Способы движения агрегатов

Порядок периодически повторяющихся элементов движения машинно-тракторного агрегата называется способом его движения. Часть или все поле, находящееся в одном массиве и отведенное для выполнения определенной сельскохозяйственной работы одному или нескольким агрегатам, называется рабочим участком. Часть рабочего участка, на котором выполняется технологическая операция принятым способом движения агрегата, называется загоном. Часть загона, выделяемая для поворотов, называется поворотной полосой, а линия между ней и остальной частью загона, на которой включаются и выключаются сельскохозяйственные машины (например, в углубление и заглубление плуга),- контрольной линией (бороздой).

При движении в загоне агрегат выполняет полезную работу или поворачивает. Движение при взаимодействии рабочих органов машины или орудия с почвой является рабочим ходом агрегата. Движение агрегата на повороте, при выезде из борозды, когда рабочие органы машины или орудия не взаимодействуют с почвой, называется холостым ходом. Если холостые ходы нельзя осуществить вне обрабатываемого поля, нужно обязательно выделить поворотные полосы с одной или с двух сторон. Ширина поворотной полосы зависит от радиуса поворота агрегата и вида поворота. Ширина поворотной полосы должна быть кратной ширине захвата агрегата, чтобы после обработки основного участка ее можно было обработать целым числом проходов. Ширина поворотной полосы должна быть минимальной, обеспечивающей поворот агрегата для следующего заезда. Наибольшая ширина поворотной полосы получается при полном петлевом повороте, наименьшая - при поворотах по полуокружности и с холостым пробегом. При работе с навесными машинами ширина поворотной полосы зависит только от радиуса поворота трактора и может быть уменьшена за счет применения заднего хода.

Ширина загона должна быть кратной захвату агрегата и обеспечивать наибольший коэффициент рабочих ходов.

Коэффициентом рабочих ходов называется отношение длины рабочих ходов к соответствующему полному пути движения агрегата. Это отношение определяется по формуле:

где L -длина рабочего пути агрегата, L0 --- длина холостого пути агрегата. При подготовке полей необходимо учитывать, что посевные, посадочные и почвообрабатывающие агрегаты выполняют работы преимущественно гонами при движении челноком, в свал и вразвал.

При движении челноком, агрегаты перемещаются в прямом и обратном направлениях с поворотами на 180° по смежным проходам.

При любых способах движения агрегата его траектория состоит из прямолинейных и криволинейных участков. В случае криволинейного движения отдельные точки агрегата движутся с резкой скоростью и описывают различные траектории. Точку агрегата, относительно которой определяются параметры всех других его точек, называют центром агрегата. За центр агрегата при расчетах принимается проекция на плоскость, по которой он движется:

на колесных тракторах с одной ведущей осью середина ведущей оси,

на гусеничных тракторах, точки пересечения продольной оси симметрии трактора с плоскостью, проведенной через середины опорных частей гусениц,

на колесных тракторах с двумя ведущими осями и управляемыми колесами каждой - середина прямой, соединяющей центры ведущих осей,

на колесных тракторах, имеющих шарнирное сочленение рамы,- центр шарнира.

Радиус поворота, траектория агрегата, поворот и т. д. рассчитывают относительно центра агрегата. Выбор способа движения машинно-тракторных агрегатов имеет важное значение для повышения производительности труда. При этом необходимо учитывать следующие условия, обеспечивающие наименьшие потери времени на холостое движение:

- при разбивке поля на загоны и определении направления рабочих ходов нужно установить возможно большую длину загона,

- ширина захвата агрегата должна быть как можно больше, а длина - как можно меньше,

- ширина загона должна быть кратной захвату агрегата,

- на поворотах нельзя допускать скорость более 10 км/ч.

 

При движении без петлевых поворотов облегчается управление агрегатом, уменьшается ширина поворотной полосы, сокращаются затраты времени на повороты и вспашку поворотных полос, что в конечном итоге повышает производительность агрегатов.

Способы движения агрегатов классифицируют по следующим основным признакам:

- по характеру разбивки поля на загоны;

- по числу одновременно обрабатываемых загонов;

- по направлению рабочих ходов;

- по виду поворотов.

Используют и такие классификационные признаки, как направление поворотов МТА и др. Однако они не имеют существенного значения для решения основных задач кинематики агрегатов.

По характеру разбивки поля на загоны различают загонные (поле разбивают на отдельные загоны) и беззагонные (поле на загоны не разбивают) способы движения. В зависимости от числа одновременно обрабатываемых загонов возможны однозагонные и многозагонные способы.

Для расчета количественных показателей холостого хода МТА основное значение имеют классификации способов движения по направлению рабочих ходов и по виду поворотов.

Все способы движения МТА по направлению рабочих ходов делят на три группы: гоновые, круговые и диагональные. При гоновых способах движения агрегат совершает рабочие ходы параллельно одной или двум сторонам загона с холостыми поворотами на обоих его концах.

При круговом способе движении МТА рабочие ходы совершаются вдоль всех четырех сторон загона без выключения рабочих органов, за исключением центра загона, где неизбежны несколько холостых петлевых поворотов. Различают круговые способы движения от периферии к центру (Рис. 5 ж) и, наоборот - от центра к периферии.

При диагональном способе движения рабочие ходы агрегата совершаются под острым или тупым углом к сторонам загона. При этом обработка загона может начинаться как от угла (Рис. 5 з), так и от диагонали поочередно с одной и другой стороны.

На основе различных сочетаний гоновых способов движения могут быть получены комбинированные способы. Например, на рисунке 5 д комбинированный способ движения получен на основе способов движения всвал и вразвал.

По виду поворота МТА все способы движения делят на петлевые и безпетлевые. Способ считают петлевым, если в процессе работы на загоне МТА совершает хотя бы один петлевой поворотов соответствии с (Рис. 6 и 5, а, б, в, г, ж, з). При отсутствии петлевых поворотов способ движения МТА считается беспетлевым (Рис. 5, д, в).

Рис. 5. Основные способы движения МТА: гоновые петлевые — челночный (а); всвал (б); вразвал (в); чередование способов всвал и вразвал (г); гоновые беспетлевые — комбинированный (д); перекрытием (е); круговой от периферии к центру (ж); диагональный (з). v — развальная борозда; а — свальный гребень

При выполнении технологической операции – прикатывание, к.п. используют челночный способ движения МТА.

При необходимости отбивают поворотные полосы и провешивают линию первого прохода. Направление движения выбирают поперек или под углом к предшествующей обработке (посеву).

Основной способ движения (Рис. 6) - челночный, с петлевыми поворотами на концах загона. Линию первого прохода агрегата провешивают на расстоянии, равном половине ширины захвата агрегата от края поля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: