Основы техники передвижения на лыжах

Методика обучения способам передвижения на лыжах

 

Для овладения техникой способов передвижения на лыжах ставятся следующие задачи:

1. Научить чувству лыж.

2. Научить динамическому равновесию.

3. Научить отталкиванию палками.

4. Научить отталкиванию лыжами.

5. Научить согласованной работе рук и ног, в различных стойках.

6. Научить сознательно, контролировать движения и управлять ими.

Отличительная характеристика современной техники

1. Легкость.

2. Высокий темп и стремительность.

3. Высокая постановка ноги (опорной) перед подседанием.

4. Длинный скользящий шаг (на равнине до 3,5 м).

5. Простота и естественность движений.

6. Хорошая расслабленность.

7. Сильные и быстрые толчки ногами.

8. Сильные, но спокойные отталкивания руками.

 

Чтобы добиться такой техники нужно отчетливо представлять, что про-исходит в каждом скользящем шаге (как основе всех лыжных ходов) и его фа-зах. Дать точное описание каждой фазе. А также на каждом занятии от 5 до 15 мин давать специальные упражнения на месте и в движении.

Для решения поставленных задач используются следующие упражнения:

1) скрестные махи носком и пятками лыж;

2) повороты переступанием на месте вокруг пяток и носков лыж;

3) передвижение приставными шагами;

4) передвижение в колонне шагом по рыхлому снегу;

5) на пологом коротком спуске происходит обучение спускам в высокой, ос-новной, низкой стойках и стойке отдыха;

6) спуски с переносом веса тела с ноги на ногу и подниманием поочередно нос-ков лыж;

7) спуски с переходом на параллельную лыжню;

 

8) поворот переступанием после выката;

9) спуски на одной ноге.

 

10) научить отталкиваться палками (в зависимости от скольжения выбрать уча-сток лыжни с нужным уклоном);

 

11) научить одновременному бесшажному ходу, отработать постановку палок на снегу на месте:

 а) принять позу (имитация окончания толчка палками), чтобы центр тяжести

проходил через пятки, туловище наклонено вперед до горизонтали, а руки со-ставляют прямую линию с палками;

б) обучить постановке палок в движении под острым углом (следить за накло-ном и параллельностью палок);

в) акцентировать внимание на работе туловища;

г) передвижение одновременным бесшажным ходом с попеременными толчка-ми рук, при этом следить за работой туловища, наклоняясь только вперед.

12) обучение отталкиванию лыжами и правильному переносу веса тела с лыжи на лыжу:

а) ходьба полушагом при большом наклоне туловища, руки опущены и рас-

слаблены, палки вперед, поперек и ниже колен;

б) ходьба полушагом с полумахом рук, держа палку за середину;

в) исходное положение как во 2-ом упражнении, но палки одеты за темляки сзади. Во время движения постепенно увеличивать длину выпада, в пределах допустимого пытаться приподнимать туловище и заканчивать толчок коленом стопой, постепенно переходя на отталкивание руками. Кроме этих упражнений можно использовать:

коньковый ход, самокат, бег на лыжах с поворотом под уклон.

 

13) После изучения техники скользящего шага приступают к овладению со-гласованности движений рук и ног:

 

а) бег на лыжах, держа палку за середину;

б) бег на лыжах, держа палки ниже петель – внимание постановке палок и со-гласованию;

в) тоже держа палки за концы, но без активного отталкивания;

г) передвижение переменным 2-х шажным ходом под уклон, затем на равнине и пологих подъемах.

 

Основные ошибки в попеременном двухшажном ходе:

Посадка: ноги сильно согнуты; стопа опорной ноги выходит вперед, туловище сильно наклонено; вес тела больше расположен на задней части стопы; голова откинута или опущена вперед.

Толчок ногой: отсутствие выпрямленной ноги во 2 фазе толчка; толчок направ-лен главным образом вверх; отрыв пятки вначале 1 фазы толчка; незакончен-ный толчок.

Двухопорное скольжение: плохое равновесие.

 

Толчок рукой: слабое начало толчка (нет движения рукой вниз); незаконченный толчок; толчок сильно согнутой рукой; нет нажима на палку в начале отталки-вания за счет движения туловищем.

Таким образом, обучение технике лыжных ходов начинается с одновре-менного бесшажного и попеременного двухшажного ходов. Затем изучается одновременный двухшажный, одновременный одношажный основной и стар-товый варианты, попеременный четырехшажный и переходы с хода на ход от попеременного к одновременному: без шага, через 1 шаг, через 2 шага от одновременных к попеременным: прямой и с прокатом.

Основы техники передвижения на лыжах

Под техникой передвижения на лыжах понимается наиболее целесооб-разная для конкретных условий структура движения, обеспечивающая при мак-симальной экономичности наиболее высокий спортивный результат. Детали техники в значительной степени зависят от условий передвижения лыжника, а в некоторой мере и от индивидуальных особенностей спортсмена.

При рассмотрении техники способов передвижения применяются следу-ющие понятия, принятые в современной теории лыжного спорта:

Посадка лыжника –поза,при которой происходит выполнение движе-ния в том или ином способе передвижения. Посадка определяется степенью сгибания ноги в коленном суставе и частично тазобедренном, голени.

Общий центр тяжести –точка приложения равнодействующих всех силтяжести, являющаяся центром массы тела.

Цикл движения –закономерное чередование элементов движения,обра-зующие целостное двигательное действие, многократно повторяющееся при передвижении на лыжах.

Длина цикла –расстояние по прямой(в м),пройденное телом лыжника,за цикл.

Длительность цикла –время,в течение которого выполняются движе-ния цикла.

Средняя скорость движения в цикле –характеризуется отношениемдлины цикла к его длительности.

Темп движения –частота движения в единицу времени(выражается ко-личеством циклов в минуту).

Структура движения –совокупность всех составных частей движения. Ритм движения –закономерное чередование элементов движения,стро-

 

го определенных по времени и характеру усилий.

О ритме движения в цикле можно судить по следующим величинам:

1. Относительной длительности фаз работы и отдыха в цикле.

 

2. Рабочему периоду в цикле. Под рабочим периодом понимается загружен-ность цикла рабочими фазами во времени.

 

3. Характеру опорных положений в цикле (одноопорные, двухопорные, трех- и четырехопорные).

 

4. Перерывами в работе рук и ног.

 

5. Степени опережения – не одновременность в окончании толчков разноимен-ными ногами и руками.

 

Опорная нога –нога несущая основную часть веса лыжника.

Маховая нога –верхняя лыжа–лыжа,расположенная по склону выше. Внутренняя лыжа –лыжа находящаяся ближе к повороту.

Внешняя лыжа –лыжа находящаяся дальше от поворота.

Техники лыжника можно разделить на группы лыжных ходов, подъемов, спусков, преодоления неровностей, торможений и поворотов (рис. 2). Смена способов передвижения нарушает цикличность двигательной деятельности, что, с одной стороны, освобождает от утомительно монотонного однообразия движений, а с другой — усложняет их.

 

Техника передвижения на лыжах - система чрезвычайно динамичная. Наряду с приспособлением к весьма переменным внешним условиям, она изме-няется в процессе возрастного морфофункционального развития организма лыжника и в результате спортивного совершенствования. Поиск наиболее эф-фективных способов на разном рельефе, в весьма переменчивых условиях скольжения, также с учетом постоянного совершенствования лыжного инвен-таря и технологии подготовки трасс продолжается. Не исключена возможность появления новых вариантов рациональной техники.

Рациональная техника как теоретическая модель носит характер стан-дарта, эталона, для которого устанавливают основные требования и пределы допустимых и совершенно необходимых отклонений. Рациональность характе-ризует тот или иной вариант двигательной деятельности безотносительно к ин-дивидуальным особенностям человека.

Эффективная техника как индивидуально-оптимальная система движе-ний учитывает все детали анатомо-морфологических, психофизиологических особенностей реального лыжника и может заметно отличаться от рационально-го варианта. Но во всех случаях индивидуальная техника должна соответство-вать рациональной биомеханической структуре движения.

 

Техника обеспечивается определенным соотношением механики, биоло-гии и психологии. Характерные для лыжника механические действия опорно-двигательного аппарата возможны при достаточном биологическом обеспече-нии и управляются сознанием.

К основным действиям в передвижении на лыжах относятся отталкивания

 

и махи ногами и руками в сочетании со свободным скольжением на лыжах. Для измерения динамических характеристик, т.е. усилий при отталкивании ногой и рукой, используют динамографические платформы, тензометрические лыжи (лыжероллеры) и палки, метод циклографии и др. Пространственные, времен-ные и угловые показатели техники изучают с помощью кино-фото-видеосъемки с последующей расшифровкой кинематической структуры движений лыжника. Наиболее информативным показателем функционального обеспечения различ-ных способов передвижения на лыжах как длительных локомоций является общая величина и экономичность энергетических затрат, оцениваемых работо-способностью прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем орга-низма лыжника. Управление сознанием лежит в основе обучения технике.

 

Лыжные ходы различают по двум признакам:

1. По согласованию движений рук и ног – попеременные, одновременные.

2. По количеству скользящих шагов в цикле хода – бесшажные, одно-шажные, двухшажные, трехшажные, четырехшажные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: