"

     Принципиальной особенностью диспетчерского управления, по сравнению с прочими видами управления пассажирскими автомобильными перевозками, является осуществление деятельно­сти в реальном масштабе времени. Это повышает требования к качеству и своевременности принятия и исполнения диспетчерских решений. Ошибки, допущенные на стратегическом и тактическом уровнях управления, могут быть исправлены, а разработка управленческих решений выполняется достаточно продолжительное время. Ошибки при диспетчерском управлении отражаются на ходе перевозок и, как правило, их нельзя исправить. Принятие диспетчерских решений должно быть осуществлено немедленно.

    Диспетчерское управление направлено на выполнение разработанного ранее плана движения и его оперативную корректировку в соответствии с возникающими отклонениями и колебанием потребности в перевозках. Потребность в диспетчерском регулировании перевозок объясняется: недостаточным знанием объекта управления, не позволяющим спланировать все детали процесса перевозки; случайно возникающими колебаниями по­требности в перевозках; вероятностными характеристиками системы перевозок, проявляющимися в сбоях перевозочного процесса. Если влияние первой из указанных причин с течением времени несколько снижается в связи с развитием научно-технического прогресса, то остальные две причины объективны и не могут быть устранены.

Диспетчерское управление подразделяется на внутрипарковое и линейное. Внутрипарковая диспетчеризация пассажирских автомобильных перевозок осуществляется диспетчерской группой отдела эксплуатации АТО и решает задачи: подготовки путевой документации к выпуску подвижного состава на линию; приема и первичной обработки этой документации при возврате с линии; экипировки подвижного состава перед выездом на линию; выпуска подвижного состава на линию в соответствии с нарядом; рацио­нального использования резерва подвижного состава АТО; приема и исполнения предварительных заказов на перевозки автомобилями-такси; оформления заказов на обслуживание автобусами и легковыми автомобилями по заявкам организаций и граждан; приема жалоб и заявлений пассажиров; анализа выпуска подвиж­ного состава на линию и работы его на линии; оформления отчетной документации. Линейная диспетчеризация осуществляется во время пребывания подвижного состава на линии (за пределами территории АТО) и ее задачами являются: обеспечение выполне­ния расписания движения автобусов и учет регулярности рейсов; контроль за работой на линии; регулирование движения подвижного состава на основе оперативно собираемой информации о состоянии движения, условиях перевозок и пассажиропотоках; восстановление нарушенного движения; организация оказания технической помощи автомобилям на линии; принятие мер в слу­чае ДТП; оперативная информация пассажиров о движении; ра­циональное использование резерва подвижного состава, находя­щегося в распоряжении линейной диспетчерской службы; прием и исполнение срочных и текущих заказов на перевозки автомоби­лями-такси; контроль за движением междугородных и междуна­родных автобусов по диспетчерским участкам и передача информации о наличии свободных мест в автобусах; координация рабо­ты на линии с другими видами пассажирского транспорта; прием жалоб и заявлений пассажиров; прием забытых пассажирами вещей на временное хранение; анализ результатов деятельности и оформление отчетной документации. Линейная диспетчеризация, в зависимости от вида сообщения и местных особенностей организации управления перевозками, осуществляется диспетчерской группой отдела эксплуатации АТО, специализированным диспетчерским органом городской транспортной администрации или автовокзалом (ПАС).

  Диспетчерское управление преследует цели повышения эффективности использования подвижного состава и поддержания качества транспортного обслуживания пассажиров на нормативном уровне. В диспетчерском управлении выделяют типовые управленческие функции организации, планирования, контроля, регулирования, координации, исполнения решений и анализа. Организация предусматривает установление производственной и организационных структур диспетчерского управления, информационных потоков, обеспечение средствами производственной связи, регламентацию документирования информации и разработку типового технологического процесса диспетчерского управления. При этом ведущим является принцип централизации диспетчерского управления. Планирование включает в себя определение численно­сти диспетчерского персонала и установление режима его работы, определение производственных заданий и разработку техно­логических карт, содержащих типовые диспетчерские решения в наиболее вероятных сбойных ситуациях. Контроль состоит в по лучении и фиксации объективной информации о перевозках и дорожно-климатических условиях. Регулирование осуществляется на основе оценки информации, полученной при контроле, и имеет целью разработку диспетчерских решений по корректировке перевозочного процесса в соответствии с установленным планом движения. Координация заключается в установлении и осуществле­нии взаимодействия с диспетчерскими службами других видов пас­сажирского транспорта, органами исполнительной власти и мест­ного самоуправления. Исполнение решений является логическим за­вершением регулирования и включает передачу диспетчерского решения исполнителю и контроль исполнения. Анализ направлен на установление путей дальнейшего совершенствования перевозок и производится на основе информации, полученной при кон­троле, с учетом плана перевозок, принятых и реализованных дис­петчерских решений.

    Организационная структура линейного диспетчерского управ­ления маршрутными видами ГПТ имеет различную звенность и особенности в зависимости от величины города и числа перевозчиков. В малых городах, где имеется единственный перевозчик, линейное диспетчерское управление осуществляется группой, организуемой в составе отдела эксплуатации АТО. При наличии нескольких перевозчиков предусматривают централизацию управ­ления линейной работой путем образования единого органа диспет­черского управления. Централизация может быть осуществлена по нескольким альтернативным схемам, различающимся организационно-правовыми формами диспетчерского органа и взаимоотношениями с ним перевозчиков.

Централизованный диспетчерский орган может быть образован в качестве:

• самостоятельного юридического лица, учредителями которого выступают органы местного самоуправления (создается унитарное муниципальное предприятие) или перевозчики совместно с органами местного самоуправления. Такой диспетчерский орган организует отношения с перевозчиками на договорных условиях;

• структурного подразделения транспортного органа городской администрации. Отношения с перевозчиками в этом случае строятся на основании договора, заключаемого администрацией;

• структурного подразделения одного из перевозчиков, образуемого и финансируемого согласно многостороннему договору перевозчиков, заключаемому в целях удовлетворения их общих потребностей.

  Диспетчерское управление перевозками в режиме «маршрутное такси» не отличается от диспетчерского управления обычны ми маршрутными перевозками и осуществляется аналогичным образом. При наличии разных видов ГПТ для обеспечения координированного диспетчерского управления образуют единый диспетчерский орган (единую ЦДС).

   Диспетчерское управление пригородными автобусными пере­возками, по сравнению с внутригородским сообщением, связано с дополнительными трудностями, объясняющимися большей протяженностью маршрутов и территориальной удаленностью их ко­нечных пунктов, расположенных в пригородной зоне. Это, в частности, затрудняет маневрирование подвижным составом между маршрутами, подключение в работу резервных автобусов. Диспетчерское управление пригородными автобусными перевозками осу­ществляется диспетчерской группой автовокзала, расположенного в городе — центре пригородной зоны, при взаимодействии с диспетчерами других АВ и ПАС, расположенных на обслуживаемой территории.

    Диспетчерское управление междугородными и международными автобусными перевозками основано на использовании прин­ципов направления и разделения маршрута на диспетчерские участки. Это обусловлено большой протяженностью соответствующих маршрутов и «привязкой» групп отдельных маршрутов к расходящимся автомобильным дорогам — направлениям. За расположенными на таких направлениях АВ и ПАС закрепляются диспетчерские участки, границы которых устанавливают в промежутках между смежными АВ и ПАС.

  Диспетчеры АВ и ПАС осуществляют управление движением по принципу эстафеты, отслеживая движение автобусов по маршрутам в пределах своего участка и передавая его под ответственность диспетчера очередного участка при достижении установленной границы.

  Важной функцией диспетчерского управления междугородными автомобильными перевозками является передача по маршруту информации о наличии свободных мест в движущихся автобусах. Движение на международных маршрутах осуществляется по до­говоренности с иностранными партнерами, обеспечивающими диспетчерское управление на территориях соответствующих государств.

   Выполненные еще в советское время разработки содержат ре­комендацию об образовании в составе ЦДС пассажирского автомобильного транспорта автобусного и таксомоторного отделений.

 

Контрольные вопросы

1. На что направлено диспетчерское управление?

2. Виды диспетчерского управления?

3. В качестве чего организован диспетчерский орган?

4. Что является важной функцией диспетчерского управления?

 

  Тема 4. " Работа такси на линии"

     Достаточно большой удельный вес в общем объеме перевозок легковыми автомобилями приходится на таксомоторные перевозки и связи с целым рядом преимуществ, которые определяют целесо­образность присутствия и развития их практически в любом достаточно крупном населенном пункте, особенно в городах с населени­ем более 250 тыс. жителей. Перевозка пассажиров автомобилями-такси представляет собой сложный процесс и предполагает системный подход к его рассмотрению.

     Система транспортного обслуживания населения включает в себя следующие формы пользования автомобилями такси:

- найм автомобилей-такси на стоянках. Это наиболее распространенная форма пользования таксомоторным транспортом, таким образом совершается наибольшее число поездок пассажиров. Од­нако при такой форме обслуживания преимущества автомобилей-такси в сравнении с маршрутизированным транспортом полностью не реализуются, так как пассажиром затрачивается время на подход к стоянке и ожидание свободного такси;

- найм свободного такси в пути следования. В таких случаях пас­сажир не тратит время на подход к стоянке и у автомобиля-такси уменьшаются неоплаченные пробеги, но уменьшается и возмож­ность совершения поездки;

- предварительный заказ или вызов такси непосредственно к месту отправления пассажира. При такой форме осуществляется принцип доставки пассажира "от двери до двери";

  - групповое обслуживание пассажиров. Оно осуществляется с пунк­тов массового отправления пассажиров в места массовых совпа­дающих корреспонденции поездок (от конечной станции метропо­литена до аэропорта, между вокзалами и портами). В связи с доле­вым участием пассажиров в оплате проезда поездки болп доступны;

   - подача автомобилей-такси по наряду. При помощи автомобилей, выделяемых по наряду, учреждения и организации по разрешению министерств и согласно заключенным договорам с A/ 11 осуществляют сбор почты, обслуживание сберкасс и т. д.;

    - обслуживание работников сторонних организаций по договорим, заказы такси с самолетов, поездов, речных и морских суда», Проводники и служащие продают талоны на предоставление автомобилей-такси, которые предъявляются диспетчеру-распорядителю таксомоторной стоянки;

   - маршрутные такси. Они выполняют перевозки пассажиром но регулярным, постоянным или временным, городским и внегородским маршрутам.

   Рациональная организация работы автомобилей-такси должна предусматривать обеспечение высокого уровня и качества обслуживания населения, а также эффективное использование подвижного состава на линии. В практической деятельности необходимо соблюдать определенную последовательность и согласованной отдельных элементов работ по осуществлению эффективной эксплуатации таксомоторного транспорта. Схема работ по организации движения и эксплуатации автомобилей-такси на линии включает: изучение спроса на таксомоторные перевозки; определит, ожидаемого объема перевозок; расчет потребного количества автомобилей-такси и определение режима их работы; выбор эффективных систем организации труда водителей; разработку графиков выпуска автомобилей-такси на линию; организацию выпуска такс на линию согласно графику.

    Спрос на такси подразделяют на предъявленный и непредъявленный, или возможный при создании надежных условий поездки В свою очередь предъявленный включает в себя удовлетворенных и неудовлетворенный спрос вследствие возможного отсутствия автомобилей в конкретное время и в конкретном месте или отказа oт перевозки пассажира по другим причинам.

      Спрос на перевозки автомобилями-такси не остается постоян­ным, а, согласно определенным закономерностям, изменяется по часам суток, дням недели и месяца, сезонам года, территории насе­ленного пункта и его пригородной зоны. Для удовлетворения спро­са населения на таксомоторные перевозки должно быть организо­вано его систематическое изучение и анализ закономерностей рас­пределения поездок во времени и пространстве.

   Необходимо отметить, что в термин "таксомоторные перевоз­ки" целесообразно включать не только перевозки специализиро­ванными автомобилями автотранспортных предприятий, но и как перевозки индивидуалов с лицензией, так и частников.

   При установлении спроса населения на таксомоторные пере­возки используются анкетный, статистический, табличный, учет­ный и визуальный методы. Перед началом обследования необхо­димо выбрать метод его проведения. Предпочтение отдается та­кому методу, который обеспечивает получение необходимых характеристик пассажирских или транспортных (автомобили-такси) потоков при наименьших затратах времени и средств. Не­обходимо помнить, что любое обследование предполагает три этапа: подготовка обследования, его проведение и обработка по­лученной информации.

    При анкетном методе специально разработанные анкеты раз­дают водителям, которые заполняют их, записывая сведения о каж­дой поездке. В конце рабочего дня анкеты сдают вместе с путевыми листами диспетчеру. Анкеты могут раздаваться пассажирам, кото­рые сдают их после заполнения линейным диспетчерам или водителям. Опрос населения с помощью анкет может производиться по производственному или территориальному принципу. Собранные пикеты подвергаются обработке и анализу. Анкетный метод получил наибольшее распространение, так как позволяет определить факти­ческий объем перевозок по показателю удовлетворенного спроса.

    С целью получения общих сведений о потребности в транспортных перевозках проводят специальное анкетное обследование населения.

    Статистический метод основан на обработке путевых листов, диспетчерских отчетов и анализе использования такси в зависимо­сти от времени выхода на линию, времени работы по часам суток, дням недели, предпраздничным и праздничным дням.

    Табличный метод позволяет установить удовлетворенный спрос на таксомоторные перевозки и эффективность использования подвижного состава по таблицам, которые заполняются водителя­ми в процессе работы на линии (форма 1). Перед выездом на ли­нию водитель заносит в таблицу обследования дату, номер автомобиля, показания спидометра, а затем ведет записи по каждой по садке. В конце смены водитель проставляет время окончания смены и показание спидометра, проверяет записи в таблице и сдав ее диспетчеру вместе с путевым листом. При обработке полученных таким образом данных выявляются: распределение спроса пи времени, количество перевезенных пассажиров, эффективность использования времени работы и пробега такси на линии.

 

вопросы:

1. Что включает в себя система транспортного обслуживания населения.

2. Что представляет спрос на перевозки автомобилями-такси.

3. На чем основан статистический и табличный метод организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: