Основные тенденции развития системы среднего профессионального образования

Ответы ГЭК (1-9 вопросы)

Историко-педагогический обзор развития профессионального образования в России и за рубежом.

История профессионального, профессионально-технического образования в России — целостный социально-исторический и историко-педагогический процесс. Выделяют периоды:

Первый период (VI - первая половина XIX в.)

- возникновение различных форм профессионального образования;

- зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования.

Второй период (вторая половина XIXв. - 1917 г.) 

- формирование системы государственных профессиональных учебных заведений;

- развитие общественно-педагогического движения в области проф.обр.

Третий период (1917 - 1940)

- начальный этап институциирования профессиональной педагогики.

Четвертый период (1940 - 1958)

- создание и функционирование системы гос-х трудовых резервов как системы ПО;

- активизация разработки методики для производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров.

Пятый период (1959–1990-е гг.)

- преобразование системы трудовых резервов в систему профессионально-технического образования;

- осуществление СПО и переход к всеобщему профессиональному образованию;

- становление научных центров профессионального образования.

Шестой период (1991 - 2000)

- период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования.

Осмысление пути, пройденного российской системой профессионального образования, ее успехов и ошибок, тенденций развития и закономерностей позволит более уверенно прогнозировать и конструировать контуры профессиональной школы XXI в. (Е.Г. Осовский).

Седьмой период (начало XXI в.)

- характеризуется необходимостью по-новому осмыслить функциональное назначение профессионального образования в современном российском обществе. Основным заказчиком подготовки квалифицированных специалистов является государство, а в связи с изменением форм собственности основным работодателем выступает частный предприниматель — организатор производственного процесса. Современная профессиональная школа России сегодня находится в состоянии значительного отрыва от рынка труда в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств: углубляющейся интеграции образовательных учреждений НПО и СПО; уменьшения государственного финансирования образовательных учреждений профессионального образования; интеграции России в международное образовательное пространство и др.

В результате профессиональная школа сегодня не несет ответственности перед отечественной экономикой и продолжает функционировать за счет традиционно сложившегося опыта без включения в этот процесс работодателей и общественных институтов (И.П. Смирнов, В.А. Поляков, Е.В. Ткаченко).

Вхождение России в мировое образовательное пространство требует сохранения накопленного потенциала профессионального образования, адаптации, развития и использования этого потенциала в новых экономических условиях.

За рубежом

В глубокой древности передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Самые уважаемые и умудренные опытом – образовали первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

В эпоху рабовладельчества произошло отделение умственного труда от физического: физический труд стал уделом рабов.

В эпоху Средневековья профессия рассматривалась как пожизненное призвание. Ремесло отождествлялось с искусством, с ним связывалась мистическая традиция мудрости и секрета. Такое отношение к ремеслу составляло стержень трудовой морали феодального общества. Нужно отметить, что в период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Средневековый мастер или кузнец передавал своему ученику из уст в уста, из рук в руки профессиональные знания и умения и свой индивидуальный стиль работы.

В XI в. появились первые педагогические сочинения, раскрывающие роль «механических искусств». Демократический взгляд на роль ремесла и профессии в жизни общества высказал Я.А. Коменский (1592-1670). Он считал необходимым готовить детей к трудовой деятельности. Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей ни утратили, ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. В его учебнике «Мир чувственных вещей в картинах» много внимания уделяется ознакомлению детей с различными ремеслами, орудиями труда и технологиями производства».

В XIV — XVII вв. усиливается интерес к проблеме профессионального обучения, с развитием капиталистических отношений, прогрессом науки и техники. Особое значение приобретают экономические и социальные аспекты массового вовлечения детей в трудовую деятельность в мануфактуре и ремесленном производстве.

На пороге Нового времени английский философ и педагог Д. Локк (1632-1704) разработал систему воспитания «джентльмена» (делового человека), в которой особая роль отводилась обучению деловых людей какому-либо ремеслу. В «Записке о рабочих школах» Д. Локк предлагал правительству для детей из бедных семей создать сеть рабочих школ - приютов, построенных на самоокупаемости, где бы дети обучались какому-либо ремеслу. Французские материалисты и просветители XVIII в., в том числе и Д. Дидро, К. Гельвеции (1715—177L), П. Гольбах (1723—1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712—1778) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

В конце XVIII в. начинается развитие новой тенденции в профессиональном образовании, которая делала акцент на овладение орудиями, инструментами и технологиями производства.

В проектах переустройства человеческого общества, которые разработали социалисты-утописты первой половины XIX в. К.А. Сен-Симон (1770-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэн (1771-1858) и другие были предложены подходы к профессиональной подготовке молодежи: всеобщность труда, развитие «индустриальных призваний» детей, равноправность профессиональных школ в общей системе образования. Общественный деятель Франции К.А. Корбон (1808-1881) подчеркнул значение свободного выбора профессии для личности и общества, показал необходимость всеобщей профессиональной подготовки и создания профессиональных школ, сочетания общего и профессионального образования, взаимосвязи умственного и физического труда. К. Маркс (1818-1883) техническое обучение, которое «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств», включил в систему коммунистического воспитания. Был поставлен вопрос о соединении обучения с производительным трудом, рациональной организации и защите детского труда, о замене системы ученичества техническими школами. Идеи К. Маркса получили широкий отклик в педагогических кругах социал-демократов конца XIX - начала XX вв.

В конце XIX — начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Инициативными покорителями Нового Света были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей. Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. в Западной Европе и США возникли различные реформаторские теории.

- Одной из них была теория трудовой школы. Ее автором был немецкий педагог и видный деятель образования Георг Кершенштейнер (1854-1932). Важнейшей задачей народной школы он считал общую трудовую подготовку молодежи к профессиональной деятельности. Г. Кершенштейнером была заложена новая система фабрично-заводского ученичества, сочетавшая практическую работу на производстве с теоретическим обучением. Эта система получила широкую известность и распространение не только в Германии, но и во многих странах Европы.

- Ф.У. Тейлор (1856-1915). Он предложил меры по уплотнению рабочего дня, воспитанию производственной культуры, рационализации труда и отдыха, учета в профессиональной деятельности психологических особенностей работающего человека, анализу, отбору и освоению трудовых операций и приемов. Ф.У. Тейлор заложил основы письменного инструктажа, разработал инструкционную карту. Идеи Тейлора по модернизации системы организации труда, обучения и переобучения рабочих получили название «тейлоризма» и в дальнейшем были развиты его соотечественниками. Тейлоризм способствовал росту производительности труда, но одновременно вел к усилению его напряженности, повышению утомляемости человека, увеличению профессиональных заболеваний.

- Генри Форд (1863-1947) внедрил массовое конвейерное производство, разработал операционно-поточную систему обучения рабочих на основе пооперационного разделения труда. Это повысило интенсификацию труда рабочих и одновременно привело к деквалификации значительной части рабочих и сокращению сроков обучения. Так, 43% рабочих обучались в течение одного дня, 36% - в течение недели, 6% - в течение двух недель. И только 15% рабочих обучались от месяца до года.

В конце XIX в. на Западе зародилась практическая педагогика профессионального обучения. Начали создаваться учебные мастерские на предприятиях с приданием им педагогических функций. Это положило начало более продуктивной по сравнению с ученичеством системы производственно-профессионального обучения. После второй мировой войны, прервавшей исследования в области профессионального образования, под эгидой ЮНЕСКО в Европе начали восстанавливаться международные и национальные центры профессионального и производственного обучения, стали проводиться конференции, совещания и семинары по проблемам профессионального образования. Началось реформирование национальных систем профессионального образования, усилилось международное сотрудничество по вопросам подготовки кадров. Таким образом, возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в пользу обогащения содержания, активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием реформ профессионального образования в первой половине ХХ столетия.

 



Основные тенденции развития системы среднего профессионального образования.

Количество поступающих в учреждения СПО ежегодно растёт. По отношению к отдельным отраслям начинает формироваться государственный заказ на подготовку кадров. Так, в 2015 году, Правительство РФ утвердило план для оборонно-промышленного комплекса на 2016-2020 годы, в соответствии с которым ежегодно будет осуществляться подготовка 6000 студентов и повышение квалификации 210 000 сотрудников отрасли.

В рамках поручения Президента РФ 50% учреждений СПО к 2020 году должны осуществить первый выпуск по новым и перспективным профессиям.

Особое внимание уделяется развитию инженерного образования. Например, внедряется прикладной бакалавриат - когда в образовательной программе больше времени и внимания отводится практике и практической работе.

Расширяется сотрудничество системы профобразования с работодателями. На передовых предприятиях российской промышленности (Ковровский оружейный завод, корпорация «Иркут», Уралвагонзавод, Ульяновский оружейный завод и т.д.) учреждения СПО напрямую связаны с производством, и производства поддерживают образовательные учреждения, понимая, что это их ключевой ресурс развития. На федеральном уровне поддерживаются региональные программы развития профессионального образования. Политехнические колледжи оснащаются современным высокоточным оборудованием (как пример, станки с ЧПУ). Самостоятельно разрабатываются технологии обучения.

В этом году начинается создание самых современных межрегиональных центров компетенций (далее МЦК) для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования, на которых будет проходить экспериментальная апробация новых федеральных государственных образовательных стандартов, программ, модулей, методик и технологий подготовки кадров по перечню профессий ТОП-50. Первые семь центров появятся в Тюменской, Московской, Ульяновской, Свердловской областях, Хабаровском крае, Республике Татарстан и Республике Чувашия.

Последние несколько лет Россия активно участвует в движении WorldSkills, иначе "Молодые профессионалы". На последнем мировом чемпионате по профессиональному мастерству российская команда завоевала шесть медалей за высшее мастерство. Чемпионат мира в 2019 году по профессиональному мастерству был проведён в Казани.

В тоже время понятно, что появление таких интересных явлений как Worldskills, JuniorSkills, Абилимпикс, привлекает внимание к рабочим профессиям, но по сути это лишь инструмент оценки подготовки, а не инструмент реальной системы образования. Это возможность посмотреть насколько обучающиеся, которые проходят обучение по образовательным программам СПО, реально соответствуют требованиям международного рынка труда по данным профессиям. К сожалению, те компетенции Worldskills, которые сейчас на передовой, зачастую, не востребованы. В большинстве своем даже такого оборудования, на котором они выигрывали чемпионаты, просто нет у работодателя. Конечно, здорово иметь в своем составе амбициозных победителей чемпионатов Worldskills, но работодателям нужны не только гении, им нужны люди, которые умеют хорошо работать.

Поэтому возникает некий диссонанс. Необходимо повышать, в первую очередь, средний уровень выпускников СПО, а не только ориентироваться на чемпионов, которых единицы. Для этого очень важна широта охвата такими подходами всех межрегиональных связей, которые будут нарабатываться МЦК. На ближайшие пять лет разработан специальный комплекс мер по совершенствованию профессионального образования, в том числе его техническому переоснащению.

С 2007 по 2012 годы профессиональные образовательные организации были постепенно переданы на региональный уровень. Регионализация системы СПО привела к размыванию системы методических служб, от которой во многом зависит способность преподавателей проводить обучение под задачи будущего. Образовательные программы разрабатываются и реализуются в отрыве от профстандартов, по ряду специальностей профстандарты еще не созданы.

Многие преподаватели СПО не имеют педагогического образования, и для них задача самостоятельной разработки эффективных рабочих программ оказывается трудновыполнимой.

Сохраняется один из основных общественных запросов к системе СПО – возвращение ступени начального профессионального образования в систему профессионального образования России, поскольку в результате её ликвидации исчезли такие значимые для региональных экономик профессии, как слесарь-наладчик, слесарь механосборочных работ и т.д.

Важной задачей для системы СПО является обеспечение высококвалифицированными педагогическими кадрами, в том числе мастерами производственного обучения.

Одной из главных проблем кадрового обеспечения профессионального образования является старение педагогических кадров. В организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, основную долю составляют педагогические работники в возрасте от 40 до 59 лет (55 %), при этом 16,8 % перешагнули 60-летний рубеж.

Одним из способов решения задачи по привлечению молодых квалифицированных кадров из производственной сферы в систему СПО является повышение уровня средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения.

Система СПО нуждается в развитии многоканального финансирования системы подготовки кадров. Уже несколько лет Минобрнауки Росии целенаправленно сокращает бюджетные места на направлениях повышенного, но не всегда оправданного спроса экономических, гуманитарных и так далее, - и напротив, увеличивает их число на инженерных, естественнонаучных, медицинских, педагогических и других программах, выпускники которых востребованы экономикой и социальной сферой. И при этом конкурс на инженерно-технические и педагогические направления подготовки год от года растёт

В нашей стране в 60-80-е годы 50% учащихся получали среднее профессиональное образование, а остальные 50% — шли в вузы. В 2000-х годах пропорция изменилась: 80% выпускников школ поступали в вузы, лишь 20% – в колледжи. На сегодняшний день вектор меняется: 42% учащихся идут в колледжи. По сравнению с высшей школой СПО – эффективный и доступный образовательный вектор, который при более низких амбициях учащегося, приводит его к более раннему профессиональному старту на рынке труда. По мнению большинства экспертов, образовательная траектория, включающая в себя обучение в колледже, дает выпускнику серьезные конкурентные преимущества в плане востребованности на рынке труда.

Образовательные организации все больше ориентируются на работодателей, а их, в первую очередь, интересуют прикладные компетенции будущих работников. Обладателям таких компетенций работодатели готовы предложить и интересные рабочие места в высокотехнологичных областях, и приличную зарплату.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: