Искусство обладает специфическими средствами воздействия на человека. Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит своими корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее строение. В древнем Китае лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия на биологические точки определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов. Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начало XX века. В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека появился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М.Сеченовым и др. В России во второй половине XX века музыка начала использоваться в коррекционной практике, поскольку музыка обладает более широким спектором развивающего, воспитывающего и коррекционного воздействия. Одним из эффективных направлений в формировании личности «особого» ребенка является взаимодействие медицины и музыкального искусства, а точнее терапевтический, лечебный эффект музыки в жизнедеятельности человека
Еще в Античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки.
У Средневекового итальянского теоретика музыки - Дисозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье. Музыка возбуждает дух, управляет страстями, украшает и унимает радость, заставляет добродетельно проводить время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам. Приведем еще несколько примеров: Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму; пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи или возбуждал дух красноречия своего господина. Врач Асклеид звучанием музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Таких примеров можно приводить множество. Если обратиться к трудам древнегреческого философа Пифагора, то мы в них найдем объяснение, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Он полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. Ему принадлежит следующий афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей».
Философы изучали и классифицировали полезные для медицины музыкальные произведения. Знаменитый врач Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии.
Сейчас же представляют интерес современные методы исцеляющего воздействия музыки на человека, разработанные талантливым петербургским врачом - Рушелем Блаво. Он является автором первого в России методического пособия «Музыка Рушеля Блаво и ее применение в лечебно-профилактических целях». Данная работа посвящена принципиально новому методу лечения многих заболеваний. И полученные результаты подтвердили: энергоинформационная музыкотерапия программирует и пробуждает естественный потенциал самоисцеления, заложенный в каждом человеческом организме.
Музыкотерапия, т.е. лечение с помощью музыкального воздействия, завоевала прочные позиции в современной медицине экономически развитых государств.
Как говорил сам Рушель Блаво: «...успех во многом зависит от правильного подбора музыкального материала, от порядка звучания -взаимодействия произведений в каждой программе....Каждая содержала 3-4 сочинения, разделенных небольшой паузой. Начинается программа музыкой успокаивающей, снимающей напряжение, затем звучит более оживленная по характеру пьеса, а завершается программа спокойным, оптимистическим произведением, создающим приподнятое настроение, уверенность в своих силах».
Как правило, произведения исполняются на фортепиано, ибо наибольший эффект достигается с помощью именно живой музыки.
По ходу проводимой работы врачи наблюдают за состоянием здоровья детей. Врачи посчитали даже возможным некоторым из них снизить дозировку лекарств. По мнению воспитателей, ребятишки стали намного спокойнее, доброжелательнее, терпимее к недостаткам своих товарищей и к замечанию педагогов. Более того, они лучше стали усваивать учебный материал, у них увеличился интерес к трудным для большинства предметам - к русскому языку и математике.
Музыка как одно из средств гармоничного развития личности ребенка с проблемами в развитии
Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой проблемы обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я.
Переориентация основной цели образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Именно культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. В этой связи воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование, в том числе специальное, обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства.
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой.
Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.
Гуманистические ценности, усвоенные через музыку, активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений.
Посредством музыкального искусства формируются и нравственно-эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, и выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка.
Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических, художественных и семиотических функций.
Усвоение ребенком с отклонениями в развитии культурно-познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде.
Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Н. А. Селянина определяет художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Л.И.Божович рассматривает среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. П. Ф. Каптерев характеризует сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка.
Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами рассматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художественной (в данном случае в музыкальной среде) происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно - ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлексивных основ.
Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно - ориентированный, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Личность рассматривается ими как субъект деятельности, который формируется в деятельности и в общении с другими людьми. Личностно - деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. В связи с этим все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно - деятельностный подход в художественно-эстетическом освоении мира ребенком с проблемами означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов и компенсаторных возможностей личности ребенка данной категории.
Музыкальное искусство обеспечивает ребенку с проблемами возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятельность. Своеобразие музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта.
В этом своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности, через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах.
В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.






