Масла для гидромеханических и автоматических передач

Гид­ро­меха­ничес­кие пе­реда­чи на­ходят ши­рокое при­мене­ние в ав­то­моби­лях и тя­желой под­вижной на­зем­ной тех­ни­ке, обес­пе­чивая лег­кость уп­равле­ния и ком­фор­тность ез­ды (осо­бен­но в го­род­ских ус­ло­ви­ях). Оп­ти­мальный ре­жим ра­боты дви­гате­ля по­выша­ет срок служ­бы ав­то­моби­лей и улуч­ша­ет их эко­номич­ность. Гид­ро­меха­ничес­кие пе­реда­чи при­меня­ют в тран­смис­си­ях ав­то­моби­лей се­мейства Бе­лАЗ, ав­то­бусов Ли­АЗ и дру­гой тех­ни­ки (до­рож­но-стро­ительная, энер­го­насы­щен­ные трак­то­ры).

Ав­то­мати­чес­кие тран­смис­сии ус­та­нав­ли­ва­ют на большинс­тве им­пор­тных лег­ко­вых ав­то­моби­лей. Прин­ци­пи­альным от­ли­чи­ем ав­то­мати­чес­кой тран­смис­сии от ме­хани­чес­кой яв­ля­ет­ся от­сутс­твие жес­ткой свя­зи меж­ду ко­лен­ча­тым ва­лом дви­гате­ля и пер­вичным ва­лом ко­роб­ки пе­редач. Фун­кции сцеп­ле­ния при пе­реда­че кру­тяще­го мо­мен­та от дви­гате­ля к ко­роб­ке вы­пол­ня­ет гид­ро­дина­мичес­кий тран­сфор­ма­тор (ГДТ). Ра­бочим те­лом в гид­ротран­сфор­ма­торе яв­ля­ет­ся спе­ци­ально раз­ра­ботан­ное для этих це­лей мас­ло (жид­кость для ав­то­мати­чес­ких тран­смис­сий ATF — Аutomatic Transmission Fluid). Мас­ло (тран­смис­си­он­ная жид­кость) так­же осу­щест­вля­ет пе­реда­чу уп­равля­юще­го дав­ле­ния на фрик­ци­он­ные мно­годис­ко­вые сцеп­ле­ния, вы­зывая вклю­чение той или иной пе­реда­чи. Кро­ме то­го, оно вы­пол­ня­ет ряд до­пол­ни­тельных фун­кций, не свойствен­ных мас­лу, и ра­бота­ет в жес­тких ус­ло­ви­ях.

Ос­новные фун­кции ма­сел для гид­ро­меха­ничес­ких (ав­то­мати­чес­ких) пе­редач:

- пе­реда­ча кру­тяще­го мо­мен­та от дви­гате­ля к ме­хани­чес­ко­му ре­дук­то­ру;

- смаз­ка уз­лов гид­ро­пере­дачи (шес­те­рен­ные ме­ханиз­мы, под­шипни­ки, де­тали) и фун­кции ра­бочей жид­кости сис­те­мы ав­то­мати­чес­ко­го уп­равле­ния;

- ра­бочая сре­да во фрик­ци­он­ных муф­тах и тор­мо­зах;

- ох­лажда­ющая сре­да в гид­ро­пере­даче.

В про­цес­се ра­боты уз­лы и ме­ханиз­мы ав­то­мати­чес­ких тран­смис­сий ис­пы­тыва­ют вы­сокие теп­ло­вые наг­рузки. Тем­пе­рату­ра на по­вер­хнос­ти фрик­ци­онов в мо­мент пе­рек­лю­чения пе­реда­чи сос­тавля­ет 300…400°С, про­ис­хо­дит ин­тенсив­ный наг­рев де­талей гид­ротран­сфор­ма­тора. В ре­жиме пол­ной мощ­ности и ди­нами­чес­кой наг­рузки тем­пе­рату­ра мас­ла в кор­пу­се гид­ротран­сфор­ма­тора дос­ти­га­ет 150°С, ско­рость по­токов мас­ла сос­тавля­ет до 100 м/с.

К мас­лам для гид­ро­меха­ничес­ких и ав­то­мати­чес­ких пе­редач предъяв­ля­ют вы­сокие тре­бова­ния и преж­де все­го к вяз­кос­тным, фрик­ци­он­ным, про­тиво­из­носным и ан­ти­окис­ли­тельным свойствам. Они дол­жны:

- обес­пе­чивать эф­фектив­ный от­вод теп­ло­ты от де­талей и ме­ханиз­мов (кар­те­ры ме­ханиз­мов, как пра­вило, име­ют реб­ра ох­лажде­ния);

- не окис­ляться при вы­соких тем­пе­рату­рах;

- не вспе­ниваться;

- быть сов­мести­мы с сальни­ками и уп­лотне­ни­ями;

- сох­ра­нять ра­ботос­по­соб­ность в ди­апа­зоне тем­пе­ратур −40…150°С;

- обес­пе­чивать меж­ре­мон­тный ре­сурс ко­робок пе­редач.

Для обес­пе­чения тре­бу­емых экс­плу­ата­ци­он­ных свойств в них вво­дят ком­плекс при­садок: мо­ющих, про­тиво­из­носных, про­тиво­окис­ли­тельных, про­тиво­кор­ро­зи­он­ных, фрик­ци­он­ных и ан­ти­пен­ных. Ха­рак­те­рис­ти­ки оте­чес­твен­ных ма­сел для ГМП при­веде­ны в табл.9.

Таблица 9 - Характеристики отечественных масел для ГМП

Мас­ло мар­ки А име­ет в сво­ем сос­та­ве ком­плекс при­садок. Низ­ко­тем­пе­ратур­ные свойства мас­ла обес­пе­чива­ют ра­боту пе­реда­чи при тем­пе­рату­рах -30…-35°С. Пред­назна­чено это мас­ло для все­сезон­ной экс­плу­ата­ции: в гид­ротран­сфор­ма­торах ав­то­бусов Ли­АЗ; в объеди­нен­ных гид­ро­сис­те­мах подъем­но­го ме­ханиз­ма и гид­ро­уси­лите­ля ру­лево­го ме­ханиз­ма ав­то­моби­лей-са­мос­ва­лов се­мейства Бе­лАЗ и Мо­АЗ.

Мас­ло мар­ки Р с до­бав­ле­ни­ем при­садок ис­пользу­ют все­сезон­но в сис­те­мах гид­ро­уси­лите­ля ру­лево­го уп­равле­ния и гид­ро­объем­ных пе­реда­чах ав­то­моби­лей и ав­то­бусов всех ос­тальных мо­делей (кро­ме ав­то­моби­лей, где при­меня­ет­ся мас­ло мар­ки А). Мас­ло пред­назна­чено для гид­ро­сис­тем ав­то­моби­лей и мо­бильной на­зем­ной тех­ни­ки. Ра­ботос­по­соб­но без при­мене­ния средств по­дог­ре­ва при тем­пе­рату­ре до -35°С. Мак­си­мально до­пус­ти­мая при ра­боте тем­пе­рату­ра мас­ла 125°С.

Мас­ло МГТ с до­бав­ле­ни­ем при­садок пред­назна­чено для экс­плу­ата­ции в гид­ро­меха­ничес­ких пе­реда­чах тя­желой тех­ни­ки: про­мыш­ленных трак­то­ров, до­рож­ных ма­шин и гид­ро­сис­тем на­вес­но­го обо­рудо­вания. Име­ет вы­сокие экс­плу­ата­ци­он­ные свойства, ра­ботос­по­соб­но при тем­пе­рату­ре ок­ру­жа­юще­го воз­ду­ха от -50…+50°С.

Оте­чес­твен­ные мар­ки в им­пор­тных ав­то­моби­лях с ав­то­мати­чес­кой тран­смис­си­ей не при­мени­мы.

Мас­ла для ав­то­мати­чес­ких тран­смис­сий пред­став­ля­ют со­бой жид­кости ATF. Ав­то­мати­чес­кая тран­смис­сия им­пор­тных ав­то­моби­лей пред­став­ля­ет со­бой гид­ротран­сфор­ма­тор, объеди­нен­ный с са­мой ко­роб­кой пе­редач с элек­трон­ным бло­ком уп­равле­ния. При соб­лю­дении пра­вил экс­плу­ата­ции и ре­комен­да­ций сред­ний ре­сурс тран­смис­сии сос­тавля­ет 200…300 тыс. км про­бега ав­то­моби­ля.

Жид­кости ATF име­ют от­дельные спе­цифи­кации, раз­ра­ботан­ные про­из­во­дите­лями ав­то­мати­чес­ких тран­смис­сий — в ос­новном ком­па­ни­ями Ford, GM и Chrysler (США). От­дельные тре­бова­ния к жид­костям для ав­то­мати­чес­ких пе­редач име­ют ав­то­про­из­во­дите­ли Япо­нии, Гер­ма­нии и Фран­ции. Груп­па ком­па­ний Peugeot—Citroen (Фран­ция) ре­комен­ду­ет при­мене­ние в ав­то­мати­чес­кой тран­смис­сии ав­то­моби­лей только собс­твен­ных ATF, не сов­мести­мых с дру­гими мар­ка­ми. Тре­бова­ния ав­то­про­из­во­дите­лей Ford, GM, Chrysler к мас­лам для ав­то­мати­чес­ких тран­смис­сий пред­став­ле­ны в табл. 10.

Таблица 10 - Требования автопроизводителей Ford, GM, Chrysler к маслам для автоматических трансмиссий

В ран­ней спе­цифи­кации мас­ла Ford M2C-33F/G ха­рак­те­рис­ти­ки тре­ния (ко­эф­фи­ци­ент тре­ния) от­ли­ча­ют­ся от мас­ла GM.

Но­вые тре­бова­ния Ford уни­вер­сальны, под­хо­дят для большинс­тва ав­то­мати­чес­ких тран­смис­сий. Нап­ри­мер, в ав­то­моби­лях мар­ки Ford по­мимо жид­костей спе­цифи­кации Mercon мо­гут ис­пользо­ваться жид­кости GM—Dexron. Эти жид­кости из­го­тов­ле­ны на ми­неральной ос­но­ве, име­ют крас­ный цвет, как пра­вило, сов­мести­мы друг с дру­гом.

На ев­ро­пейских ав­то­моби­лях с ав­то­мати­чес­ки­ми тран­смис­си­ями фир­мы ZF (Гер­ма­ния) ис­пользу­ют­ся мас­ла спе­цифи­кации GM.

Для ав­то­мати­чес­ких ко­робок пе­редач и гид­ро­объем­ных сцеп­ле­ний тя­желых тран­спортных средств и ра­бочих ма­шин час­то ис­пользу­ют жид­кости Allison С 2, 3, 4 в со­от­ветс­твии с тре­бова­ни­ями ка­чес­тва для дан­ной тех­ни­ки (в них мо­гут ис­пользо­ваться мно­гие мас­ла спе­цифи­кации GM — ти­па А и Dexron).

Жид­кости на син­те­тичес­кой ос­но­ве Synthetic ATF обес­пе­чива­ют хо­рошую те­кучесть при тем­пе­рату­рах до -48°С, ста­бильность свойств при вы­соких тем­пе­рату­рах и уве­личен­ный срок экс­плу­ата­ции. При этом син­те­тичес­кая ATF сов­мести­ма с ми­неральной (в от­ли­чие от син­те­тичес­ко­го мо­тор­но­го мас­ла).

В ря­де сов­ре­мен­ных за­рубеж­ных лег­ко­вых ав­то­моби­лей за­лива­ет­ся только син­те­тичес­кое мас­ло для ав­то­мати­чес­ких тран­смис­сий. Пе­речень ма­рок (спе­цифи­каций) ATF, до­пущен­ных про­из­во­дите­лем, при­водит­ся в инс­трук­ции по экс­плу­ата­ции и в спе­ци­альных ре­комен­да­ци­ях. Ис­пользо­вание мар­ки ни­же уров­ня экс­плу­ата­ци­он­ных тре­бова­ний не­допус­ти­мо. Нап­ри­мер, мар­ка жид­кости ATF Dexron VI мо­жет за­менять Dexron II и III в ран­них мо­делях ав­то­моби­лей. Спе­цифи­кации ука­зыва­ют на ем­кости с рас­фа­сован­ной жид­костью.

Большинс­тво ре­комен­да­ций тре­бу­ет осу­щест­влять за­мену мас­ла в ав­то­мати­чес­кой тран­смис­сии каж­дые 60 тыс. км про­бега ав­то­моби­ля. В за­виси­мос­ти от ус­ло­вий экс­плу­ата­ции ав­то­моби­ля (тя­желые ус­ло­вия ра­боты, ин­тенсив­ное дви­жение и т.п.) сро­ки за­мены мо­гут кор­ректи­роваться. Мас­ло в ав­то­мати­чес­кой тран­смис­сии ав­то­моби­лей груп­пы ком­па­ний Peugeot—Citroen (Фран­ция) и дру­гих не тре­бу­ет за­мены в те­чение все­го сро­ка экс­плу­ата­ции. Ра­боты по кон­тро­лю уров­ня и за­мены жид­кости в ав­то­мати­чес­кой тран­смис­сии в раз­личных мар­ках ав­то­моби­лей мо­гут иметь свои осо­бен­ности. Экс­плу­ата­ция ав­то­моби­лей с по­нижен­ным уров­нем мас­ла в ав­то­мати­чес­кой тран­смис­сии не до­пус­ка­ет­ся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: