КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП
Комментарии
Малые группы — это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого.
Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.
Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.
Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
|
|
Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые группы — это группы, давно созданные, отличающие-
ся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т.д.
Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциям и переживаниями.
Коллектив — это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности.
Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от других форм объединения людей.
Во-первых, его деятельность направлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.
Во-вторых, коллектив — это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители).
В-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
4.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ
Комментарии
Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:
— композиционную подструк
туру, т.е. совокупность социально-пси
хологических характеристик членов
группы, чрезвычайно значимых с точ
ки зрения состава группы как целого.
|
|
Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них;
— подструктуру межличност
ных предпочтений, т.е. проявление
совокупности реальных межличност
ных связей ее членов, существующих
между людьми симпатий и антипатий,
которые первоначально очень быстро
фиксируются с помощью метода соци
ометрии*.
Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из
них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними и т.д.;
— коммуникативную подструк
туру — совокупность позиций членов
малой группы в системах информацион
ных потоков, существующих как между
ними самими, так и между ними и внеш
ней средой, отражающая, кроме того,
концентрацию у них того или иного объе
ма различных сведений и знаний.
Владение последними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии;
— подструктуру функциональ
ных отношений — совокупность про
явления различных взаимозависимос
тей в малой группе, являющихся след
ствием способности ее членов играть
определенную роль и выполнять опре
деленные обязанности.
Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.
* Социометрия (от лат. societas — общество и metreo — измеряю) — метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.
4.3. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ МАЛОЙ ГРУППЫ
Комментарии
Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии.
Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде:
— взаимоотношений (синоним —
межличностные отношения) — субъек
тивных связей, возникающих в резуль
тате взаимодействия людей и сопро
вождаемых различными эмоциональ
ными переживаниями индивидов, в них
участвующих.
Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы;
— групповых устремлений, к ко
торым относятся цели, задачи, потреб
ности, мотивы (интересы, ценности),
лежащие в основе поведения и совмес
тных усилий членов малой группы.
Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей;
— групповых мнений, т.е. сово
купности оценочных суждений всех
членов группы о событиях, происходя
щих внутри и вне ее;
|
|
— групповых настроений, пред
ставляющих собой сложные эмоцио
нальные состояния, общий эмоцио-
нальный настрои членов группы, совокупность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом;
— традиций, представляющих собой сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и направленность устремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом — на действия и поведение людей.
Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного организма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы более специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности именно ее членов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.
4.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ
Комментарии
Взаимоотношения (синоним — межличностные отношения) в малой группе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Система межличностных отношений в малой группе в силу ее внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период.
|
|
Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и многие элементы, их составляющие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.
Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.
Общественно-политические взаимоотношения — это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.
Служебные взаимоотношения — это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой
группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.
Внеслужебные взаимоотношения — отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.
Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов.
Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека.
Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование в ней взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.
Комментарии
Групповые устремления — это
цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.
В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего объективно встающие перед ними общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и группы в целом. Устремления подобно компасу ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Через них периодически опосредованно контролируются промежуточные результаты их жизни и деятельности. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную активность членов малой группы в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.
Цели — это наиболее значимые для группы предметы, явления и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.
Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и важными только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость
она им придает и какую роль в социальной жизни они играют.
Задачи — наиболее значимые и приоритетно выделенные проблемы, которые определяет себе группа в интересах общей деятельности.
Потребности группы — это то, в чем она и ее члены нуждаются.
Мотивами для малой группы выступают побудительные силы, заставляющие их совместно заниматься той или иной деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.
В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:
— ценностно-нормативную, сви
детельствующую о возможности груп
повых устремлений отражать запросы
всех членов группы;
— организационно-функциональ
ную, в ходе реализации которой груп
повые устремления в контексте средств
и условий их реализации выступают в
качестве способа организации внутри-
и межгруппового взаимодействия;
— индивидуально-мотивацион-
ную, фиксирующую личностный смысл,
значимость совместной деятельности
для членов малой группы.
Во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития, которые находятся в живой связи с потребностями общества.
Н.Г. Чернышевский
4.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОГО МНЕНИЯ
Комментарии
Групповое мнение — это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.
Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.
Групповое мнение выполняет определенные функции:
— информационную, показываю
щую, на каком этапе своего развития
находится малая группа, какова ее
сплоченность, каков характер взаимо
отношений между ее членами и т.д.;
— функцию воздействия, посред
ством которой оказывается влияние на
всех членов группы в интересах совме
стной деятельности, выработки общих
мнений и суждений и т.д.;
— оценочную, с помощью которой
члены группы выражают свое отноше
ние к тем или иным событиям и явле
ниям, происходящим внутри малой
группы и вне ее.
Эффективность воздействия группового мнения объясняется:
а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых
в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);
б) оперативностью реакции на со
бытия, систематичностью,гласностью
и неотвратимостью оценок поступков
личности со стороны членов группы;
в) способностью ряда групповых
суждений превращаться в оценочные
стандарты и воздействовать не только
на сознание, но и на подсознательную
сферу человеческой психики.
В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа:
— на первом из них члены группы
непосредственно переживают конкрет
ное событие, высказывают свои лич
ные суждения и отношение к нему;
— на втором — члены малой груп
пы обмениваются своими представле
ниями, взглядами, оценками и чув
ствами, и эти отношения становятся
объектом группового обсуждения, пре
вращаясь постепенно в общую точку
зрения;
— на третьем этапе осуществля
ется выработка четкой и ясной группо
вой позиции по предмету обсуждения,
которая принимается всеми членами
группы.
4.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ
4.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВЫХ НАСТРОЕНИЙ
Комментарии
Групповые настроения — это
сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.
К групповым настроениям относятся: совместные переживания конкретных событий, фактов; сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность.
В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.
Вместе с тем следует помнить, что одни настроения — энтузиазм, вера
в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема — способствуют совместным усилиям и успеху группы, другие — состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство — напротив, резко снижают ее возможности.
Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств.
Однако в отличие от чувств групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне ее. Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность.
Запальчивый гнев есть краткое сумасшествие.
К. Гораций
4.8. ВИДЫ ТРАДИЦИЙ
Комментарии
Традиции — это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности и прочно укоренившиеся в жизни членов малой группы нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена данной группы.
Традицию нельзя унаследовать, ее надо завоевать.
Т. Эллиот
Традиции многообразны. В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую конкретную общность (группу, коллектив).
Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.
Традиционалисты — пессимисты по отношению к будущему и оптимисты по отношению к прошлому.
Л. Мамфорд
Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности.
А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, насколько они связывают свои интересы с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.
Пусть опрокинет статуи война. Мятеж развеет каменщиков труд, Но врезанные в память имена Бегущие столетья не сотрут.
В. Шекспир
Традиции фиксируют нормы и правила жизни членов группы, формируют определенные нормы и правила взаимоотношений в них, предъявляют требования к личности, развивают ее.
4.9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ
Комментарии
Образование и развитие малой группы. Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения.
Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы.
На третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов.
На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориента-ционное единство, позволяющее предотвращать конфликты.
Сплочение малой группы — это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их цен-ностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.
В свою очередь сплоченность как черта психологии группы, выражаю-
щая степень единомыслия и единодеи-ствия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Сама по себе сплоченность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.
Руководство и лидерство. Руководство — процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.
Лидерство же — это процесс межличностного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе.
Принятие решений. В своей жизнедеятельности, развитии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.
Групповое давление в малой группе. В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определен-
ного отношения к социальной действительности.
Нормы и ценности группы должны
принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или кто их игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.
Можно выделить следующие функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого;
3) разъяснение членам группы тех
принципов жизни и деятельности, на
которые они должны ориентироваться;
4) определение членами группы своего
отношения к социальному окружению.
У каждой проблемы всегда есть решение — простое, удобное и, конечно, ошибочное.
Г. Менкен
Конфликт — это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между членами группы или нарушения равновесия между существующими в ней структурами.
Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.
Обычно к ним приводят следующие причины:
1) противоречия между интереса
ми, ценностями, целями, мотивами, ро
лями членов группы;
2) противоборство между различ
ными людьми (между руководителем и
неформальными лидерами, между не
формальными микрогруппами, между
разностатусными членами группы);
3) разрыв отношений внутри опре
деленных микрогрупп;
4) появление и устойчивое домини
рование негативных эмоций и чувств
как фоновых характеристик взаимодей
ствия и общения между членами ма
лой группы.
Конфликт играет в малой-группе как конструктивную роль (дает возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности членов группы, оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологической напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности совместной деятельности).
Глава пятая
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития, которые находятся в живой связи с потребностями общества.
Н.Г. Чернышевский
Большие социальные группы — это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.
Человек — общественное существо, его жизнь немыслима, невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений.
Ромен Роллан
Большие социальные группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности:
— они постоянно развиваются и совершенствуются;
— они имеют свои сугубо специфические интересы;
— они вырабатывают набор социальных норм для себя и для всех своих
членов и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешнее
взаимодействие;
— они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эф
фективном состоянии ролевую структуру.
Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Обычно различают классы, этносы (нации), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Их называют организованными группами. Кроме того, считается, что могут существовать и неорганизованные группы. К ним обычно относят массовые движения, толпу и др.
Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.
Л.Н. Толстой
5.1. ПОНЯТИЕ КЛАССА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
Под классами в социальной психологии обычно понимаются большие, организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).
Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил. Их существование связано с исторически определенными способами производства.
Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Развитие научно-технической революции, государственно-монополистического капитализма привело к значительному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усили-
ло разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принадлежащих к одному и тому же классу.
Класс является одним из главных субъектов общественной психологии, и под непосредственным воздействием именно этой общности складываются основные социально-психологические явления (общественные отношения, социальное взаимодействие и взаимоотношения, общение и настроения людей), которые должны учитываться в профессиональной деятельности.
Для того чтобы научно обоснованно выявить социально-психологические характеристики классов и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать: 1) детерминанты классовой психологии и 2) основу ее образования.
Если в качестве детерминантов психологии класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень его развития, социально-экономические отношения, составляющие существо данной формации, то основу образования психологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.
5.2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КЛАССА
Комментарии
Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.
Потребности класса — это побудительные силы его активности и развития. Специфика деятельности класса развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. Например, предпринимательская деятельность буржуазии формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли.
Интересы класса —другая важнейшая его движущая сила, обусловленная положением класса в системе производственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки какого-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизненные устои. Социальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклассовых групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других классов или социальных групп. Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникновению классовой борьбы.
Ценности (ценностные ориентации) класса — это выработанные его общественным сознанием идеалы, обусловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых проходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на догмате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся залогом личного раскрепощения, единственным средством достижения благополучия и независимости для себя и своих потомков.
Ролевые представления класса — его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработанных на основе повседневной деятельности.
Нормы поведения класса — определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его представителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, которым должно удовлетворять их поведение и которые регулируют, контролируют, направляют и оценивают их поступки и действия.
Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и организованную общность людей.
5.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ
Комментарии
Основными характеристиками психологии рабочего класса (индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, средних и низших служащих) являются: трудолюбие; меньшая удовлетворенность (по сравнению с другими классами и социальными группами) своим социальным и материальным положением; слабый социальный конформизм; сильная мировоззренческая ориентированность; способность, а очень часто и настойчивое стремление к массовому выражению своих социальных и имущественных настроений и переживаний; большая подверженность влиянию идеологической (информационной, культурной, национальной и националистической) пропаганды и агитации; большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп; высокая степень внутриклассовой организованности и сплоченности и др.
Следует иметь в виду, что существуют значительные психологические различия между индустриальными и сельскохозяйственными рабочими, которые обусловлены неодинаковыми условиями жизни в городе и в деревне. Сельскохозяйственные рабочие в большей степени выдержанны, настойчивы, менее подвержены перепадам в настроениях и переживаниях и т.д.
Отличительными психологическими особенностями класса буржуазии (высшие и средние собственники, высшие наемные управляющие, представители власти, финансовые олигархи) выступают: рациональный образ мышления и деловой этики; самоотдача и
самоограничение в производственной деятельности; индивидуализм и себялюбие; ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе; высокое стремление в получении максимальной производственной и финансовой прибыли; преданность своему делу, проявляющаяся в том числе и в непрерывной нацеленности на его расширение, постоянное вкладывание в производство все новых и новых денег, стремление укрепить, расширить и усовершенствовать его, завоевать новые рынки сбыта продукции; высокая деловая (а часто и межличностная) агрессивность; стремление сохранить себя в составе привилегированного класса и др.
Средним слоям населения (мелкой буржуазии и мелким собственникам, интеллигенции и административному персоналу), как правило, присущи следующие особенности психологии: трудолюбие; преданность профессии и своему делу; высокая степень ответственности и чувства долга; высокий прагматизм и индивидуализм; компетентность и организационный талант; умение перспективно мыслить; наличие навыков эффективно организовывать свою деятельность и работу других людей; часто — присутствие ощущения неустойчивости (эфемерности) своего труда и своих усилий; периодическое присутствие чувства страха, бессилия, неспособности повлиять на ход событий и др.
Маргинальным слоям населения (безработным, нищим, бомжам) обычно присущи: неверие в свои силы; убеждение в безысходности своего положения; моральная и духовная деградация; социальный страх и др.
5.4. ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
Под этнической общностью обычно понимается совокупность людей, объединенных такими признаками, как единство исторического развития, территории, языка, культуры и психического склада. В основе существования этнической общности лежит осознание ею своей целостности, выражаемой понятием «Мы» по сравнению с понятием «Они».
Национальная психика — составная часть общественного сознания (общественной жизни) людей, его важнейшего компонента — общественной психологии. Она реальна, проявляется в поступках и поведении людей и их групп и опосредует все формы их сознания — политику, право, мораль, религию, науку, искусство и философию.
Этническая психология — это отрасль социальной психологии, изучающая национальную психику людей.
Объектом этнической психологии как науки выступают различные этнические общности.
Предметом этнической психологии являются особенности проявления национально-психологических явлений и процессов в различных этнических общностях.
Факторы формирования национальной психики людей — это все то, что обусловливает особенности ее возникновения и функционирования (см. 5.6).
Категориями этнической психоло-
гии выступают конкретные явления и процессы, которые она изучает.
Национальная психика проявляется по механизмам национальной установки и национального стереотипа.
Национально-психологические феномены имеют определенные свой- ~ ства, отражающие специфику проявления их закономерностей. Это:
— способность детерминировать все
другие психические явления (каждый
представитель той или иной националь
ной общности мыслит, переживает, ве
дет себя, общается и действует так, как
диктует ему его этническая среда и дли
тельный национальный опыт развития);
— чрезвычайное многообразие
(у каждой конкретной общности нацио
нальная специфика психических про
цессов и состояний, взаимодействия,
взаимоотношений и общения имеют свои
особые характеристики, что затрудняет
их восприятие, изучение и осмысление);
— невозможность приведения их
своеобразия к какому-то общему зна
менателю (у представителей разных
этнических общностей своя специфи
ка проявления их психики);
— большие по сравнению с други
ми психологическими явлениями кон
сервативность и устойчивость.
Важнейшие принципы изучения национально-психологических явлений: принцип учета исторических условий их развития; принцип их анализа в единстве с психикой классов, других социальных групп; принцип учета проявления их многообразия.
5.5. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ
Комментарии
Национальная психика имеет свою структуру, которая включает в себя системообразующую и динамическую стороны.
В системообразующую сторону входят:
— национальное самосознание —
осознание людьми своей принадлежно
сти к определенной этнической общно
сти и ее положения в системе обще
ственных (государственных, межэтни
ческих) отношений;
— национальный характер —
исторически сложившаяся совокуп
ность устойчивых психологических
черт представителей той или иной эт
нической общности;
— национальный темперамент —
специфические поведенческие харак
теристики людей;
— национальные чувства и на
строения — эмоционально окрашен
ное отношение людей к своей этничес
кой общности, к ее интересам, другим
народам и ценностям;
— национальные традиции и
привычки — прочно укоренившиеся
в повседневной жизни, передающиеся
из поколения в поколение правила, нор
мы и стереотипы действий, общения
представителей конкретной этничес
кой общности.
Динамическая сторона психологии нации (национально-психологи-
ческие особенности), в отличие от системообразующей, позволяет точно определить и осмыслить специфику выражения и функционирования национально-психологических явлений.
Принято считать, что в структуру динамической стороны национальной психологии входят следующие национально-психологические особенности:
— мотивационно-фоновые, кото
рые характеризуют побудительные
силы деятельности представителей той
или иной этнической общности, пока
зывают своеобразие их мотивов и це
лей;
— интеллектуально-познава
тельные, определяющие своеобразие
восприятия и мышления носителей на
циональной психики, выражающееся в
наличии у них специфических позна
вательных качеств, отличных от ана
логичных у представителей других на
родов;
— эмоционально-волевые, обус
ловливающие функционирование у
представителей той или иной этничес
кой общности четко выраженных свое
образных эмоциональных и волевых
качеств, от которых во многом зависит
результативность деятельности.
— коммуникативно-поведенчес
кие, охватывающие специфику инфор
мационного и межличностного взаи
модействия, общения и взаимоотно
шений представителей конкретных
народов.
5.6. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Комментарии
Национальная психология представителей конкретных этнических общностей — результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы.
Социально-политическое и экономическое развитие является важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отношений, своеобразие проявления которых в каждом государстве накладывает особый отпечаток на развитие сознания представителей каждой этнической общности.
Историческое развитие этнической общности, по мнению многих ученых, — это те жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, но качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.
Возраст этнической общности обычно свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации. Чем он
больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт. Межнациональные отношения
этнической общности, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.
Культурное развитие этнической общности (ее культура в целом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп.
Язык и письменность этнической общности определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности.
Каждый язык, фиксируя в значениях слов результаты познания действительности, по-своему ее анализирует, по-своему синтезирует выделенные в значениях слов анализом стороны действительности, по-своему их дифференцирует и обобщает — в зависимости от условий, в которых он формировался.
С.Л. Рубинштейн
5.7. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Комментарии
Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности обусловливают специфику функционирования и проявления мотивации поведения и направленности деятельности представителей конкретных этнических общностей.
К ним относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмотрительность, степень усердия, инициативности, настойчивости и т.д. Нельзя считать при этом, что, например, работоспособность присуща одному народу, а настойчивость — другому. И первое и второе качества общечеловеческие. Поэтому речь может идти не столько о каких-то определенных наборах этих характеристик, сколько о степени выраженности той или иной черты, о специфике их у представителей конкретных этнических общностей. Установлено, например, что по сравнению с русскими у украинцев в большей мере проявляется работоспособность, которая часто сопровождается большой активностью и настойчивостью.
Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности определяют специфику интеллектуально-познавательной активности представителей конкретных этнических общностей.
Особое сочетание таких характеристик, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др., с одной стороны, а также соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т.д., с дру-
гой стороны, обусловливают своеобразные параметры интеллектуальной активности и порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных народов. Например, у французов присутствует математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность. У англичан — высокая способность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуальный практицизм. Считается, что у некоторых азиатских и африканских народов мышление несколько заторможенное.
Эмоционально-волевые национально-психологические особенности охватывают сферу проявления эмоциональных и волевых процессов представителей конкретных этнических общностей.
Например, хорошо известны интра-вертированность и выдержанность англичан и немцев, большая возбудимость и горячность французов и ирландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей устойчивостью отличаются волевые процессы у англичан, эстонцев и китайцев, а более длительные волевые усилия способны проявлять турки, евреи и японцы.
Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности характеризуют национальное своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей различных этнических общностей и групп. Они находят свое проявление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена информацией и т.д.
5.8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Комментарии
Политика (от греч. polls — город, государство) — организационная и ре-гулятивно-контрольная сфера жизни общества, одна из важнейших в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.
Политика реализуется в борьбе за власть в обществе (государстве). В ходе последней формируется политическое сознание как всего общества, так и отдельных его представителей.
Политическая психология — отрасль социальной психологии, изучающая психологические явления и процессы, функционирующие в ходе борьбы за власть в обществе.
Политическое сознание — система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами).
Сущность политического сознания — результат и процесс отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей.
Содержание политического сознания — политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чув-
ства людей, испытывающих влияние политики.
Специфика политического сознания состоит в:
а) высокой степени выражения и
отражения социально-классовых инте
ресов людей;
б) активном влиянии политики на
другие формы общественного созна
ния (право, мораль, религию, науку,
искусство и философию).
Познавательная функция политического сознания призвана представлять систему знаний об окружающей политической деятельности людей.
Его оценочная функция способствует ориентации людей в политической жизни, оценке политических событий.
Регулятивная функция предоставляет людям ориентиры относительно их участия в политической деятельности.
Интегрирующая функция способствует объединению социальных групп общества на базе общих ценностей, идей, установок.
Прогностическая функция создает основу для предвидения содержания и характера развития политических явлений и процессов.
Нормативная функция служит основой для формирования общепринятого образа политического будущего.
5.9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Комментарии
Социальная психология по-своему классифицирует и изучает политические явления (см. схему), подходя к ним с точки зрения целей, средств и результатов политики.
В рамках этих явлений она исследует:
— мотивы (потребности), интересы
привычки, взгляды, склонности и убеж
дения людей, инициирующие их поли
тическую активность и вызывающие
определенные реакции на политичес
кие процессы, а также потребность во
власти, лидерстве, достижении поли
тических целей; индивидуальные и со
циально-политические характеристики
политического сознания индивидов и
социальных групп с учетом их классо
вой, национальной, конфессиональной
и половозрастной принадлежности;
— психологические закономернос
ти политического мышления, его со
держательные компоненты и структу
ру; психологические особенности фор
мирования представлений и взглядов,
относящихся к политической деятель
ности, борьбе за власть, в том числе и
политическому соперничеству, лидер
ству; психологические закономернос
ти и механизмы принятия политичес
ких решений; вопросы выработки спе
циальных методов познавательного и
интеллектуального стимулирования и
контроля политической деятельности,
борьбы за власть, ситуативного пове
дения субъектов и объектов политики;
— индивидуальные и групповые
чувства, настроения и переживания,
возникающие в ходе политической де-
ятельности и сопровождающие ее; психологические закономерности влияний эмоций и чувств, воли на результативность и содержание деятельности субъектов и объектов политики, формирование симпатий и антипатий, политической фрустрации, напряженности и т.д.;
— наиболее общие закономерности и особенности политического общения, взаимодействия и взаимоотношений как индивидов, так и групп людей (в том числе и в зависимости от их принадлежности к конкретным классам, нациям, конфессиям, профессиональным и половозрастным общностям); психологические особенности социализации субъектов и объектов политической деятельности (партийных и беспартийных, лидеров и простых участников и т.д.); ролевое поведение людей, вовлеченных в политику, борьбу за власть; психологические механизмы формирования и развития общественного мнения в условиях политической активности; закономерности проявления, роста и снижения общественного интереса к политике; способы и приемы формирования имиджа политических лидеров; своеобразие руководства и управления в политической деятельности и борьбе за власть; своеобразие зарождения и трансформации стихийных форм политической активности, политического экстремизма и аморализма в политической деятельности и борьбе за власть; особенности функционирования массовых коммуникативных процессов в ходе политической деятельности и борьбы за власть.
5.10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ
Комментарии
С психологической точки зрения, власть — это способность и возможность (личности, группы, класса, нации, партии, государства и т.д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств (см. схему), а также оказывать направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе.
В то же время власть как общественное явление подчиняется объективным законам, независимым от человеческих представлений и стремлений, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в которых экономические факторы играют решающую роль. Общественная система в целом (прежде всего экономический строй общества) и ее влияние на социальный уклад жизни людей в частности определяют фактический доступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления.
Власти присущи универсальные социальные свойства: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.
Научный подход к пониманию власти требует учета многообразия ее
видов и форм реализации в обществе (см, схему), тщательного анализа особенностей ее проявления.
Основные функции власти сводятся к:
— формированию политической си
стемы общества; организации его по
литической жизни, политических от
ношений, которые включают отноше
ния между государством и обществом,
общественными группами, классами,
ассоциациями, политиче