Методика обучения способам передвижения на лыжах
Для овладения техникой способов передвижения на лыжах ставятся следующие задачи:
1. Научить чувству лыж.
2. Научить динамическому равновесию.
3. Научить отталкиванию палками.
4. Научить отталкиванию лыжами.
5. Научить согласованной работе рук и ног, в различных стойках.
6. Научить сознательно, контролировать движения и управлять ими.
Отличительная характеристика современной техники
1. Легкость.
2. Высокий темп и стремительность.
3. Высокая постановка ноги (опорной) перед подседанием.
4. Длинный скользящий шаг (на равнине до 3,5 м).
5. Простота и естественность движений.
6. Хорошая расслабленность.
7. Сильные и быстрые толчки ногами.
8. Сильные, но спокойные отталкивания руками.
Чтобы добиться такой техники нужно отчетливо представлять, что про-исходит в каждом скользящем шаге (как основе всех лыжных ходов) и его фа-зах. Дать точное описание каждой фазе. А также на каждом занятии от 5 до 15 мин давать специальные упражнения на месте и в движении.
Для решения поставленных задач используются следующие упражнения:
1) скрестные махи носком и пятками лыж;
2) повороты переступанием на месте вокруг пяток и носков лыж;
3) передвижение приставными шагами;
4) передвижение в колонне шагом по рыхлому снегу;
5) на пологом коротком спуске происходит обучение спускам в высокой, ос-новной, низкой стойках и стойке отдыха;
6) спуски с переносом веса тела с ноги на ногу и подниманием поочередно нос-ков лыж;
7) спуски с переходом на параллельную лыжню;
8) поворот переступанием после выката;
9) спуски на одной ноге.
10) научить отталкиваться палками (в зависимости от скольжения выбрать уча-сток лыжни с нужным уклоном);
11) научить одновременному бесшажному ходу, отработать постановку палок на снегу на месте:
а) принять позу (имитация окончания толчка палками), чтобы центр тяжести
проходил через пятки, туловище наклонено вперед до горизонтали, а руки со-ставляют прямую линию с палками;
б) обучить постановке палок в движении под острым углом (следить за накло-ном и параллельностью палок);
в) акцентировать внимание на работе туловища;
г) передвижение одновременным бесшажным ходом с попеременными толчка-ми рук, при этом следить за работой туловища, наклоняясь только вперед.
12) обучение отталкиванию лыжами и правильному переносу веса тела с лыжи на лыжу:
а) ходьба полушагом при большом наклоне туловища, руки опущены и рас-
слаблены, палки вперед, поперек и ниже колен;
б) ходьба полушагом с полумахом рук, держа палку за середину;
в) исходное положение как во 2-ом упражнении, но палки одеты за темляки сзади. Во время движения постепенно увеличивать длину выпада, в пределах допустимого пытаться приподнимать туловище и заканчивать толчок коленом стопой, постепенно переходя на отталкивание руками. Кроме этих упражнений можно использовать:
коньковый ход, самокат, бег на лыжах с поворотом под уклон.
13) После изучения техники скользящего шага приступают к овладению со-гласованности движений рук и ног:
а) бег на лыжах, держа палку за середину;
б) бег на лыжах, держа палки ниже петель – внимание постановке палок и со-гласованию;
в) тоже держа палки за концы, но без активного отталкивания;
г) передвижение переменным 2-х шажным ходом под уклон, затем на равнине и пологих подъемах.
Основные ошибки в попеременном двухшажном ходе:
Посадка: ноги сильно согнуты; стопа опорной ноги выходит вперед, туловище сильно наклонено; вес тела больше расположен на задней части стопы; голова откинута или опущена вперед.
Толчок ногой: отсутствие выпрямленной ноги во 2 фазе толчка; толчок направ-лен главным образом вверх; отрыв пятки вначале 1 фазы толчка; незакончен-ный толчок.
Двухопорное скольжение: плохое равновесие.
Толчок рукой: слабое начало толчка (нет движения рукой вниз); незаконченный толчок; толчок сильно согнутой рукой; нет нажима на палку в начале отталки-вания за счет движения туловищем.
Таким образом, обучение технике лыжных ходов начинается с одновре-менного бесшажного и попеременного двухшажного ходов. Затем изучается одновременный двухшажный, одновременный одношажный основной и стар-товый варианты, попеременный четырехшажный и переходы с хода на ход от попеременного к одновременному: без шага, через 1 шаг, через 2 шага от одновременных к попеременным: прямой и с прокатом.
Основы техники передвижения на лыжах
Под техникой передвижения на лыжах понимается наиболее целесооб-разная для конкретных условий структура движения, обеспечивающая при мак-симальной экономичности наиболее высокий спортивный результат. Детали техники в значительной степени зависят от условий передвижения лыжника, а в некоторой мере и от индивидуальных особенностей спортсмена.
При рассмотрении техники способов передвижения применяются следу-ющие понятия, принятые в современной теории лыжного спорта:
Посадка лыжника –поза,при которой происходит выполнение движе-ния в том или ином способе передвижения. Посадка определяется степенью сгибания ноги в коленном суставе и частично тазобедренном, голени.
Общий центр тяжести –точка приложения равнодействующих всех силтяжести, являющаяся центром массы тела.
Цикл движения –закономерное чередование элементов движения,обра-зующие целостное двигательное действие, многократно повторяющееся при передвижении на лыжах.
Длина цикла –расстояние по прямой(в м),пройденное телом лыжника,за цикл.
Длительность цикла –время,в течение которого выполняются движе-ния цикла.
Средняя скорость движения в цикле –характеризуется отношениемдлины цикла к его длительности.
Темп движения –частота движения в единицу времени(выражается ко-личеством циклов в минуту).
Структура движения –совокупность всех составных частей движения. Ритм движения –закономерное чередование элементов движения,стро-
го определенных по времени и характеру усилий.
О ритме движения в цикле можно судить по следующим величинам:
1. Относительной длительности фаз работы и отдыха в цикле.
2. Рабочему периоду в цикле. Под рабочим периодом понимается загружен-ность цикла рабочими фазами во времени.
3. Характеру опорных положений в цикле (одноопорные, двухопорные, трех- и четырехопорные).
4. Перерывами в работе рук и ног.
5. Степени опережения – не одновременность в окончании толчков разноимен-ными ногами и руками.
Опорная нога –нога несущая основную часть веса лыжника.
Маховая нога –верхняя лыжа–лыжа,расположенная по склону выше. Внутренняя лыжа –лыжа находящаяся ближе к повороту.
Внешняя лыжа –лыжа находящаяся дальше от поворота.
Техники лыжника можно разделить на группы лыжных ходов, подъемов, спусков, преодоления неровностей, торможений и поворотов (рис. 2). Смена способов передвижения нарушает цикличность двигательной деятельности, что, с одной стороны, освобождает от утомительно монотонного однообразия движений, а с другой — усложняет их.
Техника передвижения на лыжах - система чрезвычайно динамичная. Наряду с приспособлением к весьма переменным внешним условиям, она изме-няется в процессе возрастного морфофункционального развития организма лыжника и в результате спортивного совершенствования. Поиск наиболее эф-фективных способов на разном рельефе, в весьма переменчивых условиях скольжения, также с учетом постоянного совершенствования лыжного инвен-таря и технологии подготовки трасс продолжается. Не исключена возможность появления новых вариантов рациональной техники.
Рациональная техника как теоретическая модель носит характер стан-дарта, эталона, для которого устанавливают основные требования и пределы допустимых и совершенно необходимых отклонений. Рациональность характе-ризует тот или иной вариант двигательной деятельности безотносительно к ин-дивидуальным особенностям человека.
Эффективная техника как индивидуально-оптимальная система движе-ний учитывает все детали анатомо-морфологических, психофизиологических особенностей реального лыжника и может заметно отличаться от рационально-го варианта. Но во всех случаях индивидуальная техника должна соответство-вать рациональной биомеханической структуре движения.
Техника обеспечивается определенным соотношением механики, биоло-гии и психологии. Характерные для лыжника механические действия опорно-двигательного аппарата возможны при достаточном биологическом обеспече-нии и управляются сознанием.
К основным действиям в передвижении на лыжах относятся отталкивания
и махи ногами и руками в сочетании со свободным скольжением на лыжах. Для измерения динамических характеристик, т.е. усилий при отталкивании ногой и рукой, используют динамографические платформы, тензометрические лыжи (лыжероллеры) и палки, метод циклографии и др. Пространственные, времен-ные и угловые показатели техники изучают с помощью кино-фото-видеосъемки с последующей расшифровкой кинематической структуры движений лыжника. Наиболее информативным показателем функционального обеспечения различ-ных способов передвижения на лыжах как длительных локомоций является общая величина и экономичность энергетических затрат, оцениваемых работо-способностью прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной систем орга-низма лыжника. Управление сознанием лежит в основе обучения технике.
Лыжные ходы различают по двум признакам:
1. По согласованию движений рук и ног – попеременные, одновременные.
2. По количеству скользящих шагов в цикле хода – бесшажные, одно-шажные, двухшажные, трехшажные, четырехшажные.