Таким образом, к характерным чертам свободы можно отнести целостность, многогранность, относительность, или взаимосвязь с ответственностью

3

Личность невозможно представить не только без свободы, но и без ответственности. Следовательно, свобода и ответственность являются важнейшими факторами формирования личности.

Ответственность - сознательная установка личности, ее готовность отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидов требования. Ответственность принимается человеком как прямой долг, обязанность. Ответственность - регулятор поступков личности, внутренняя пружина ее самодисциплины. Именно ответственность не позволяет использовать свободу как вседозволенность.

Принято выделять две формы ответственности – моральную и правовую (юридическую). Моральная ответственность основывается на моральных нормах, которые являются производными от понятий «добро», «зло», «справедливость», «подлость». Моральные нормы, в отличие от правовых норм, нигде не записаны, существуют в устной форме, передаются в виде наставлений из поколения в поколение. Еще одно отличие моральных норм от правовых норм: правовые нормы оценивают только поступки человека и их результаты, а моральные, помимо этого, помыслы (мысли).

Механизмы реализации моральных норм – совесть и стыд. Стыд связан с внешним контролем. Он – важнейший маркер: благодаря стыду человек выделился из животного мира, о чем повествует Библия, благодаря стыду человек отличается от животных, выделился из биологического мира. Поэтому русский религиозный философ девятнадцатого века В. С. Соловьев определял человека как стыдящееся существо: у человека стыд есть, а у животных его нет. В противном случае животные носили одежду.

Сенека определял совесть как внутреннее судилище. Она, в отличие от стыда, связана не с внешним, а с внутренним контролем, то есть с самоконтролем. Наличие совести отделяет человека от личности. Жить по совести – значит бытийстсвовать в качестве личности, быть интеллигентным, духовно развитым человеком.

Про человека, который духовно не развит, говорят: «ни стыда, ни совести». Это означает, что у такого человека отсутствует не только осознание важности ориентации на внешний контроль, но и навыки самоконтроля. Он - не что иное, как "быдло", что в переводе с польского языка на русский язык, означает "скот".

Помимо моральной ответственности, существует ответственность юридическая, о снованная на правовых нормах, то есть законах. Конечно, моральные нормы и правовые нормы не только различаются, но и имеют общие черты. Во-первых, они - разновидность социальных норм. Во-вторых, они часто «пересекаются». Например, моральное недопущение лжи подкрепляется правовой нормой вз УК РФ, направленной против лжесвидетельства.

Можно выделить следующие виды юридической ответственности: административную (самый распространенный вид наказания – административный штраф, самый серьезный – административный арест); гражданскую (возмещение имущественного и морального вреда), дисциплинарную (выговор, увольнение или отчисление), применяемую в трудовом законодательстве, в учебном процессе; уголовную (лишение свободы, пожизненное заключение, так как в России действует мораторий на смертную казнь). В связи с развитием российским законодательства можно говорить об экологической ответственности – ответственность за сохранение окружающей среды (природы).

Для религиозных людей существует еще один вид ответственности – ответственность перед Богом.

Подытожим:   свобода и ответственность — две стороны одного целого: свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Поэтому очень часто человек «бежит от свободы», а, следовательно, бежит от ответственности.

Э. Фромм в книге «Бегство от свободы» выделил следующие способы бегства от нее: 1) авторитаризм - стремление к господству или подчинению - подавление своей свободы или чужой; 2) насилие, агрессия — стремление устранить или разрушить существующий порядок; 3) конформизм — абсолютно некритическое принятие всех социальных норм, установлений, шаблонов; 4) растворение человеческого сознания с помощью медитаций, компьютерных игр в виртуальном бытии (в данном случае в бытии Интернета, компьютерных игр).

Таким образом, свобода и ответственность – это два взаимообуславливающих фактора становления и развития личности. Для того, чтобы человеку не деградировать в качестве личности, он должен осознанно распоряжаться свой свободой, предвидеть последствия своих действий, быть способным нести ответственность, как моральную, так и юридическую за них.

 

4

Ценности являются составным компонентом мировоззрения и культуры человека. На общечеловеческих ценностях основывается наша цивилизация. Следовательно, ценности – продукт деятельности человеческого сознания, с помощью которого объекты как материального, так и духовного бытия, ранжируются, образуют иерархию ценностей. Самые важные ценности в человеческом бытии – смыслообразующие ценности, без которых целенаправленная деятельность человека была бы невозможной.

Изучением ценностей занимается особый раздел философии – аксиология. Ценности — это значимые для человека, общества объекты, явления. Ценности - это все, что дорого человеку. Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном, личном значениях.

 Посколькуобъектов как материального, так и духовного бытия, разнообразен, то существует множество видов ценностей:

1) по субъекту, носителям - индивидуальные, групповые, общественные. С уществуют различные ценности у социальных групп.
Например, ценностями для мужчин являются: работа, друзья, семья, дети. У женщин – наоборот, на первом месте идут семья и дети. Различная иерархия индивидуальных и групповых ценностей могут образовывать питательную почву для конфликтных ситуаций;

2)  по содержанию: экономические, или рыночные (деньги, конкуренция, предпринимательство). Э. Фромм в своих работах хорошо показал, как в условиях господства рыночных отношений личность теряет свои высшие ценности, приспосабливается к рыночным требованиям, человек становится двуличным, находится в состоянии перманентного межличностного конфликта. Еще можно выделить ценности политические (диалог, ненасилие); правовые (закон, правопорядок); корпоративные (мы их рассматривали в Кодексе корпоративной этики ПАО «Газпром»);

3) по способу их осуществления: материальные - деньги, пища, одежда, жилье, автомобиль, ПК. Самая главная материальная ценность - это деньги: с их помощью можно купить любые материальные ценности; идеальные, духовные (знания);

4) по длительности существования: преходящие     (мода, музыкальные жанры); непреходящие (любовь, правда);

5) по иерархии: высшие, абсолютные (человеческая жизнь,
добро). Добро - это то, что способствует счастью людей, отсутствие зла. Следовательно, зло можно определить как отсутствие добра. Поэтому добро абсолютно, субстанциально, так как всегда на чем-то основывается, а зло относительно, несубстанциально;

6) по культуре западные ценности  - индивидуализм, конкуренция, деньги, эффективность, свобода, инновации; восточные ценности - скромность, коллективизм, ответственность, традиции;

В процессе изучения ценностей выделим следующие их особенности:

1) социальный характер. Ценности формируются обществом и для общества. Они – одновременно условие и результат деятельности человека и общества. Ценности бытийствуют в социальной, но не в природной среде. Это означает, что у животных ценностей нет, так как у них отсутствует сознание. Поэтому говорить о деятельности животных не приходится. Относительно животных можно использовать термин «биологическая активность», которая направляется не сознанием, как в деятельности человека и общества, а природными инстинктами. Именно природные инстинкты задают своеобразный коридор для активности животного. Следовательно, будет неправильным сказать, что мыши представляют ценность для кошек: охота кошек на мышей, включенность этих грызунов в пищевую цепочку кошачьих – не осознанный выбор животного, а одно из проявлений господства природных инстинктов над биологическими организмами;

2 ) динамический характер. Поскольку ценности – продукт развития общества, то они, то есть ценности, меняются одновременно с ним, то есть с обществом, с развитием человека. Динамичный характер ценностей приводит к межпоколенческим конфликтам – конфликтам «отцов и детей». Следовательно, для того, чтобы минимизировать конфликт, поколениям нужно изучать ценности друг друга; 

3) относительный характер: что для одного человека является ценностью, для другого – нет. Относительный характер ценности приобретают по причине личностной окраски: каждый человек обладает индивидуальностью, неповторимым мировоззрением, отличающимся от других индивидов самосознанием, своим духовным миром. Люди разные потому, что ценности у них различны. Но в деле строительства семейного бытия, необходимо, чтобы базовые ценности у пары совпадали. «Муж и жена – одна сатана», «муж и жена должны смотреть в одну сторону», - гласит народная мудрость;

 4) связь с деятельностью. Ценности побуждают человека к активной деятельности, нацеливает его на конкретные поступки. Ценности выявляются в ходе активного взаимодействия с внешним миром. С помощью ценностей задается коридор для человеческой деятельности, то есть обозначаются ее ориентиры, направления. Постановка цели – результат деятельности сознания человека по иерархизации ценностей;

5) системный характер. Ценности, как мы уже выяснили, по своей природе социальны, являются отражением развития общества, имеющего сложную структуру. Поэтому не стоит удивляться тому, что ценности образуют собой социальную систему со своей структурой. В структуре ценностей можно выделить следующие элементы: а) потребности – необходимость человека в чем либо. Существуют первичные (базовые) и вторичные потребности. К первичным потребностям относят то, без чего человек жить не может – вода, еда, жилье. Вторичные потребности – это потребности в общении, уважении. Самой вышей потребностью, согласно учению А. Маслоу, является потребность в самоактуализации, то есть в саморазвитии, самосовершенстсовании; б) интересы – это осознанные потребности. Интересы бывают здоровые и нездоровые; личные и общественные; в) традиции – совокупность представлений, обрядов, привычек и навыков деятельности человека, передаваемых из поколения в поколение. Основная функция традиций – выступать в качестве регулятора общественных отношений.

Опираясь на структуру ценностей, можно выделить следующие их стороны: 1) любой предмет, удовлетворяющий потребности людей. Ценность в данном случае оценивается с точки зрения пользы; 2)ценность как идеал, образ, цель. В качестве ценностей могут выступать добро, истина, красота; 3) ценность как норма. В связи с этим говорят об этических, религиозных ценностях, которые выступают в качестве социальных регуляторов.

Значение ценностей в жизни личности очень велико: 1) ценности регулируют поведение личности; 2) выражают способ существования личности, задают ориентиры ее деятельности, способствуют нахождению смысла жизни. Если человек не нашел ценностей, он не обрел смысла жизни, находится в состоянии «экзистенциального вакуума». Постоянный спутник «экзистенциального вакуума» - скука. Человек, скучая, бежит от реальности, перестает быть личностью.

Подведем итоги. Мы изучили раздел, посвященный человеку. Он называется антропологическая философия – философия человека. Поскольку с бытием человека тесно связаны ценности, образующие его мировоззрение, культуру, являющиеся основанием для его деятельности, мы изучили также еще один философский раздел - аксиологию, то есть учение о ценностях. Поскольку ценности имеют моральное измерение, мы затронули и такую философскую дисциплину как этику. В силу того, что человек наделен сознанием, способностью к познавательной деятельности, он задумывается о смысле жизни, занят поиском смыслообразующих ценностей. Так антропологическая философия и аксиология связаны с онтологией и гносеологией.

Системность философского знания проявляется также во взаимодействии аксиологии с этикой. В аксиологии, как мы уже уяснили, выделяют абсолютные ценности. К таким ценностям относят добро. Учение о добре, зле, справедливости, несправедливости составляет сущность этики. Поэтому неслучайно французский философ А. Камю считал аксиологию основным разделом философии.

Знания по антроплогической философии, аксиологии, этики могут быть актуализированы в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром»:

1) антрпологическая философия позволяет понять, что точкой пересечения основных форм бытия, его структурных уровней, является человек. Следовательно, человек, адекватный учет его потребностей, интресов должны лечь в основу управленческой политики ПАО «Газпром»;

2) для любого человека, и будущего работника ПАО «Газпром», важен поиск смыслообразующих ценностей, которые бы задали ориениры для его профессиональной деятельности, для жизни вообще. Смыслообразующие ценности – важные «точки роста» личностных качеств работника ПАО «Газпром»;

3) в последнее время растет значение профессиональной этики, корпоративной этики, техноэтики как прикладных философских дисциплин, что не случайно: этические категории должны формировать необходимые компетенции, личностные качества работников ПАО «Газпром».

Вопросы и задания:

1. Что общего и что различного между понятиями «человек» и «личность»?

2. Какие характерные черты личности вам известны? Какой человек является, а какой не является личностью?

3. Докажите, что алкоголизм, наркомания, являются факторами деградации личности.

4. Можно ли рассматривать геймерство в качестве фактора деградации личности? Свое мнение обоснуйте.

5. Являетесь ли вы зрелой личностью, если учесть мнение З. Фрейда о том, что о зрелой личности можно говорить только тогда, когда на смену внешнему контролю приходит самоконтроль. Свой ответ аргументируйте.

6. Что нужно делать человеку для того, чтобы стать личностью?

7. Что такое свобода? Как она связана с бытийствованием человека в качестве личности?

8. Какие характерные черты свободы вам известны?

9. Выскажите свою точку зрения на проблему соотношения внутренней и внешней свободы.

10. Какую позицию вы занимаете в отношении свободы? Вы кто: фаталист, волюнтарист, сторонник диалектического материализма? Ответ аргументируйте, дайте его в развернутой форме.

11. В чем  сущность и опасность философии волюнтризма? Чем заканчивались в истории попытки его реализации? Приведите примеры, свое мнение обоснуйте.

12.  В чем сущность и опасность фатализма? Как фатализм связан с креационизмом?

13. Можно ли утверждать, что последовательно развиваемый фатализм ведет к безответственности? Ответ дайте в развернутой форме.

14.  Что такое ответственность? Как она связана со свободой? Почему человек, согласно Э. Фромму, бежит от свободы?

15.  Какие виды ответственности вам известны? Чем правовая ответственность отличается от моральной? Что общего между ними?

16. Какие виды юридической ответственности выделены в лекции? Вы подвергались юридической ответственности? Ответ дайте в развернутой форме.

17.  Чем стыд отличается от совести? Что общего между ними? Какую роль играют они в жизни человека?

18.  Как определял совесть философ Сенека? Как вы понимаете его высказывание?

19.  Испытывали ли вы в своей жизни угрызение совести? В каких случаях? В каких обстоятельствах вам было стыдно за свои поступки?

20. Что такое ценности? Назовите их характерные черты.

21. Какую роль играют ценности в жизни личности?

22. Можно ли говорить о том, что мыши являются ценностями для кошек? Ответ аргументируйте.

23.  Какова структура ценностей? Какую роль играют элементы, составляющие ценности, в вашей жизни? Ответ обоснуйте.

24. Что такое смыслообразующие ценности? Есть ли у вас они у вас? Ответ обоснуйте.

25.  Что такое ценности? Какие ценности являются в вашей жизни самыми главными, просто главными, неважными, незначимыми? На основе ваших ответов составьте иерархию ваших ценностей, нарисуйте пирамиду ваших ценностей: в основании - неважные, на верхушке - самые важные ценности.

26.  В чем состоит сущность учения А. Маслоу о потребностях и ценностях? Какую ценность и потребность он считал самой важной? Согласны ли вы с его мнением? Свой ответ обоснуйте.

27.  Как изучение данной темы поможет личностному становлению будущего работника ПАО "Газпром"?

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow