Психологическое воздействие —

социально-психологическая актив­ность одних людей, осуществляе­мая в различных формах и различ­ными средствами, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических харак­теристик личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведе­ния), групповых норм, обществен­ного мнения или переживаний лю­дей, опосредующих их деятельность и поведение.

Информационно-психологичес­кое воздействие (часто его называ­ют информационно-пропагандистс­ким, идеологическим) — это воздей­ствие словом, информацией.

Психологическое воздействие тако­го вида ставит своей основной целью формирование у людей определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, од­новременно вызывая у них положитель­ные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовидные реакции.

Психогенное воздействие явля­ется следствием:

а) физического воздействия на мозг индивида, в результате которого на­блюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности (на­пример, человек получает травму го­ловного мозга, в результате которой он

* Из-за недостатка места комментируются только виды психологического воздействия, а методы, способы, приемы, формы его раскры­ваются при анализе следующих ниже схем.


теряет возможность рационально мыс­лить, у него пропадает память и т.п.; либо он подвергается воздействию та­ких факторов, как звук, освещение, тем­пература и др., которые через опреде­ленные физиологические реакции из­меняют состояние его психики);

б) шокового воздействия окружаю­щих условий или каких-то событий (например, картин массовых разруше­ний, многочисленных жертв и т.д.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально дей­ствовать, испытывает аффект или деп­рессию, впадает в панику и т.п.

Чем менее подготовлен человек к психотравмирующим воздействиям ок­ружающей действительности и ее фи­зических влияний, тем более резко вы­ражены его психические травмы, полу­чившие название психогенных потерь.

Психоаналитическое (психокор-рекционное) воздействие — это воз­действие на подсознание человека те­рапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

Нейролингвистическое воздей­ствие (нейролингвистическое про­граммирование) — вид психологичес­кого воздействия, изменяющий моти­вации людей за счет внесения в их сознание специальных лингвистичес­ких программ.

Психотронное (парапсихологи-ческое, экстрасенсорное) воздей­ствие — это влияние на других лю­дей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.

Психотропное воздействие — это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, хи­мических или биологических веществ.


7—2951


6.5. ВИДЫ ВЛИЯНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ


Комментарии

Влияние в психологическом воз­действииосуществление своих функций субъектом воздействия, его деятельность, приводящая к изме­нению каких-либо особенностей ин­дивидуальности объекта, его созна­ния и поведения.

Индивидуально-специфическое влияние лим&, осуществляющего пси­хологическое воздействие, заключа­ется в передаче (или навязывании) людям еще не освоенных ими образ­цов личностной и другой активности, в которых выражаются его индивиду­ально-психологические характеристи­ки (доброта, общительность или, на­оборот, недоброжелательность, эго­изм и т.п.).

При общении вы прежде всего ищете

в человеке душу, его внутренний мир.

К.С. Станиславский


другими людьми, выражающаяся в на­вязывании другим людям социальных ценностей и поступков, способов воз­можного поведения,задаваемых теми целями, которые он преследует, и оп­ределяемых той ролью, которую он играет (или исполняет).

Направленное влияние — это та­кое влияние субъекта психологическо­го воздействия, которое ориентирова­но на определенных людей или их конкретные личностные качества и со­циально-психологические особенности.

Ненаправленное влияние — это влияние, не нацеленное на определен­ный объект.

Прямое влияние — это непосред­ственное влияние самого субъекта пси­хологического воздействия или его лич­ностных качеств на других людей.

Косвенное влияние — воздей­ствие, направленное не непосредствен­но на объект влияния, а на окружаю­щую его среду.


 


Функционально-ролевое влия­ние субъекта психологического воз­действия — форма осуществления им своих функций и взаимодействия с


Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало луч-

шим.

В.Г. Белинский


6.6. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ












Комментарии

Индивидуальный и дифференци­рованный подход в психологичес­ком воздействии предполагает: глу­бокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических осо­бенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния в соответ­ствии с их личностными характеристи­ками; постоянный анализ итогов пси­хологического воздействия; своевре­менное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенно­стей каждого конкретного объекта воз­действия.

Принцип психологического воз­действия в группе и через коллек­тив требует: приоритетно влиять на неформальных лидеров и руководите­лей группы или коллектива; определять перспективы развития группы, объеди­няющие мысли и действия всех ее чле­нов, и именно на них сосредоточивать фокус основного влияния субъекта воз­действия; умело использовать силу груп­пового мнения в интересах повышения эффективности воздействия; заставлять всех членов коллектива подчинять лич­ные интересы общим; обеспечивать единство и сплоченность актива в дей­ствиях, способствующих воплощению целей осуществляемого на коллектив психологического воздействия.

Психологическое воздействие в процессе деятельности предполага­ет, что в ее ходе влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно.

Принцип сочетания высокой ин­тенсивности влияния с учетом спе-


цифических характеристик его объекта предполагает осуществление непрерывного достижения целей пси­хологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь в том случае, когда необходима его корректировка исходя из специфичес­кого проявления конкретных психоло­гических особенностей людей, осмыс­лить которые заранее не представля­лось возможным.

Принцип опоры на положитель­ное или отрицательное в личности и группе требует изучать и учитывать прежде всего то, что может способ­ствовать или препятствовать психоло­гическому воздействию. Те или иные положительные или отрицательные ха­рактеристики личности или группы мо­гут как затруднять воздействие, так и повышать его эффективность, что не­обходимо заранее принимать во внима­ние.

Принцип единства, согласован­ности, преемственности в психо­логическом воздействии предпола­гает: единство взглядов всех субъек­тов психологического воздействия на его задачи; достижение единства во всех элементах и содержании психоло­гического воздействия; использование достижений современной науки в ин­тересах повышения эффективности об­щего воздействия на различных людей и их группы; согласование линии пси­хологического воздействия по отноше­нию к отдельным людям; обобщение опыта по достижению согласованнос­ти и преемственности в психологичес­ком воздействии в различных соци­альных условиях.


6.7. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


Комментарии

Механизмы психологического воздействия — закономерности его осуществления в различных условиях.

Убеждение — это логически аргу­ментированное воздействие на рацио­нальную сферу сознания людей.

Целью убеждения является созда­ние, усиление или изменение взгля­дов, мнений, оценок, установок у объек­та воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зави­сит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремятся по­нять и осознать адресуемую им инфор­мацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов — сво­ему жизненному опыту и при достаточ­ном или очевидном их соответствии со­гласиться с ними.

Внушение — это механизм воздей­ствия на сознание личности или груп­пы людей, основанный на некритичес­ком (и часто неосознанном) восприя­тии информации.

Аргументация здесь часто заменяет­ся констатацией того, что внушается. Этим, в частности, внушение отличает­ся от убеждения. В процессе восприя­тия внушения деятельность мышления


ослабляется и оно работает только на восприятие и запоминание.

Важнейшей особенностью внуше­ния в отличие от убеждения является его направленность не на логику и ра­зум человека, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Именно поэтому внуше­ние не нуждается в системе логичес­ких взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщае­мой информации.

Заражение — это общественно-психологический механизм воздей­ствия, проявляющийся в бессознатель­ной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоциональному вли­янию в условиях непосредственного контакта.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей. Эффект заразительности внешнего воздействия одного человека на другого определя­ется не только силой его эмоциональ­ного заряда, но и самим фактом непос­редственного контакта между общаю­щимися.

Подражание — способ усвоения традиций общества, механизм созна­тельного или бессознательного воспро­изведения опыта действий и поступ­ков другого человека (субъекта психо­логического воздействия), в частности его движений, манер, действий, пове­дения и т.д.

Гипноз — бессознательное воспри­ятие информации в процессе сна.


6.8. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА УБЕЖДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ








Комментарии

Используя метод убеждения, пси­хологи исходят из того, что убеждение прежде всего ориентировано на интел­лектуально-познавательную сферу че­ловеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргумен­тов сначала добиться от человека внут­реннего согласия с определенными умо­заключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые уста­новки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объек­тивную информацию, разъяснение и гласность по важнейшим вопросам всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совер­шенствовании общества. Одним из ус­ловий такой работы является правди­вость, искренность субъекта психоло­гического воздействия.

Убеждение не ограничивается ин­формацией и разъяснением, требует доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в со­знании людей не оставалось никаких неясностей, сомнений. Это лучше все­го достигается в условиях дискуссии, свободного обсуждения проблемы, ког­да люди обмениваются мнениями, по­лемизируют, совместными усилиями устанавливают истину.


Большую силу убедительности, дока­зательности имеют факты, цифры. Факт как часть живой действительности, объективно поданной субъектом психо­логического воздействия, обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержа­нием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты. Если приво­дить их произвольно, то на основе этого обычно делаются совершенно неправиль­ные, необъективные выводы.

Существенное значение в убежде­нии и переубеждении имеют практика, опыт, показательный пример. Убежде­ние делом, работой, «проповедь дей­ствием» особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воп­лощения идей в практику, побудить людей к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих усло­виях больше, чем словесное разъясне­ние и убеждение, действует живой, практический пример.

Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа, или посред­ством организации совместной деятель­ности, или показом опыта других. В процессе убеждения опытом, практи­ческой деятельностью происходит слия­ние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практи­кой, являющейся критерием истины.


6.9. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ





Комментарии

Примерцелеустремленное и планомерное воздействие на созна­ние и поведение людей системой по­ложительных образцов для подра­жания, призванных служить им ос­новой для формирования идеала коммуникативного поведения, сти­мулом и средством социального са­моразвития.

Действенность примера определя­ется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это значит, что положи­тельный пример — понятие конкрет­но-историческое. Позитивный пример в нашем понимании — это такие об­разцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, при­емы и способы достижения целей дея­тельности, которые соответствуют на­шему идеалу. Особенно ценны те поло­жительные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой сте­пенью развития качеств личности (кол­лектива) и могут служить достойным образцом для подражания.

Пример перерастает в самовоздей­ствие в результате усвоения челове­ком нравственно и эстетически при­влекательного идеала, образца. Людям в целом свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.


Среди людей можно встретить и от­рицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понима­нии подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других личностей. Поэто­му призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их са­мостоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и сиюминут­ное, которое координирует поведение человека в конкретной жизненной си­туации. С его помощью внимание лю­дей сосредоточивается на нравственно и эстетически привлекательных обра­зах, их моральное сознание обеспечи­вается внутренней уверенностью и ус­тойчивостью. Отношение людей к при­меру выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомни­тельными образцами в бездумном под­ражании.

По типу воздействия на сознание людей примеры можно разделить на две большие группы: 1) примеры непос­редственного влияния и 2) примеры опосредованного влияния.

К первой группе обычно относят личный пример субъекта воздей­ствия, пример товарищей, положи­тельный пример людей, с которыми имеется постоянный контакт.

Ко второй — примеры из жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории своего госу­дарства, трудового героизма, приме­ры из литературы и искусства.


6.10. ПООЩРЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


Комментарии

Поощрениевнешне активное стимулирование, побуждение чело­века к положительной, инициатив­ной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью об­щественного признания успехов людей, награждения, поочередного удовлетво­рения их духовных и материальных по­требностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бы­товой деятельности людей, субъект пси­хологического воздействия добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверж­дению.

Поощрение возбуждает положитель­ные эмоции, порождает оптимистичес­кие настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы людей, их позитивную жизненную позицию. У не­которых индивидов поощрение, особен­но незаслуженное и несвоевременное, подпитывает чрезмерное честолюбие, стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.

Средства поощрения, по мере нрав­ственного созревания человека, разви­ваются от преимущественно матери­альных стимулов к преимущественно моральным. Реакция на поощрение дает тем, кто осуществляет психологичес­кое воздействие, информацию относи­тельно состояния самолюбия и често­любия людей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных моти-


вах деятельности и направленности личности.

От субъекта психологического воз­действия во многом зависит результа­тивность поощрения людей. Он оцени­вает результаты их деятельности и по­ведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия.

Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер.

М. Горький

Выражение удовлетворения работой отдельных людей или всей группы, по­хвала, призыв следовать примеру луч­ших — все это различные приемы по­ощрения, которые часто используются. Все они требует от субъекта психологи­ческого воздействия наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Поощрение развивает, если оно ме­тодически обоснованно, то есть объяв­ляется за реально достигнутый значи­тельный результат прежде всего в дея­тельности, если оно направлено на повышение качества последней. Очень важно обеспечить гласность в поощре­нии, чтобы привлечь внимание осталь­ных людей к деятельности отличивше­гося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно долж­но сопровождаться повышением тре­бований к людям, постановкой перед ними более сложных задач.


6.11. ПРИНУЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ








Комментарии

Принуждениеэто применение таких мер к объектам психологичес­кого воздействия, которые побужда­ют их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Принуждение применяется правиль­но тогда, когда оно опирается на убеж­дение и другие методы воспитания. Надо разумно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего надо убедить, а потом принудить. Категорические требо­вания, которые предъявляет субъект психологического воздействия, в слу­чае их непонимания должны быть обя­зательно разъяснены и аргументирова­ны. Он обязан проследить за их выпол­нением и принять меры к тем из них, которые уклоняются от этого. Безна­казанность, неисполнительность рож­дают безответственность. Однако во всяком факте послаблений необходи­мо конкретно разбираться.

Люди обычно отрицательно воспри­нимают необоснованные угрозы при­менить репрессивные меры. Прежде всего необходимо находить средства личного воздействия на тех, кто прояв­ляет недобросовестность: усилить кон­троль за их деятельностью и поведени­ем, установить срок исполнения конк­ретных заданий, провести беседу в присутствии других членов группы, организовать осуждение провинив­шегося в коллективе.

Разумеется, это не исключает воз­можности принятия к нерадивым стро-


гих принудительных мер. В таких слу­чаях необходимо создавать перспекти­ву исправления, вовремя отмечать ус­пехи, старание людей, стремление реа­билитировать себя.

Наказание представляет собой спо­соб конфликтного торможения, приос­тановления сознательно совершаемой людьми вредной, безнравственной, про­тиворечащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности.

Оно не преследует цели причине­ния провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредо­точивает сознание на переживании вины.

Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведе­ния общественным мнением, выраже­нием ему недоверия, недовольства, возмущения, отказом в уважении. На­казание не только восстанавливает по­рядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у людей самотторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволен­ности попрания интересов личности и общества.

Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет человека, лишает его уверенности в себе, рож­дает переживание чувства неполно­ценности, комплекс озлобления и ак­тивного сопротивления психологичес­кому воздействию.

Реакция на наказание обнаружива­ет черты характера человека, особен­ности его поведения, что помогает в вы­боре средств взаимодействия с ним.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow