Урок
Тема | Закрепление материала. Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с биографией К. Ушинского, его произведением; содействовать совершенствованию навыков чтения, развитию устной речи учащихся |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Читают содержание текста; определяют главную мысль произведения; активизируют и расширяют словарный запас; наблюдают над значением слов; знакомятся с пословицами и поговорками о Родине |
Личностные результаты | Осознают сопричастность к своей Родине, своему народу |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в художественных текстах, пословицах и поговорках; логические – осуществляют анализ содержания текста. Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия и термины | К. Ушинский «Наше Отечество». Россия. Отечество. Родина. Государства |
Образовательные ресурсы | Портрет К. Ушинского. Государственная символика России. Иллюстрация с изображением Георгия Победоносца. http://festival.1september.ru/articles/516394/ https://www.youtube.com/watch?v=KrK-yTbtANU |
Сценарий урока
|
|
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.
Приветствие учащихся.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
– Проверим готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний
На доске написаны слова: государство, страна, город.
– Прочитайте слова, можно ли сказать, что эти слова однокоренные?
– Чем интересны слова государство, страна?
– Подберите к ним еще слова, которые будут близки по смыслу. (Родина, Отчизна, Отечество).
– Как называется наша страна, наше государство, наша Родина. (Российская Федерация (Россия)).
– У каждой страны есть своя символика.
– Какая символика есть у каждого государства? (Флаг, герб, гимн)
– Прочитайте предложение на доске.
В России много городов: Москва, Волгоград, Саратов, Новгород, Омск.
– Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва? (Москва – столица нашей страны).
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы будем читать рассказ, из которого узнаем для себя много нового.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Биография К. Д. Ушинского.
|
|
Ушинский Константин Дмитриевич – великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки (1824-1870)
Родился 19 февраля (2 марта) 1824 г. в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича – отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 г. Мать кости – Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет. Учился в гимназии, закончил Московский Юридический университет. Его произведения: сказки – «Ветер и солнце», «Два плуга», «Слепая лошадь», «Лиса и козел», «Жалобы зайки», «Петух и собака», «Плутишка кот», «Храбрая собака»; рассказы – «Гадюка», «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи-зимы», «Дети в роще», «Четыре желания». Он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». Это были первые российские учебники для начального обучения детей.
2. Работа с текстом до чтения рассказа (учебник, с. 86–87)
– Прочитайте ключевые слова (на доске).
Отечество, отцы, Родина, матушка-Россия.
– Прочитайте, кто автор текста, как называется текст.
– Сделайте предположение, о чем будете читать? (О нашей общей Родине, стране, в которой мы живем).
3. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество» (учебник, с. 86–87)
– Почему мы называем Отечеством Россию?
– Почему Россию называем Родиной?
– Почему мы ее называем матерью?
– Какие вы еще знаете государства?
Физкультминутка
4. Повторное чтение текста («цепочкой») (учебник, с. 86–87)
5. Георгий Победоносец. Работа с иллюстрацией, рассказ учителя
– На иллюстрации изображен Георгий Победоносец.
Учитель рассказывает о сражении и победе молодого воина, получении почетного прозвища.
Святой великомученик Георгий Победоносец: история
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности — Берит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303 году. Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.
|
|
– Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе РФ.