Исторический обзор использования музыки и движений в лечении и коррекции

Искусство обладает специфическими средствами воздействия на человека. Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит своими корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее строение. В древнем Китае лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия на биологические точки определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов. Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начало XX века. В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека появился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М.Сеченовым и др. В России во второй половине XX века музыка начала использоваться в коррекционной практике, поскольку музыка обладает более широким спектором развивающего, воспитывающего и коррекционного воздействия. Одним из эффективных направлений в формировании личности «особого» ребенка является взаимодействие медицины и музыкального искусства, а точнее терапевтический, лечебный эффект музыки в жизнедеятельности человека

Еще в Античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки.

У Средневекового итальянского теоретика музыки - Дисозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье. Музыка возбуждает дух, управляет страстями, украшает и унимает радость, заставляет добродетельно проводить время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам. Приведем еще несколько примеров: Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму; пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи или возбуждал дух красноречия своего господина. Врач Асклеид звучанием музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Таких примеров можно приводить множество. Если обратиться к трудам древнегреческого философа Пифагора, то мы в них найдем объяснение, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Он полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. Ему принадлежит следующий афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей».

Философы изучали и классифицировали полезные для медицины музыкальные произведения. Знаменитый врач Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии.

Сейчас же представляют интерес современные методы исцеляющего воздействия музыки на человека, разработанные талантливым петербургским врачом - Рушелем Блаво. Он является автором первого в России методического пособия «Музыка Рушеля Блаво и ее применение в лечебно-профилактических целях». Данная работа посвящена принципиально новому методу лечения многих заболеваний. И полученные результаты подтвердили: энергоинформационная музыкотерапия программирует и пробуждает естественный потенциал самоисцеления, заложенный в каждом человеческом организме.

Музыкотерапия, т.е. лечение с помощью музыкального воздействия, завоевала прочные позиции в современной медицине экономически развитых государств.

Как говорил сам Рушель Блаво: «...успех во многом зависит от правильного подбора музыкального материала, от порядка звучания -взаимодействия произведений в каждой программе....Каждая содержала 3-4 сочинения, разделенных небольшой паузой. Начинается программа музыкой успокаивающей, снимающей напряжение, затем звучит более оживленная по характеру пьеса, а завершается программа спокойным, оптимистическим произведением, создающим приподнятое настроение, уверенность в своих силах».

Как правило, произведения исполняются на фортепиано, ибо наибольший эффект достигается с помощью именно живой музыки.

По ходу проводимой работы врачи наблюдают за состоянием здоровья детей. Врачи посчитали даже возможным некоторым из них снизить дозировку лекарств. По мнению воспитателей, ребятишки стали намного спокойнее, доброжелательнее, терпимее к недостаткам своих товарищей и к замечанию педагогов. Более того, они лучше стали усваивать учебный материал, у них увеличился интерес к трудным для большинства предметам - к русскому языку и математике.

Музыка как одно из средств гармоничного развития личности ребенка с проблемами в развитии

Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реа­лизуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой проблемы обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения лично­сти к своему образу Я.

Переориентация основной цели образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образо­вания: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Именно культура выступает свое­образным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. В этой связи воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование, в том числе специаль­ное, обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и ис­кусства.

Музыкальное искусство занимает важное место в системе гу­манистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми воз­можностями воздействия на внутренний мир ребенка, на форми­рование его нравственно-этических основ, на становление лич­ности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями на­рода, единство с общечеловеческой культурой.

Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-ху­дожественных образах, познает общечеловеческие ценности, свя­занные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

Гуманистические ценности, усвоенные через музыку, активи­зируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, люб­ви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собствен­ной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекват­ности коммуникативных проявлений.

Посредством музыкального искусства формируются и нравствен­но-эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия, сопережи­вания, сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкаль­ного искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельно­сти ребенка с проблемами, и выступает тем ключевым момен­том, который определяет значение музыкального искусства в гу­манистическом воспитании ребенка.

Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре на инструментах), обеспечивает одновременно раз­витие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических, художествен­ных и семиотических функций.

Усвоение ребенком с отклонениями в развитии культурно-по­знавательных, нравственно-эстетических и гуманистических цен­ностей происходит в процессе коррекционно-направленной му­зыкальной деятельности и общения в образовательной и социаль­но-культурной среде.

Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искус­ством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Н. А. Селянина определяет художественную среду как «со­вокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми вза­имодействует социальный субъект и которые определяют форми­рование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Л.И.Божович рассматривает среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых каче­ственных образований. При этом отмечаются необходимость по­нимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. П. Ф. Каптерев характеризует сущность среды в педагогиче­ском процессе как условие для творческого саморазвития лично­сти, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка.

Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и лич­ности. Личность ребенка нормально развивающегося и с пробле­мами рассматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распада­ется на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художе­ственной (в данном случае в музыкальной среде) происходит толь­ко в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в каче­стве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно - ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлек­сивных основ.

Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно - ориентированный, деятельностный подход, который нацелен не толь­ко на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образ­цы и способы мышления и деятельности, на развитие познава­тельных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Личность рассматривается ими как субъект деятельности, который формируется в деятель­ности и в общении с другими людьми. Личностно - деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполага­ет, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. В связи с этим все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучае­мого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно - деятельностный подход в художественно-эстетическом освоении мира ребенком с проблемами означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нрав­ственно совершенной, социально-активной личности через рас­крытие внутренних резервов и компенсаторных возможностей лич­ности ребенка данной категории.

Музыкальное искусство обеспечивает ребенку с проблемами возможность художественного освоения действительности, кото­рое осуществляется через восприятие и деятельность. Своеобразие музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оцен­ками, а деятельность направлена на создание художественно-твор­ческого продукта.

В этом своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появле­ния эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и ра­дости, заинтересованности, через накопление эстетических впе­чатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избиратель­ного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникнове­ния оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в актив­ной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах.

В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формиро­вания основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-во­левой, личностной сферах такого ребенка, а также формирова­ния предпосылок развития его творческой активности и музы­кальных способностей.




double arrow
Сейчас читают про: