Универсальные библиотеки - предназначены для удовлетворения общих потребностей общества. Типологические характеристики:
- удовлетворение общих информационных потребностей
- универсальный характер фондов и справочно-библиографического аппарата
- региональная направленность деятельности (связана с социально-экономического профиля региона)
- принцип построения сети в соответствии с административно-территориальным строением страны
- многофункциональность
Библиотеки учебных заведений, их функции и особенности, типологические характеристики.
Термин "учебная библиотека" — один из наиболее устоявшихся в библиотековедении. Под ним понимают специальные библиотеки, которые должны удовлетворять информационные потребности пользователей, возникшие в процессе учебной деятельности. Среди всех этих библиотек можно выделить сле- дующие группы: вузовские (университетов, академий, институтов) библиотеки, библиотеки колледжей, техникумов, училищ, школ, лицеев, гимназий. Библиотеки учебных заведений содействуют образованию и воспитанию учащихся. Обеспечение учебного процесса — их главное социальное назначение и отличительная черта. Они располагают как универсальными фондами (школьные, университетские библиотеки), так и фондами, соответствующими профилю учебного заведения, большой экземплярностью учебной литературы.
|
|
Безусловно, учебные библиотеки удовлетворяют не только учебные потребности. Так, все они реализуют воспитательную функцию, содействуя усвоению морали, нравственности, этики, эстетики, общечеловеческих духовных ценностей. Учебные библиотеки участвуют в удовлетворении производственных запросов, связанных с производственной практикой учащихся и студентов или участием учебного заведения в работе учебно-производственного комплекса или объединения. Библиотеки вузов, где ведется научно-исследовательская работа, где накопились фонды научной литературы, предназначенной для научных работников, участвуют и в удовлетворении научно- исследовательских запросов. Тем не менее приоритетной функцией для учебных библиотек остается обеспечение учебного процесса, в котором участвуют учащиеся (студенты) и преподаватели.
Наиболее сложными по содержанию и организации работы являются библиотеки вузов. Здесь сложилась трехступенчатая структура организации библиотечного обслуживания, включающая фундаментальную библиотеку, библиотеки-филиалы на факультетах и в других подразделениях вуза и отделения факультетских и институтских библиотек при кафедрах, кабинетах и лабораториях.
|
|
Библиотечная профессия, её особенности, подготовка библиотечных кадров.
Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определенной подготовки, знаний и умений. Содержанием библиотечной профессии является выполнение комплекса разнообразных библиотечно-библиографических процессов. Имея своим основным содержанием общение с читателями, библиотечная деятельность включает и многообразные технологические процессы и операции, связанные с работой с документным фондом библиотеки, ее информационно-поисковыми системами и т.п.
Три уровня библиотечного профессионализма:
1. Неквалифицированные библиотекари, не имеющие библиотечного образования и выполняющие вспомогательные процессы и операции;
2.Библиотекари средней квалификации, выполняющие комплекс операций на регламентированном (стандартизированном) уровне;
3.Библиотекари высшей квалификации, умеющие самостоятельно принимать управленческие и методические решения.
Многофункциональность библиотечной деятельности ведет к многообразию библиотечных специальностей (библиотечные менеджеры, специалисты, методисты, комплектаторы, каталогизаторы, сотрудники отдела обслуживания и т.д.) В основе обеспечения библиотек профессиональными библиотечными кадрами лежит система непрерывного библиотечного образования, повышения квалификации и переподготовки библиотекарей. Непрерывное образование должно сопутствовать библиотекаря на протяжении всей его трудовой деятельности (профессиональное обучение и самообразование). Начальным этапом является профориентация; профотбор; Среднее библиотечное образование; Высшее библиотечное образование. Аспирантура является главной формой подготовки научно-педагогических кадров. подготовку по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» ведут: Московский, СПб, Казанский и Краснодарский университеты культуры и искусств, Повышение квалификации имеет целью расширение и углубление профессиональных знаний библиотекаря в соответствии с занимаемой им должностью и функциональными обязанностями. Переподготовка преследует цель освоения новых профессиональных знаний при переходе на другую должность, на другой участок библиотечной работы, в связи с внедрением новых автоматизированных библиотечных технологий и т.п. Система должна быть построена таким образом, чтобы каждый библиотекарь через определенный временной промежуток (3-5 лет) имел возможность повысить свою квалификацию на курсах, семинарах, путем практики или стажировки. На базе крупнейших библиотек работают Высшие библиотечные курсы для сотрудников, имеющих высшее, но не библиотечное образование. В настоящее время эти курсы расширяют диапазон своей деятельности, организуя повышение квалификации и переподготовку для других категорий библиотекарей. Наиболее известные из них: «Школа Рудомино» Москва Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования.