Тема 3.1.1. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре (игровая задача, игровая мотивация, обыгрывание продуктов детской деятельности)

Дата: 15.05.2020 (2 часа)

ДО МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Лекция №21

Тема 3.1.1. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре (игровая задача, игровая мотивация, обыгрывание продуктов детской деятельности)

Обращаю ваше внимание!!! Изучение теоретического материала будет продолжаться в другой день в соответствии с расписанием

Цель занятия: ознакомление особенностями планирования продуктивной деятельности детей дошкольного возраста вне занятий.

Задачи:

- Узнать общие принципы планирования;

- Узнать содержание и виды планирования;

- Рассмотреть основные требования к составлению конспекта;

- Дать ответы на предложенные вопросы.

 

Игровые приемы при обучении изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на занятиях различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых педагог формирует у детей конкретные умения и навыки.

Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Реализация этой задачи требует определенного подхода к обучению и воспитанию детей, процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону интереса. Нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить образовательную деятельность, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.

Главной целью педагога является то, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность.

Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. Эффективность обучения, а следовательно, и развитие детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий.
Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям. При этом не нужно забывать, что одним из ведущих видов деятельности является - игра. Только в игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»).

 

Возможность развить у детей дошкольного возраста интерес в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.

Одним из признаков игрового приема является игровая задача.

Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми, то есть определение того, для чего дети будут выполнять те или иные игровые действия. Например, воспитатель предлагает детям: «Подумайте, как зайчику перебраться через речку», дети сами ставят игровые задачи. Игровые действия, с помощью которых и решаются игровые задачи.

В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач, то есть происходит развитие игрового замысла.

Игровые приемы представляют собой игровые задачи и совокупность соответствующих им игровых действий, придуманных и используемых педагогом (исследования Г.Г. Григорьевой).

Все игровые приемы можно разделить на две группы:

1. Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр (развертываются по поводу каких-либо предметов или бросового материала);

2. Сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Игровое упражнение (Е. А. Флерина). Оно используется для более эффективного процесса обучения детей созданию простейших линейных форм и развитие формообразующих движений, различных качеств рисовальных движений - темп, сила, размах, ритм. Состоит из одной части, выполняется посредством одного и того же повторяющегося изобразительно – игрового действия(скачет зайчик, наматываем клубочки). Упражнения используются во всех группах детского сада. Полезно проводить некоторые упражнения руки с карандашом или кистью в воздухе, не касаясь бумаги.

1. Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможно активные действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.

Прием - обыгрывание изображения. Используется непосредственно перед началом занятия или в первой части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка.

Обыгрывание предметов и игрушек ( объемных и плоскостных, картин-панорам, природного, бросового материала). Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь).

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения.

Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними. Используя этот прием можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интересы к человеку, его действиям (мама, врач, сказочные персонажи, популярные герои мультфильмов, которые лежат в основе естественных игр и определяют их содержание.

Так же этот прием применяется по окончании рисования, (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна. Нарисовал малыш дорожку - по ней будут «ходить» звери, люди. Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.

Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет. Этот прием применяется в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки, если заяц – «прыгать», «греть лапки.

Обыгрывание незаконченного изображения. Этот прием направлен на руководство процессом изображения и поэтому он как - бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа, его воплощение.

Наблюдения за процессом изображения показали, что дети не всегда откликаются на игровой прием. Одна из причин этого – сложность изображения. В этом случае не следует использовать игровые персонажи, можно в игровой образной форме направить деятельность ребенка: «Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка. Таким образом, ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка.

2. Игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей. Такая деятельность часто носит коллективный характер.

НАПРИМЕР, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной сказке. При выполнении взятой на себя роли ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.

Дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Художники-модельеры украшают узором силуэты блузок, юбок, платьев, затем изделия продаются в магазине «Одежда». «Продавец» должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель, таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети и взрослые выступают в той или иной роли (волшебники, птицы) относится к этой группе.

Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа, или взаимоотношения между персонажами и людьми). В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы. Некоторым художникам-мастерам предлагают рассказать, какую посуду они придумали. Это делается с целью демонстрации обучения детей замысливанию образа.

Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов.

 Игровая мотивация в обучении изобразительной деятельности

детей дошкольного возраста

Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляться без принуждения ребенка и с учетом того, что каждый возраст создает наиболее благоприятные возможности для усвоения определенных знаний, для овладения определенными умениями и навыками, которые выступают в качестве средства детского развития.

Одним из путей, направленных на решение данной проблемы, является использование при обучении детей игровых методов и приемов. Эти методы, представляющие собой определенную дидактическую систему, нацелены на овладение детьми способами сюжетно – ролевой игры.

Согласно исследованиям Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой на протяжении дошкольного детства дети овладевают 3-мя способами построения сюжетно – ролевой игры:

· Предметно – действенным (ранний и младший дошкольный возраст);

· Ролевым (средний дошкольный возраст)

· Сюжето-осложнением (старший дошкольный возраст)

Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности. Кроме того, игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

Процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений (клубок ниток, дождик) лишен для него смысла, и он действует без старания и интереса.

Но такое отношение детей к обучению вполне понятно и оправдано, но не способствует развитию творчества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: