Общая характеристика конфликта



Комментарии

Конфликтэто трудноразре­шимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дис­гармонии межличностных отноше­ний между людьми в обществе или группе, а также в результате нару­шения равновесия между существу­ющими в них структурами.

Конфликты возникают не в силу про­явления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъек­тивного восприятия и оценки людьми.

Обычно к конфликтам приводят сле­дующие причины:

1) наличие противоречий между ин­
тересами, ценностями, целями, моти­
вами, ролями членов общества или
группы;

2) присутствие противоборства
между различными людьми: официаль­
ными руководителями и неформальны­
ми лидерами; формальными группами
(микрогруппами) с одной стороны и
неформальными — с другой; разноста-
тусными их членами; разными микро­
группами;

3) разрыв отношений между опре­
деленными группами (микрогруппами)
и внутри них;

4) появление и устойчивое домини­
рование негативных эмоций и чувств
как фоновых характеристик взаимодей­
ствия и общения между членами обще­
ства и группами.

Конфликт играет как конструк­тивную роль (дает возможность бо-


лее глубоко оценить индивидуально-и социально-психологические особен­ности членов конкретных групп обще­ства и самих этих групп; оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволя­ет ослабить состояние психологичес­кой напряженности), так и деструк­тивную (оказывает негативное воздей­ствие на морально-психологическое состояние членов общества и его соци­альных групп; ухудшает взаимоотно­шения между людьми, негативно отра­жается на эффективности совместной деятельности).

Обычно конфликты имеют следую­щую динамику и структуру:

— при появлении конфликтной
ситуации фиксируется возникновение
противоречий между членами группы;

— приходящее через определенное
время осознание конфликтной си­
туации
активизирует участников кон­
фликта на принятие необходимых мер;

конфликтное взаимодействие
вызывает острое противоборство сто­
рон;

разрешение конфликта приво­
дит к снятию противоречий конфлик­
тующих людей;

— на послеконфликтной стадии
происходит разрядка напряженности.

Стороны конфликта — это его участники.

Конфликтная ситуация — столк­новение сторон, участвующих в конф­ликте.


6.13. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНФЛИКТА


Комментарии

Завершение конфликтаэто

окончание конфликта по любым при­чинам.

Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, уре­гулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта это совместная деятельность его участни­ков, направленная на прекращение противодействия и решение пробле­мы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобра­зованию условий, в которых они взаи­модействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необхо­димо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основы­вается на изменении отношения оппо­нентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта от­личается от разрешения тем, что в уст­ранении противоречия между его сто­ронами принимает участие третья сто­рона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Затухание конфликта — это вре­менное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт пе­реходит из «явной» формы в скрытую.

Затухание конфликта обычно про­исходит в результате: истощения ре­сурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, сни­жения важности объекта конфликта;


переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта по­нимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются ос­новные структурные элементы конфлик­та. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, ко­торые требуют быстрых и решитель­ных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит време­ни или материальных возможностей).

Перерастание в другой конф­ликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значи­мое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Критериями конструктивного раз­решения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно, чтобы при разрешении кон­фликта было найдено решение проб­лемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации от­ношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Не менее существенной является по­беда правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благо­приятно сказываются на социально-пси­хологическом климате во взаимоотно­шениях между противоборствующими сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переори­ентировать мотивацию неправого оп­понента, то это в дальнейшем приведет к возобновлению конфликта.


6.14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА


Комментарии

Содержание политической жизни го­сударств, обществ составляет особую форму реализации политических инте­ресов людей (классов, социальных групп, партий, национальных и религиозных общностей и т.д.)- Политическая жизнь общества находит выражение во власт­ных отношениях (борьбе за власть), на­правленных на защиту, закрепление и развитие достигнутых завоеваний, со­здание предпосылок для улучшения по­ложения определенных политических сил, достижение баланса между ними. Если такой баланс отсутствует, то воз­никают политические конфликты.

Политический конфликт — это столкновение противоположных обще­ственных сил, обусловленное опреде­ленными взаимоисключающими поли­тическими интересами и целями.

Особенностью политического кон­фликта является борьба за полити­ческое влияние в обществе или на меж­дународной арене.

Политические конфликты делятся на внешнеполитические (межгосу­дарственные) и внутриполитичес­кие, но могут проявляться на межлич­ностном уровне, уровне малых групп, уровне больших социальных групп, на региональном и глобальном уровнях.

Кроме того, конфликты могут быть классовыми, возникающими между общественными силами, группами, вза­имоотношения между которыми носят антагонистический (часто общеграж­данский) характер.

Могут возникать также конфлик­ты между политическими парти-


ями (общественно-политическими дви­жениями). С переходом мировой циви­лизации от авторитарных форм прав­ления к преимущественно демокра­тическим борьба по вопросам о путях развития общества в демократических государствах сместилась в пользу дея­тельности политических партий и об­щественно-политических движений. Политическая борьба партий редко вы­ходит за рамки конституционных норм, хотя и приобретает порой драматичес­кий характер (достаточно вспомнить события в России в 1993 г.).

Часто могут иметь место конфлик­ты между различными группиров­ками за лидерство в государстве, партии, движении и т.п. Эти груп­пировки, как правило, официально не оформлены в объединения, однако их интересы всегда связаны с борьбой за власть.

Иногда к политическим конфлик­там относят и межэтнические конф­ликты, если они носят ярко выражен­ную политическую окраску.

Политические конфликты выполня­ют определенные положительные и от­рицательные функции (см. схему).

Обществу для стабильного функци­онирования необходима постоянная модернизация, включающая и полити­ческую модернизацию как основу за­конности и стабильности политичес­кой власти. Но модернизация — это процесс разрешения возникающих в ходе развития противоречий и конф­ликтов. Политической практикой вы­работаны пути стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутрипо­литических конфликтов.


6.15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛПЫ


Комментарии

Толпаотносительно кратков­ременное, неорганизованное и бес­структурное скопление множества людей, обладающее огромной, несо­измеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотво­рить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведе­ние и деятельность людей.

Когда голос берет толпа, уже не важ­но, что она хотела сказать.

Доминик Опольский

На всем протяжении истории толпу боялись или восхищались ее силой; ее противопоставляли личности, органи­зованной группе и в то же время пыта­лись быть похожими на нее и позаим­ствовать некоторые качества, прису­щие ей; толпой пытались управлять не только для того, чтобы справиться с ее гневом, но и для того, чтобы направить этот всесметающий гнев на кого-либо ненавистного.

Подлинная стихия толпы — соци­ально-политические кризисы, сотряса­ющие все общество, а также периоды, переходные от одного состояния обще­ства к другому. Ощущения неблагопо-


лучия, тревоги, несправедливости, уг­розы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создав­шегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и наци­ональности экстренным образом само-мобилизовываться, Чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рож­дается толпа — эта кажущаяся случай­ность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.

К основным психологическим харак­теристикам толпы обычно относят:

— кратковременность и бесструк­
турность скопления множества людей;

— единый объект внимания;

— отсутствие общей осознанной
цели;

— высокую степень контактности
людей и их пространственную бли­
зость;

— чрезвычайную эмоциональную
возбудимость людей;

— высокую степень их конформиз­
ма и др. (см. схему).

Толпа орет одной большой глоткой, но ест тысячью маленьких ртов.

Станислав Ежи Лец


6.16. ЦИРКУЛЯРНАЯ РЕАКЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТОЛПЕ


Комментарии

Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.

Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реак­ция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных различий между людь­ми, охваченными ею, т.е. поведение и эмоциональное состояние человека оп­ределяются не столько его сознатель­ной интерпретацией обстановки, сколь­ко чувственным восприятием состоя­ния окружающих людей. В крайних случаях действие этой реакции может привести к превращению группы в од­нородную массу, бессознательно оди­наковым образом реагирующую на сти­мулы.


Исследователи феномена толпы так­же отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности лю­дей, т.е. их способности самостоятель­но и рационально оценивать происходя­щее вокруг. Одновременно увеличива­ется внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник ко­торых находится вне толпы.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррацио­нальное и общественно опасное пове­дение людей. Выраженная в достаточ­но умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллектив­ного восприятия искусства или поли­тической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­щественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реак­ция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отри­цательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внима­ние будет сосредоточено на общих про­блемах.

Помимо циркулярной реакции в тол­пе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.


6.17. ВИДЫ ТОЛПЫ


Комментарии

Случайная толпа — неорганизо­ванная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транс­портным происшествием, пожаром, дракой и т.д.

Обычно случайную толпу образу­ют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потреб­ность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в по­добных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быст­ро собираться и так же быстро рассеи­ваться. Обычно она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя изве­стны и отдельные случаи, когда слу­чайная толпа состояла из нескольких тысяч.

Конвенциональная толпа — тол­па, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нор­мах и правилах поведения — кон­венциях.

Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической де­монстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направ­ленный интерес и они должны следо­вать нормам поведения, соответству­ющим характеру мероприятия. Ес­тественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почита­телей рок-звезды во время ее выступ­ления и будет кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.


Экспрессивная толпа — общ­ность людей, отличающаяся особой си­лой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печа­ли, горя, негодования, гнева, ненавис­ти и т.д.).

Экспрессивная толпа обычно явля­ется результатом трансформации слу­чайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный на­строй, выражаемый коллективно, час­то — ритмически. Наиболее характер­ными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстра­ций, выражающие свою поддержку по­литике правящего режима или протест.

Экстатическая толпа — вид тол­пы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совмест­ных молитвенных, ритуальных или иных действиях.

Чаще всего это случается с молоде­жью во время рок-концертов, с верую­щими, представителями некоторых ре­лигиозных направлений или религиоз­ных сект.

Агрессивная толпа — скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству.

Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в со­стоянии фрустрации, часто направля­ют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к про­исходящему, ни к самим погромщикам.


Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом тран­сформации случайной,конвенциональ­ной или экспрессивной толпы. Так, фут­больные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п. Не случай­но во многих странах футбольные поля стадионов окружены специальными же­лезными решетками, болельщиков про­тивоборствующих команд рассажива­ют в изолированных секторах, а на матчах дежурят усиленные наряды по­лиции и даже подразделения войск бе­зопасности.

Паническая толпа — скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой вообра­жаемой или реальной опасности.

Паника — это социально-психоло­гический феномен проявления группо­вого аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который выс­тупает предпосылкой, почвой для груп­пового страха, для возникновения па-


ники. Основная черта любого паничес­кого поведения людей — стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей ра­ционально оценивать возникшую ситу­ацию и препятствует мобилизации во­левых ресурсов для организации со­вместного противодействия возникшей опасности.

Стяжательская толпа — скоп­ление людей, находящихся в непосред­ственном и неупорядоченном конфлик­те между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недо­статочно для удовлетворения потреб­ностей или желаний всех участников этого конфликта.

Стяжательная толпа многолика. Ее могут образовывать и покупатели в ма­газинах при продаже товаров повы­шенного спроса при явном их недо­статке; и пассажиры, стремящиеся за­нять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички; и покупатели билетов у касс перед началом какого-либо зрелищного ме­роприятия; и вкладчики обанкротив­шегося банка, требующие возврата вло­женных денег; и лица, грабящие мате­риальные ценности или товары из магазинов и складов при массовых бес­порядках.





















































Заключение

Явления и процессы, изучаемые социальной пси­хологией, многообразны и многогранны. Необхо­димо исследовать их, хорошо понимать, видеть и учитывать специфику их проявления в жизни и деятельности людей.

Знание социальной психологии позволяет:

— во-первых, правильно оценивать и прогнози­
ровать развитие общественной жизни, ее непрос­
тых реалий и сложных отношений;

— во-вторых, всесторонне изучать и осмысли­
вать другие общественные явления, что дает воз­
можность регулировать характер взаимодействия,
взаимоотношений и общения между людьми во всех
видах их жизни и деятельности, снимать напряжен­
ность между ними, если она возникает, стимулиро­
вать их взаимопомощь и сотрудничество;

— в-третьих, понимать, какое влияние обще­
ственно-психологические явления и процессы ока­
зывают на личность, ее статус и положение, специ­
фику адаптации к окружающей действительности,
особенности взаимоотношений с другими людьми,
пути нахождения ею максимально эффективных
возможностей для социализации и адаптации;

— в-четвертых, учитывать многоликость обще­
ственного бытия. И политика, и религия, и межэт­
нические отношения принимают в своем развитии
самые разнообразные формы. Социальная психо­
логия показывает их влияние на людей, разъясня­
ет направления их правильного анализа и осмыс­
ления и вырабатывает целесообразные рекоменда­
ции по учету в интересах общества;

— в-пятых, использовать закономерности функ­
ционирования и проявления социально-психологи­
ческих явлений и процессов, что позволяет нахо­
дить эффективные пути, средства и способы для
воздействия на различные категории людей и их
групп и в окончательном итоге дает возможность
поддерживать гармонию человеческих отношений,
создавать благоприятные условия для совместной
деятельности.


Литература

Агеев B.C.

Межгрупповое взаимодействие. — М., 1990.

Андреева Г.М.

Социальная психология. — М., 1998.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 1999.

Бехтерев В.М.

Внушение и его роль в общественной жизни. — М.,

1995.

Богомолова Н.Н.

Социальная психология печати, радио и телевидения. —

М., 1991.

Будилова Е.А.

Социально-психологические исследования в русской

науке. — М., 1983.

Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология. — Л., 1979.

Дилигенский Г.Г.

Социально-политическая психология. — М., 1996.

Донцов А.И.

Психология коллектива. — М., 1984.

Жуков ЮМ.

Точность и дифференцированность межличностного

восприятия. — М., 1992.

Ковалев А.Г.

Курс по социальной психологии. — Л., 1972.

Крысько ВТ.

Психология и педагогика в схемах и таблицах. —

Минск, 1999.

Крысько В.Г.

Секреты психологической войны. — Минск, 1999.


Крысько В.Г.

Социальная психология. — М., 2000.

Майерс Д.

Социальная психология. — СПб., 1997.

Ничипоров Б.В.

Введение в христианскую психологию. — М.,1994.

Обозов Н.Н.

Психология межличностного взаимодействия. — Л.,

1979.

Обозов Н.Н.

Психология межличностных отношений. — Киев, 1990.

Прикладная социальная психология. — Москва; Воро­неж, 1998.

Свенцицкий А.Л.

Социальная психология управления. — Л., 1986.

Социальная психология. — М., 1975.

Теоретическая и прикладная социальная психология. — М., 1988.

Филатова Е.

Соционика для вас: наука общения, понимания и согла­сия. — Новосибирск, 1994.

Шевандрин Н.И.

Социальная психология в образовании. — М., 1995.

Шибутани Т.

Социальная психология. — Ростов-на-Дону, 1998.

Шихирев П.Н.

Современная социальная психология США. — М., 1979.


Учебное издание

Крысько Владимир Гаврилович

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Схемы и комментарии

Зав. редакцией Т.И. Смирнова

Редактор Г.М. Степаненко

Дизайн обложки Г.Б. Новикова

Компьютерная верстка СВ. Иванцов

Корректор Н.В. Белозерова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.

Гигиеническое заключение

№ 77.99.2.953.П.13882.8.00 от 23.08.2000 г.

Сдано в набор 10.07.00. Подписано в печать 20.02.01.

Формат 70x100/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,9.

Тираж 15 000 экз. Зак. № 2951.

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19.

E-mail: vlados@dol.ru

http://www.vlados.ru

ООО «Полиграфист». 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.


Глава четвертая

ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

Счастье личности вне общества невоз­можно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.


































А.Н. Толстой

!                                                                                             ...

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых форми­руется и развивается психика людей, их составляющих.

Социальная психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают прежде всего в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирова­ния и развития общественно-психологических явлений и процессов, протекаю­щих в этих общностях людей.

Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими при­чинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности — экономические и социальные — и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.

Даже чтобы бороться за права личнос­ти, необходимо создать коллектив.

Т. Котарбиньский

В конечном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращает­ся в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивает­ся всесторонне и творчески.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: