Методы теоретического обучения

- монологический метод - изучаемый материал излагается преподавателем в словесной форме. У учащихся доминирует исполнительская деятельность, или деятельность по образцу;

- показательный метод - педагог излагает учебный материал урока и использует демонстрационный эксперимент таким образом, чтобы включить учащихся в его осмысление. Деятельность учащихся репродуктивная;

- диалогический метод - педагог излагает учебный материал в форме диалога, в ходе которого учащимся задаются репродуктивные вопросы, направленные на работу памяти и предусматривающие повторение опорных понятий;

- эвристический метод - учебный материал излагается в ходе беседы, которая носит инструктивный характер. Объяснение учебного материала сочетается с постановкой проблемных вопросов, которые решаются с помощью преподавателя;

- исследовательский метод - педагог организует учебно-познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы она приобрела исследовательский характер;

- алгоритмический метод - обучение осуществляется путем освоения учащимися системы действий при решении типовых задач, характерных для соответствующего учебного предмета. Таким образом, учащиеся овладевают, во-первых, тем или иным алгоритмом решения задач и, во-вторых, методом соответствующей науки. В качестве проблемы в этом случае выступает новая система связей между известными понятиями в алгоритме решения задач;

- программированный метод - связан с реализацией программированного обучения в учебном процессе [214].

В последнее время в теоретическом и производственном обучении все большее распространение получают так называемые активные методы обучения. Они интенсифицируют процесс обучения, повышают познавательную активность, развивают мышление учащихся, ориентируют на самостоятельное добывание знаний.



Методы практического (производственного) обучения.

Общая характеристика методов производственного обучения

Основными его проблемами являются:

Цели обучения – для чего учить?; Содержание обучения – чему учить?;

Формы организации обучения – как организовать процесс обучения?;

Средства обучения – что использовать в процессе обучения?

Методы обучения – как обучать?

Важнейшим компонентом являются методы обучения, то есть то, как обучать. От их эффективности при любых других условиях и факторах зависит количество и качество получаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Метод обучения в производственной деятельности – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие.

Деятельность педагога (преподавателя, мастера ПО) при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов:

–целевая установка;

–определение содержания и порядка деятельности учащихся (ориентировочная основа их деятельности);

–собственнообучающая деятельность педагога;

–руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся;

–подведениеитогов.

Таблица.

Основные методы обучения, применяемые в производственном обучении.

Деятельность педагога (преподавателя, мастера) Словесные методы Устное излож ение учебного материала Изложение учебного материала (рассказ, объяснение, лекция), подведение итогов Беседа (вопросно- метод) Постановка вопросов к учащимся, ответы на вопросы учащихся,подведение итогов. Работа с текстом книги Определение содержания задания и порядка работы учащихся, контроль и подведение итогов Наглядно- демонстрационные методы Демонстрация (наглядных пособий, видеофильмов, опытов, приёмов труда) Определение задания, управление техническими средствами, практическое выполнение опытов, трудовых приёмов, т.д. Самостоятельные наблюдения учащихся Определение объектов наблюдения, руководство наблюдениями учащихся, подведение итогов Практические методы Упражнения Постановка проблемы, определение содержания и порядка работы, техническое обслуживание, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов Лабораторно-практические работы Определение содержания и порядка работы учащихся, управление техническими устройствами, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов Деятельность учащихся   Слуховое восприятие (слушание) и осмысление учебного материала, сообщаемого педагогом.   Продумывание ответов (припоминания,сравнения, сопоставления, анализ, синтез и т.п.) и устные ответы на вопросы педагога. Вопросы к педагогу. Чтение и осмысление текста книги, выполнение задания (запоминание, сравнение, сопоставление, выделение главного, систематизация, воспроизведение, ответы на контрольные вопросы, конспектирование): 1) под руководством педагога; 2) самостоятельно   Зрительное восприятие (рассматривание) показывание в целом и по частям, сравнение, сопоставление, выявление и усвоение главного, обобщение и т.п. Ответы на вопросы педагога   Наблюдение объектов, явлений, действий в целом и по частям, сравнения, сопоставления, выделение главного, обобщение и т.п. Ответы на вопросы педагога. Выполнение заданий: 1. под руководством педагога; 2. по письменной инструкции; 3. по алгоритму; 4. самостоятельно   выполнение заданий, обработка результатов, формулирование выводов: 1. под руководством педагога; 2. по письменной инструкции; 3. самостоятельно

В последнее время в теоретическом и производственном обучении все большее распространение получают так называемые активные методы обучения. Они интенсифицируют процесс обучения, повышают познавательную активность, развивают мышление учащихся, ориентируют на самостоятельное добывание знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: