Социальные и технологические функции современной библиотеки

Социальные функции современной библиотеки:

1. коммуникативная

2. мемориальная

3. информационная

4. аксиологическая (ценностно-ориентационная, оценочная)

 

1. Коммуникативная социальная функция библиотеки заключается в активном участии и организационно-техническом обеспечении социальной коммуникации. В зависимости от знаковой формы различаются: устная, письменно-печатная и электронная коммуникация. Социальная коммуникация в данном случае — это смысловая коммуникация и понимается как движение воплощённых в знаковой форме духовных смыслов в социальном пространстве и социальном времени, которые представляют собой коммуникационную среду. Смыслами, образующими содержание коммуникационных сообщений, являются результаты духовной деятельности коммуникантов, а именно: знания, умения, эмоции, управленческие стимулы, фантазии.

2. Мемориальная социальная функция библиотеки – это сохранение смыслов в социальном времени в качестве элементов социальной памяти. В неё входит распространение уже известных ретроспективных сведений.

3. Информационная социальная функция библиотеки – это совокупность видов деятельности библиотеки по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства. Она реализуется в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки массивами информации, накопленными в ней, а также другими доступными источниками информации.

4. Аксиологическая социальная функция библиотеки обнаруживается в самой природе библиотеки, в цепочке внутренних (технологических) процессов — отбор, комплектование, хранение, доступ к информации, где непременно присутствуют ценностные оценки. Реализацией ценностной функции начинается и завершается вся цепочка функций библиотеки, что аксиологическая функция определяет все содержание деятельности библиотеки, что в работе библиотеки задействована вся иерархия ценностей — общечеловеческих, классовых, групповых, индивидуальных. Библиотекарь не может работать с литературой, не проявляя своего отношения к ее содержанию и формам представления, т. е. так или иначе не учитывая ее ценность. В итоге библиотека, предоставляющая доступ к знаниям и информации, накопленным человечеством, сама становится непреходящей ценностью, выступая одним из мощных факторов, формирующих систему общественных ценностей.

Объекты библиотечной аксиологии, представляющие собой библиотечные ценности:

1.  Документы, которые библиотеки отбирают, комплектуют, хранят и предоставляют читателям в соответствии со своим общественным назначением. Документ имеет коммуникационное назначение, ценностное (смысловое) содержание, стабильную знаковую форму. Ценности – это особый вид смысла, который люди усматривают в любых предметах и явлениях. Задача библиотечной аксиологии состоит в том, чтобы разработать методику распознавания и оценки тех документов, которые обладают смысловым соответствием профилю данной библиотеки (школьная, научно-техническая, библиотека для слепых и др.).

2.  Эталонные ценности (знания, нормы, идеалы, верования, технологии), признанные современным обществом ценными образцами и рекомендованные учредителем библиотеки для использования в целевой программе работы с читателями просветительского, педагогического, идейно-воспитательного, маркетингового или иного направления. Ценностные ориентации в работе с читателями не оставались постоянными с течением времени. В классических библиотеках Серебряного века интеллигенты-книжники Н.А. Рубакин, Л.Б. Хавкина и их единомышленники ориентировались на педагогические идеалы внешкольного образования и просвещения народа. В советское время главной для библиотек всех типов была объявлена агитационно-пропагандистская (идеологическая) деятельность, нацеленная на коммунистическое воспитание трудящихся в духе ленинского принципа партийности. Деидеологизация российских библиотек в постсоветский период привела к приоритету в библиотековедческой мысли идеи сервисного маркетингового обслуживания в соответствии с запросами клиентов.

3.  Библиотеки в иерархии социальных ценностей. В этой иерархической структуре предусмотрены общечеловеческие, национальные, возрастные, территориальные, групповые, индивидуальные ценности. Соответственно различаются национальные (общегосударственные, республиканские), региональные (краевые, областные, городские), групповые (медицинские, военные, заводские, фирменные и т. п.), индивидуальные (домашние) библиотеки, аксиологический статус которых различен.

Реализация информационной, мемориальной и аксиологической функций возможна только в условиях социальной коммуникации, так как всякая библиотека создаётся и функционирует в коммуникационной среде. Отсюда следует, что коммуникативная функция – это не рядовая сущностная функция, а наименование общественного назначения библиосферы, создающего предпосылки для реализации остальных сущностных функций.

Технологические функции, в отличие от социальных, обществом могут не ощущаться, оно может и не знать об их существовании. Они есть обобщенное отражение "библиотечного производства". Их знание и выполнение является обязанностью профессиональных библиотечных работников. О социальных же функциях должен иметь представление не только библиотекарь, но и, в идеале, каждый член общества. Технологические функции формируются под влиянием внутренних потребностей рациональной библиотечной технологии труда и предписаний, в качестве которых выступают социальные функции; социальные же – под влиянием потребностей общества. В принципиальном плане соотношение социальных и технологических функций является отношением подчинения: технологические функции имеют место, лишь постольку, поскольку они служат реализации социальных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: