Работа с таблицей по образу Гаева (обобщение)

 

Образ Гаева

 

Положительные черты

 

Отрицательные черты

Как и Раневская, кажется добрым и гуманным

Беспомощность, лень, неспособность к труду

 

 

Развитое чувство красоты, сентиментализм

Барское высокомерие, капризность, бестактность

 

 

Любовь к своему дому, вишневому саду, к родным

Легкомыслие, пустое философствование, душевная пустота и эгоизм

 

«Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах»

«От шара направо в угол! Режу в среднюю»

 

«Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет»

«Хам...» (О Лопахине)

 

«Да и сад продадим за долги, как это ни странно»

«И сегодня я речь говорил перед шкафом — так глупо»

«Я сегодня ничего не ел. Сколько я выстрадал» (дверь в бильярдную открыта... слышен стук шаров... он уже не плачет)

 

6. В чем драматизм Раневской и Гаева? Как относится к ним автор?

Ответ: Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд. Прошлое невозвратно уходит. Время для них как бы остановилось (лишены чувства реальности). Жизнь прожита впустую, нет воли к жизни, они переживают духовный кризис. Чехов с сочувствием и сожалением относится к Раневской и Гаеву, ирония неотделима от этих чувств.

 

7. Узнай героя (о каком герое идет речь?)

«Мой отец, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках… Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужи мужиком».

Ответ: Лопахин

 

8. Что автор говорит о прошлом Лопахина?

Ответ: Отец и дед были крепостными, жили бедно, его били, отец пьянствовал. Образования Лопахин не получил. Всего, что он добился в жизни, он добился самостоятельно и своим трудом.

 

9. Чем отличается Лопахин от Раневской и Гаева? Докажите цитатами из текста.

Ответ: Лопахин трудолюбивый, деловой, предприимчивый, честный и порядочный человек. Цитата из текста: «Я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей».

Доказательством его предприимчивости, деловитости является проект спасения вишневого сада.

 

10. Вопрос классу: Какие черты характера можно назвать главными (именно на них указывает Чехов)?

Ответ: Лопахин порядочный человек, он не способен на низкие поступки, он честный, интеллигентный. Лопахин искренен и добр.

Словарная работа: Ученики в тетрадях записывают лексическое значение слов:

Подрядочность- честность, неспособность к низким, аморальным поступкам.

Интеллигентный – обладающий большой внутренней культурой, интеллигентным поведением, образованный.

 

11. Почему Петя Трофимов говорит о Лопахине, что он «нежная душа» и «хищный зверь»? (найдите цитаты в тексте)

Ответ: в Лопахине сочетается «нежная душа» и «хищный зверь». «Нежная душа» («У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа»). Да, он добрый, способен любить и поступаться собственными интересами ради любимой (Раневской).

Он «хищный зверь» - ради наживы уничтожает прекрасное – вишневый сад.

В какой сцене проявилась его хищническая натура?

Цитата из текста: «Я купил! Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья. За все могу заплатить!»

 

12. Какие слова доказывают, что Лопахин мечтает о новой жизни, хочет жить иначе?

Ответ: «Скорее бы все это прошло, скорее изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

 

13. В чем трагизм Лопахина?

Ответ: У Лопахина есть стремления, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире денег. Но как жить иначе, ему тоже неизвестно. Отсюда его глубочайший трагизм, странное сочетание грубости и мягкости.

 

14. В чем заключается отношение автора к Лопахину?

Ответ: Чехов писал к Станиславскому (30 октября 1903 г.): «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов. Эта роль центральная».

 

Работа с текстом

Учитель: Давайте постараемся услышать голос автора.

Задание: Найдите ключевые слова и объясните их смысловое значение, какой смысл в них вкладывал автор (действие второе. Лопахин: «Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами».

 

Работа со схемой

 

Образ Лопахина

 

социальное происхождение

( дед и отец — крепостные крестьяне)

 

необразованный,

критическое отношение к этому

трудолюбивый, деловитый,

предприимчивый, честный и порядочный

 

 

«нежная душа»: «хищный зверь»:

добрый, способный ради наживы

любить и поступаться уничтожает

собственными прекрасное -

интересами вишневый сад

ради любимой

 

желание жить иначе,

мечты о будущем

«скорее бы все это прошло,

скорее бы изменилось как-нибудь

наша нескладная, несчастливая жизнь»

 

 

15. Узнай героя. Кто это?

«мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен… беден, как нищий, и – куда только судьба не гоняла меня… И все же душа моя всегда… была полна неизъяснимых предчувствий»

(Ответ: Петя Трофимов)

 

16. Что мы знаем о Пете Трофимове?

Ответ: Петя Трофимов - бедный студент-разночинец. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.

Живет верой в светлое будущее «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставайте, друзья!». Он видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем.

 

17. В чем драматизм Трофимова? Является ли он настоящим героем?

Ответ: В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен.

Он бескорыстен и трогателен, но он не герой. Монологи его не приводят к никаким конкретным поступкам.

 

 

Список использованной литературы:

Громов М.П. «Книга о Чехове»

 

Чудаков А.П.»Биография Чехова»

 

Катаев В.Б. «Проза А.П. Чехова»

Домашнее задание:

ОИ 2.-С.339-354 Журавлев В.П. Литература 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. Чтение и анализ д.1,2 пьесы «Вишневый сад».

1.Кто первый назвал Чехова Чехонте?

Учитель Закона Божьего в Таганрогской гимназии Покровский.

2.Что побудило семью Чехова перебраться из Таганрога в Москву? Кто остался в городе дольше всех?

Разорение отца, Антоша жил в Таганроге один три года.

3.За какой сборник рассказов Академии наук присудила Чехову Пушкинскую премию?

Сборник «В сумерках».

4.Какое большое путешествие и в какие годы совершил Чехов?

Путешествие на остров Сахалин с 1889г. по 1890 г.

5.Какая книга Чехова имеет географическое название?

Книга «Остров Сахалин».

6.Какой рассказ Чехова назван прилагательными-антонимами?

Рассказ «Толстый и тонкий».

7.Сколько было братьев и сестер у Чехова?

У Чехова было четыре родных брата и сестра.

8.Как называется первый сборник рассказов Чехова?

Первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» вышел в 1884 г.

9.Как называется имение, купленное Чеховым в 1892 году, где он построил три школы, лечил крестьян и вырастил сад?

Имение Мелихово.

10.На занавеси какого театра изображена чайка как символ того, что только благодаря пьесе Чехова родился этот театр?

Чайка - визитная карточка МХАТа. Премьера спектакля Чехова «Чайка» состоялась 17 декабря 1898 года.

11. Прочитать «Вишневый сад»

Обратная связь: m.q.savchenko@mail.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: