Проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов

КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП



Комментарии

Малые группы — это небольшие по составу общности, члены кото­рых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непос­редственном личном контакте (об­щении), что является основой для возникновения группы как целого.

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабо­раторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их на­учного изучения.

Формальные группы — это груп­пы, которые имеют официально задан­ную извне структуру.

Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.

Формальная группа функциониру­ет в соответствии с заранее установ­ленными, обычно общественно фикси­руемыми целями, положениями, инст­рукциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе лич­ных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном эта­пе своего существования.

Высокоразвитые группы — это группы, давно созданные, отличающие-


ся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы от­ношений, сплоченности и т.д.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объедине­ны лишь общими эмоциям и пережива­ниями.

Коллектив — это высшая форма объединения людей, создающая наи­более благоприятные условия для со­вместной деятельности.

Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от дру­гих форм объединения людей.

Во-первых, его деятельность на­правлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, про­изводственные помещения и т.д.

Во-вторых, коллектив — это орга­низованное объединение людей, имею­щее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой вы­ступают доверенные лица (руководи­тели).

В-третьих, всем членам коллекти­ва присущи общие идеи и мысли, еди­ные нравственные и этические норма­тивы, близкие взаимоотношения.

Референтные (эталонные) груп­пы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, лич­ностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.


4.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ


Комментарии

Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:

композиционную подструк­
туру,
т.е. совокупность социально-пси­
хологических характеристик членов
группы, чрезвычайно значимых с точ­
ки зрения состава группы как целого.

Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и каче­ственный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представле­ния о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психо­логические особенности влияют на ха­рактер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования нефор­мальных микрогрупп, статус и пози­ции многих людей в них;

подструктуру межличност­
ных предпочтений,
т.е. проявление
совокупности реальных межличност­
ных связей ее членов, существующих
между людьми симпатий и антипатий,
которые первоначально очень быстро
фиксируются с помощью метода соци­
ометрии*.

Социометрия дает возможность вы­явить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на осно­ве которого можно строить устойчи­вые предположения о том, на какие из


них ориентированы конкретные лич­ности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивиду­ально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складывают­ся между ними и т.д.;

коммуникативную подструк­
туру
— совокупность позиций членов
малой группы в системах информацион­
ных потоков, существующих как между
ними самими, так и между ними и внеш­
ней средой, отражающая, кроме того,
концентрацию у них того или иного объе­
ма различных сведений и знаний.

Владение последними — важный по­казатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней осо­бую роль, дополнительные привилегии;

подструктуру функциональ­
ных отношений
— совокупность про­
явления различных взаимозависимос­
тей в малой группе, являющихся след­
ствием способности ее членов играть
определенную роль и выполнять опре­
деленные обязанности.

Группа представляет собой чрезвы­чайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики фун­кционирования их индивидуально- и социально-психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с кон­кретной ролью определенное отноше­ние друг к другу.


* Социометрия (от лат. societas — обще­ство и metreo — измеряю) — метод социаль­ной психологии (предложен Дж. Морено), по­зволяющий выразить количественно, графи­чески структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаим­ных выборов ее членов по определенному со­циометрическому критерию.


4.3. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ МАЛОЙ ГРУППЫ


Комментарии

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии.

Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духов­ной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, кото­рые не сводимы к простой сумме про­явлений индивидуально-психологичес­ких черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде:

взаимоотношений (синоним —
межличностные отношения) — субъек­
тивных связей, возникающих в резуль­
тате взаимодействия людей и сопро­
вождаемых различными эмоциональ­
ными переживаниями индивидов, в них
участвующих.

Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и по­ведения людей, механизмы формирова­ния и саморазвития малой группы;

групповых устремлений, к ко­
торым относятся цели, задачи, потреб­
ности, мотивы (интересы, ценности),
лежащие в основе поведения и совмес­
тных усилий членов малой группы.

Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воз­действием условий общественной жиз­ни и деятельности людей;

групповых мнений, т.е. сово­
купности оценочных суждений всех
членов группы о событиях, происходя­
щих внутри и вне ее;

групповых настроений, пред­
ставляющих собой сложные эмоцио­
нальные состояния, общий эмоцио-


нальный настрои членов группы, сово­купность овладевших ими в опреде­ленный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и харак­тер всех проявлений психологии груп­пы и отдельных ее членов.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом;

традиций, представляющих со­бой сложившиеся на основе длитель­ного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереоти­пы поведения и действий, повседнев­ного общения между людьми, соблю­дение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характери­зуется определенным состоянием, на­строем, своеобразной атмосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и направленность уст­ремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом — на действия и поведение людей.

Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного орга­низма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональ­ных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы более специ­фична, что обусловлено особенностя­ми жизнедеятельности именно ее чле­нов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.


4.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ


Комментарии

Взаимоотношения (синоним — межличностные отношения) в ма­лой группе — это субъективные свя­зи, возникающие в результате взаи­модействия ее членов и сопровожда­емые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них уча­ствующих.

Система межличностных отноше­ний в малой группе в силу ее внутрен­ней психологической обусловленнос­ти и сложности складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организацион­но не оформлена, особенно в началь­ный период.

Между тем она чрезвычайно значи­ма и должна очень пристально изу­чаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой груп­пы, но и многие элементы, их составля­ющие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; по­стоянные межличностные оценки, со­переживания и сочувствие; психологи­ческое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

Общественно-политические вза­имоотношения — это такие взаимо­отношения, которые возникают и функ­ционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других ме­роприятий в группе.

Служебные взаимоотношения это взаимоотношения, складывающие­ся в процессе совместной профессио­нальной деятельности членов малой


группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее чле­нов целей.

Внеслужебные взаимоотноше­ния — отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) дея­тельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям опреде­ленных принципов.

Принцип уважения и субордина­ции предполагает создание таких взаи­моотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматри­вают учет индивидуально- и социаль­но-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запро­сам. Этот же принцип требует субор­динации в соблюдении всеми членами группы личного достоинства, профес­сионального и социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование в ней взаимопомощи, поддержки, взаи­модействия и взаимопонимания. Чле­ны малой группы обязаны высоко це­нить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг дру­га, удерживать своих товарищей от не­достойных поступков.

Принцип гуманизма предполага­ет чуткость, отзывчивость, справед­ливость и человечность во взаимоот­ношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.


Комментарии

Групповые устремленияэто

цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных уси­лий членов малой группы.

В устремлениях членов малой груп­пы комплексно и обобщенно выража­ются прежде всего объективно встаю­щие перед ними общие для всех и ин­дивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конк­ретные потребности и интересы, отве­чающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и группы в целом. Уст­ремления подобно компасу ориенти­руют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направле­нии. Через них периодически опосре­дованно контролируются промежуточ­ные результаты их жизни и деятельно­сти. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную актив­ность членов малой группы в различ­ных обстоятельствах и условиях объек­тивной реальности.

Цели — это наиболее значимые для группы предметы, явления и объекты, достижение и обладание которыми со­ставляют существо ее деятельности.

Цели могут быть близкими и дальни­ми, общественно значимыми и важны­ми только для конкретной группы, в за­висимости от того, какую значимость


она им придает и какую роль в социаль­ной жизни они играют.

Задачи — наиболее значимые и приоритетно выделенные проблемы, которые определяет себе группа в ин­тересах общей деятельности.

Потребности группы — это то, в чем она и ее члены нуждаются.

Мотивами для малой группы выс­тупают побудительные силы, застав­ляющие их совместно заниматься той или иной деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.

В системе совместной деятельнос­ти членов малой группы устремления выполняют определенные функции:

ценностно-нормативную, сви­
детельствующую о возможности груп­
повых устремлений отражать запросы
всех членов группы;

организационно-функциональ­
ную,
в ходе реализации которой груп­
повые устремления в контексте средств
и условий их реализации выступают в
качестве способа организации внутри-
и межгруппового взаимодействия;

индивидуально-мотивацион-
ную,
фиксирующую личностный смысл,
значимость совместной деятельности
для членов малой группы.

Во всех отраслях человеческой дея­тельности только те направления до­стигают блестящего развития, кото­рые находятся в живой связи с по­требностями общества.

Н.Г. Чернышевский


4.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОГО МНЕНИЯ


Комментарии

Групповое мнениеэто сово­купность оценочных суждений, в ко­торых выражается общее или пре­обладающее отношение членов ма­лой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает пока­зателем развитости группы, ее спло­ченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случа­ях и идеологической направленности ее психологии.

Групповое мнение выполняет опре­деленные функции:

информационную, показываю­
щую, на каком этапе своего развития
находится малая группа, какова ее
сплоченность, каков характер взаимо­
отношений между ее членами и т.д.;

функцию воздействия, посред­
ством которой оказывается влияние на
всех членов группы в интересах совме­
стной деятельности, выработки общих
мнений и суждений и т.д.;

оценочную, с помощью которой
члены группы выражают свое отноше­
ние к тем или иным событиям и явле­
ниям, происходящим внутри малой
группы и вне ее.

Эффективность воздействия груп­пового мнения объясняется:

а) сочетанием убеждения и психо­логического принуждения, в которых


в концентрированном виде выража­ются разум, чувство и воля всех чле­нов группы (суждения и оценки здо­рового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая об­ласть чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствова­нию);

б) оперативностью реакции на со­
бытия, систематичностью,гласностью
и неотвратимостью оценок поступков
личности со стороны членов группы;

в) способностью ряда групповых
суждений превращаться в оценочные
стандарты и воздействовать не только
на сознание, но и на подсознательную
сферу человеческой психики.

В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа:

— на первом из них члены группы
непосредственно переживают конкрет­
ное событие, высказывают свои лич­
ные суждения и отношение к нему;

— на втором — члены малой груп­
пы обмениваются своими представле­
ниями, взглядами, оценками и чув­
ствами, и эти отношения становятся
объектом группового обсуждения, пре­
вращаясь постепенно в общую точку
зрения;

— на третьем этапе осуществля­
ется выработка четкой и ясной группо­
вой позиции по предмету обсуждения,
которая принимается всеми членами
группы.


4.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ


4.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВЫХ НАСТРОЕНИЙ


Комментарии

Групповые настроения это

сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой чле­нов группы, совокупность пережи­ваний, овладевших в определенный период ими, которые в значитель­ной степени определяют направлен­ность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и от­дельных ее членов.

К групповым настроениям относят­ся: совместные переживания конкрет­ных событий, фактов; сходные эмоцио­нальные состояния, овладевшие на ка­кое-то время группой или ее частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность.

В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психоло­гии, состоящая в том, что слияние от­дельных настроений в одно общее со­здает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляю­щих. И это совместное настроение (об­щие переживания и чувства) часто выс­тупает очень сильной движущей силой.

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения — энтузиазм, вера


в общий успех, увлеченность, при­поднятость, состояние общего подъемаспособствуют совмест­ным усилиям и успеху группы, дру­гие — состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольствонапротив, рез­ко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спон­танная или целенаправленная) у чле­нов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональных со­стояний по поводу конкретных полити­ческих, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закрепле­нию подобных состояний, к проявле­нию их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соот­ветствующих социальных чувств.

Однако в отличие от чувств группо­вые настроения характеризуются боль­шей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны значитель­но быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне ее. На­строения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность.

Запальчивый гнев есть краткое сумас­шествие.

К. Гораций


4.8. ВИДЫ ТРАДИЦИЙ


Комментарии

Традицииэто сложившиеся на основе длительного опыта совме­стной деятельности и прочно уко­ренившиеся в жизни членов малой группы нормы, правила и стереоти­пы поведения и действий, повседнев­ного общения между людьми, соблю­дение которых стало потребностью каждого члена данной группы.

Традицию нельзя унаследовать, ее надо завоевать.

Т. Эллиот

Традиции многообразны. В тради­циях различных групп людей много об­щего. Общенародные, классовые, на­циональные традиции пронизывают каждую конкретную общность (груп­пу, коллектив).

Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических тради­ций, имеющих большое значение для их сплочения.

Традиционалистыпессимисты по отношению к будущему и оптимисты по отношению к прошлому.

Л. Мамфорд


Действенность и живучесть тради­ций определяется степенью эмоцио­нальной притягательности и внутрен­него принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности.

А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удов­летворению тех или иных субъектив­ных потребностей людей, насколько они связывают свои интересы с дей­ствием той или иной традиции, на­сколько представления о ней ассоции­руются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

Пусть опрокинет статуи война. Мятеж развеет каменщиков труд, Но врезанные в память имена Бегущие столетья не сотрут.

В. Шекспир

Традиции фиксируют нормы и пра­вила жизни членов группы, формиру­ют определенные нормы и правила взаимоотношений в них, предъявляют требования к личности, развивают ее.


4.9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ


Комментарии

Образование и развитие малой группы. Образование и развитие ма­лой группы обычно включает несколь­ко стадий. На первой стадии осуще­ствляются различные процедуры зна­комства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения.

Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосозна­ния, зарождения актива малой группы.

На третьей стадии отношения между членами малой группы прини­мают устойчивый характер, идет ин­тенсивный процесс формирования груп­повых норм и традиций, начинает ак­тивно функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совмес­тных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов.

На четвертой стадии группа пол­ностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чув­ством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, на­правленными на конкретный резуль­тат, проявляется ценностно-ориента-ционное единство, позволяющее пре­дотвращать конфликты.

Сплочение малой группы — это процесс формирования такого типа свя­зей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их цен-ностно-ориентационного единства, наи­лучших результатов в совместной дея­тельности, избегать конфликтов и кон­фронтации.

В свою очередь сплоченность как черта психологии группы, выражаю-


щая степень единомыслия и единодеи-ствия ее членов, является обобщен­ным показателем их духовной общнос­ти и единства. Сама по себе сплочен­ность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.

Руководство и лидерство. Руко­водство — процесс управления груп­пой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами об­щности на основе правовых полномо­чий и норм, данных ему.

Лидерство же — это процесс меж­личностного влияния. Лидера порож­дает структура и характер взаимоот­ношений в каждой конкретной группе.

Принятие решений. В своей жиз­недеятельности, развитии и руковод­стве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения пози­ций ее членов, оценки различных ситу­аций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зре­ния. Совокупность всех только что пе­речисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.

Групповое давление в малой группе. В ходе развития в малой груп­пе естественно и закономерно форми­руются и закрепляются нормы, кото­рые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее чле­нами и принятые ими в интересах ре­гулирования взаимоотношений. Нор­мы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут прини­маться лишь на основе каких-либо со­циальных предпочтений, складываю­щихся на базе выработки определен-


ного отношения к социальной действи­тельности.

Нормы и ценности группы должны

принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или кто их игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.

Можно выделить следующие функ­ции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение групповых це­лей; 2) сохранение группы как целого;

3) разъяснение членам группы тех
принципов жизни и деятельности, на
которые они должны ориентироваться;

4) определение членами группы своего
отношения к социальному окружению.

У каждой проблемы всегда есть реше­ниепростое, удобное и, конечно, ошибочное.

Г. Менкен

Конфликт — это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии меж­личностных отношений между членами группы или нарушения равновесия меж­ду существующими в ней структурами.

Конфликты возникают не в силу про­явления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъек­тивного восприятия и оценки людьми.


Обычно к ним приводят следующие причины:

1) противоречия между интереса­
ми, ценностями, целями, мотивами, ро­
лями членов группы;

2) противоборство между различ­
ными людьми (между руководителем и
неформальными лидерами, между не­
формальными микрогруппами, между
разностатусными членами группы);

3) разрыв отношений внутри опре­
деленных микрогрупп;

4) появление и устойчивое домини­
рование негативных эмоций и чувств
как фоновых характеристик взаимодей­
ствия и общения между членами ма­
лой группы.

Конфликт играет в малой-группе как конструктивную роль (дает воз­можность более глубоко оценить ин­дивидуально-психологические особен­ности членов группы, оказывает пози­тивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позво­ляет ослабить состояние психологи­ческой напряженности), так и дест­руктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состоя­ние членов группы, ухудшает взаимо­отношения между ними, негативно от­ражается на эффективности совмест­ной деятельности).


Глава пятая

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Во всех отраслях человеческой деятель­ности только те направления достига­ют блестящего развития, которые на­ходятся в живой связи с потребностями общества.

Н.Г. Чернышевский

Большие социальные группы — это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителя­ми, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Человекобщественное существо, его жизнь немыслима, невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообраз­ных отношений.

Ромен Роллан

Большие социальные группы обычно всегда имеют ярко выраженные особен­ности:

— они постоянно развиваются и совершенствуются;

— они имеют свои сугубо специфические интересы;

— они вырабатывают набор социальных норм для себя и для всех своих
членов и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешнее
взаимодействие;

— они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эф­
фективном состоянии ролевую структуру.

Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему проис­хождению и формам активности. Обычно различают классы, этносы (нации), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Их называют организованными группами. Кроме того, считается, что могут существовать и неорганизованные группы. К ним обычно относят массовые движения, толпу и др.

Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.

Л.Н. Толстой


5.1. ПОНЯТИЕ КЛАССА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Комментарии

Под классами в социальной психо­логии обычно понимаются большие, организованные группы людей, раз­личающиеся по их месту в истори­чески определенной системе обще­ственного производства, по их от­ношению к средствам производства (закрепляемому в праве собствен­ности), по их роли в общественной организации труда, а следователь­но, по способам получения и разме­рам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).

Классы появляются на определен­ной ступени развития производитель­ных сил, когда создается излишек про­дукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как ре­зультат развития производительных сил. Их существование связано с исто­рически определенными способами производства.

Классовые различия в обществе воз­никают на основе общественного раз­деления труда и появления частной собственности на средства производ­ства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Развитие научно-технической револю­ции, государственно-монополистичес­кого капитализма привело к значитель­ному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усили-


ло разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принад­лежащих к одному и тому же классу.

Класс является одним из главных субъектов общественной психологии, и под непосредственным воздействием именно этой общности складываются основные социально-психологические явления (общественные отношения, со­циальное взаимодействие и взаимоот­ношения, общение и настроения лю­дей), которые должны учитываться в профессиональной деятельности.

Для того чтобы научно обоснован­но выявить социально-психологические характеристики классов и межклассо­вых слоев изучаемого общества, необ­ходимо знать и различать: 1) детерми­нанты классовой психологии и 2) осно­ву ее образования.

Если в качестве детерминантов психологии класса выступают социаль­но-экономическое положение класса, его место в общественной системе, от­ношение к средствам производства, историческая роль, уровень его разви­тия, социально-экономические отноше­ния, составляющие существо данной формации, то основу образования пси­хологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практи­ческой деятельности, отношения с дру­гими классами и межклассовыми груп­пами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объек­тивные характеристики жизнедеятель­ности его представителей.


5.2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КЛАССА


Комментарии

Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.

Потребности класса — это побу­дительные силы его активности и раз­вития. Специфика деятельности клас­са развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. На­пример, предпринимательская деятель­ность буржуазии формирует у ее пред­ставителей ярко выраженную потреб­ность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегиро­ванного класса и обеспечить получе­ние новой прибыли.

Интересы класса —другая важней­шая его движущая сила, обусловленная положением класса в системе производ­ственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным об­разом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки како­го-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, вос­принимаются его представителями как покушение на их жизненные устои. Со­циальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклас­совых групп не поступается своими ин­тересами добровольно, на основе нрав­ственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интере­сов другой стороны, других классов или социальных групп. Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникно­вению классовой борьбы.


Ценности (ценностные ориента­ции) класса — это выработанные его общественным сознанием идеалы, обус­ловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономи­ческими условиями деятельности клас­са. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых про­ходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на дог­мате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся за­логом личного раскрепощения, един­ственным средством достижения бла­гополучия и независимости для себя и своих потомков.

Ролевые представления класса — его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработан­ных на основе повседневной деятель­ности.

Нормы поведения класса — опре­деленные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его пред­ставителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, ко­торым должно удовлетворять их пове­дение и которые регулируют, контро­лируют, направляют и оценивают их поступки и действия.

Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся правила, прин­ципы и стереотипы жизни и деятельно­сти членов класса, важные регулято­ры их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и орга­низованную общность людей.


5.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ


Комментарии

Основными характеристиками пси­хологии рабочего класса (индустри­альных и сельскохозяйственных рабо­чих, средних и низших служащих) являются: трудолюбие; меньшая удов­летворенность (по сравнению с други­ми классами и социальными группами) своим социальным и материальным по­ложением; слабый социальный конфор­мизм; сильная мировоззренческая ори­ентированность; способность, а очень часто и настойчивое стремление к мас­совому выражению своих социальных и имущественных настроений и пере­живаний; большая подверженность влиянию идеологической (информаци­онной, культурной, национальной и на­ционалистической) пропаганды и аги­тации; большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп; высокая степень внутриклассовой орга­низованности и сплоченности и др.

Следует иметь в виду, что суще­ствуют значительные психологические различия между индустриальными и сельскохозяйственными рабочими, ко­торые обусловлены неодинаковыми ус­ловиями жизни в городе и в деревне. Сельскохозяйственные рабочие в боль­шей степени выдержанны, настойчи­вы, менее подвержены перепадам в на­строениях и переживаниях и т.д.

Отличительными психологическими особенностями класса буржуазии (высшие и средние собственники, выс­шие наемные управляющие, представи­тели власти, финансовые олигархи) вы­ступают: рациональный образ мышле­ния и деловой этики; самоотдача и


самоограничение в производственной деятельности; индивидуализм и себя­любие; ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе; высо­кое стремление в получении максималь­ной производственной и финансовой прибыли; преданность своему делу, про­являющаяся в том числе и в непрерыв­ной нацеленности на его расширение, постоянное вкладывание в производство все новых и новых денег, стремление укрепить, расширить и усовершенство­вать его, завоевать новые рынки сбыта продукции; высокая деловая (а часто и межличностная) агрессивность; стрем­ление сохранить себя в составе приви­легированного класса и др.

Средним слоям населения (мел­кой буржуазии и мелким собственни­кам, интеллигенции и административ­ному персоналу), как правило, присущи следующие особенности пси­хологии: трудолюбие; преданность про­фессии и своему делу; высокая сте­пень ответственности и чувства долга; высокий прагматизм и индивидуализм; компетентность и организационный та­лант; умение перспективно мыслить; наличие навыков эффективно органи­зовывать свою деятельность и работу других людей; часто — присутствие ощущения неустойчивости (эфемерно­сти) своего труда и своих усилий; пе­риодическое присутствие чувства стра­ха, бессилия, неспособности повлиять на ход событий и др.

Маргинальным слоям населения (безработным, нищим, бомжам) обыч­но присущи: неверие в свои силы; убеж­дение в безысходности своего положе­ния; моральная и духовная деграда­ция; социальный страх и др.


5.4. ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Комментарии

Под этнической общностью обыч­но понимается совокупность людей, объе­диненных такими признаками, как един­ство исторического развития, террито­рии, языка, культуры и психического склада. В основе существования этни­ческой общности лежит осознание ею своей целостности, выражаемой поняти­ем «Мы» по сравнению с понятием «Они».

Национальная психикасо­ставная часть общественного со­знания (общественной жизни) лю­дей, его важнейшего компонента — общественной психологии. Она ре­альна, проявляется в поступках и по­ведении людей и их групп и опосреду­ет все формы их сознания — полити­ку, право, мораль, религию, науку, искусство и философию.

Этническая психология это отрасль социальной психологии, изу­чающая национальную психику людей.

Объектом этнической психологии как науки выступают различные этни­ческие общности.

Предметом этнической психоло­гии являются особенности проявления национально-психологических явлений и процессов в различных этнических общностях.

Факторы формирования нацио­нальной психики людей — это все то, что обусловливает особенности ее возникновения и функционирования (см. 5.6).

Категориями этнической психоло-


гии выступают конкретные явления и процессы, которые она изучает.

Национальная психика проявляет­ся по механизмам национальной ус­тановки и национального стереотипа.

Национально-психологические фе­номены имеют определенные свой- ~ ства, отражающие специфику прояв­ления их закономерностей. Это:

— способность детерминировать все
другие психические явления (каждый
представитель той или иной националь­
ной общности мыслит, переживает, ве­
дет себя, общается и действует так, как
диктует ему его этническая среда и дли­
тельный национальный опыт развития);

— чрезвычайное многообразие
(у каждой конкретной общности нацио­
нальная специфика психических про­
цессов и состояний, взаимодействия,
взаимоотношений и общения имеют свои
особые характеристики, что затрудняет
их восприятие, изучение и осмысление);

— невозможность приведения их
своеобразия к какому-то общему зна­
менателю (у представителей разных
этнических общностей своя специфи­
ка проявления их психики);

— большие по сравнению с други­
ми психологическими явлениями кон­
сервативность и устойчивость.

Важнейшие принципы изучения национально-психологических яв­лений: принцип учета исторических условий их развития; принцип их ана­лиза в единстве с психикой классов, других социальных групп; принцип уче­та проявления их многообразия.


5.5. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ


Комментарии

Национальная психика имеет свою структуру, которая включает в себя системообразующую и динамическую стороны.

В системообразующую сторону входят:

национальное самосознание
осознание людьми своей принадлежно­
сти к определенной этнической общно­
сти и ее положения в системе обще­
ственных (государственных, межэтни­
ческих) отношений;

национальный характер
исторически сложившаяся совокуп­
ность устойчивых психологических
черт представителей той или иной эт­
нической общности;

национальный темперамент
специфические поведенческие харак­
теристики людей;

национальные чувства и на­
строения
— эмоционально окрашен­
ное отношение людей к своей этничес­
кой общности, к ее интересам, другим
народам и ценностям;

национальные традиции и
привычки
— прочно укоренившиеся
в повседневной жизни, передающиеся
из поколения в поколение правила, нор­
мы и стереотипы действий, общения
представителей конкретной этничес­
кой общности.

Динамическая сторона психо­логии нации (национально-психологи-


ческие особенности), в отличие от системообразующей, позволяет точно определить и осмыслить специфику вы­ражения и функционирования нацио­нально-психологических явлений.

Принято считать, что в структуру динамической стороны национальной психологии входят следующие нацио­нально-психологические особенности:

мотивационно-фоновые, кото­
рые характеризуют побудительные
силы деятельности представителей той
или иной этнической общности, пока­
зывают своеобразие их мотивов и це­
лей;

интеллектуально-познава­
тельные,
определяющие своеобразие
восприятия и мышления носителей на­
циональной психики, выражающееся в
наличии у них специфических позна­
вательных качеств, отличных от ана­
логичных у представителей других на­
родов;

эмоционально-волевые, обус­
ловливающие функционирование у
представителей той или иной этничес­
кой общности четко выраженных свое­
образных эмоциональных и волевых
качеств, от которых во многом зависит
результативность деятельности.

коммуникативно-поведенчес­
кие,
охватывающие специфику инфор­
мационного и межличностного взаи­
модействия, общения и взаимоотно­
шений представителей конкретных
народов.


5.6. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ


Комментарии

Национальная психология предста­вителей конкретных этнических общ­ностей — результат длительного и спе­цифического развития, в котором за­действованы многие факторы.

Социально-политическое и эко­номическое развитие является важ­нейшим из них. Под его влиянием фор­мируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зави­сит от производственных и обществен­ных отношений, своеобразие проявле­ния которых в каждом государстве накладывает особый отпечаток на раз­витие сознания представителей каж­дой этнической общности.

Историческое развитие этничес­кой общности, по мнению многих уче­ных, — это те жесткие рамки много­численных, но закономерных, времен­ных, но качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутрен­ние атрибуты которых предопределя­ют своеобразие зарождения, функци­онирования и проявления националь­ной психики.

Возраст этнической общности обыч­но свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспектив­ного развития или деградации. Чем он


больше, тем устойчивее и консерва­тивнее проявления ее различных черт. Межнациональные отношения

этнической общности, их характер и исторические традиции влияют на ха­рактер формирования и проявления на­ционального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и ди­намику проявления чувств по отноше­нию к другим нациям.

Культурное развитие этнической общности (ее культура в целом) оказы­вает влияние на основные качествен­ные характеристики национальной пси­хики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприя­тия ими окружающего мира, отноше­ния к представителям других соци­альных групп.

Язык и письменность этнической общности определяют своеобразие мыш­ления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и богат­ство их мировоззрения, взглядов на осо­бенности своей жизни и деятельности.

Каждый язык, фиксируя в значениях слов результаты познания действи­тельности, по-своему ее анализирует, по-своему синтезирует выделенные в значениях слов анализом стороны дей­ствительности, по-своему их диффе­ренцирует и обобщаетв зависимос­ти от условий, в которых он формиро­вался.

С.Л. Рубинштейн


5.7. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ


Комментарии

Мотивационно-фоновые нацио­нально-психологические особенно­сти обусловливают специфику функци­онирования и проявления мотивации по­ведения и направленности деятельности представителей конкретных этнических общностей.

К ним относятся такие качества, как работоспособность, деловитость, осмот­рительность, степень усердия, инициа­тивности, настойчивости и т.д. Нельзя считать при этом, что, например, рабо­тоспособность присуща одному наро­ду, а настойчивость — другому. И пер­вое и второе качества общечеловечес­кие. Поэтому речь может идти не столько о каких-то определенных набо­рах этих характеристик, сколько о сте­пени выраженности той или иной чер­ты, о специфике их у представителей конкретных этнических общностей. Ус­тановлено, например, что по сравне­нию с русскими у украинцев в большей мере проявляется работоспособность, которая часто сопровождается большой активностью и настойчивостью.

Интеллектуально-познаватель­ные национально-психологичес­кие особенности определяют специ­фику интеллектуально-познавательной активности представителей конкрет­ных этнических общностей.

Особое сочетание таких характери­стик, как степень приверженности ло­гике, широта и глубина абстрагирова­ния, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др., с одной стороны, а также соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и из­бирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т.д., с дру-


гой стороны, обусловливают своеоб­разные параметры интеллектуальной активности и порождают специфичес­кие познавательные характеристики мыслительной деятельности предста­вителей разных народов. Например, у французов присутствует математичес­кий склад ума и прирожденная интел­лектуальная изобретательность. У ан­гличан — высокая способность к ин­теллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных опера­ций, нелюбовь к абстрактным умозак­лючениям и интеллектуальный прак­тицизм. Считается, что у некоторых азиатских и африканских народов мыш­ление несколько заторможенное.

Эмоционально-волевые нацио­нально-психологические особен­ности охватывают сферу проявления эмоциональных и волевых процессов представителей конкретных этничес­ких общностей.

Например, хорошо известны интра-вертированность и выдержанность ан­гличан и немцев, большая возбуди­мость и горячность французов и ир­ландцев. Многие исследователи также пришли к выводу, что наибольшей ус­тойчивостью отличаются волевые про­цессы у англичан, эстонцев и китай­цев, а более длительные волевые уси­лия способны проявлять турки, евреи и японцы.

Коммуникативно-поведенчес­кие национально-психологические особенности характеризуют нацио­нальное своеобразие взаимодействия, общения и взаимоотношений предста­вителей различных этнических общно­стей и групп. Они находят свое прояв­ление во взглядах и внешних формах поведения, в специфических приемах и способах передачи и обмена инфор­мацией и т.д.


5.8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ


Комментарии

Политика (от греч. polls — город, государство) — организационная и ре-гулятивно-контрольная сфера жизни общества, одна из важнейших в систе­ме других таких же сфер: экономичес­кой, идеологической, правовой, куль­турной, религиозной.

Политика реализуется в борьбе за власть в обществе (государстве). В хо­де последней формируется политичес­кое сознание как всего общества, так и отдельных его представителей.

Политическая психология — от­расль социальной психологии, изучаю­щая психологические явления и про­цессы, функционирующие в ходе борь­бы за власть в обществе.

Политическое сознаниесис­тема теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики соци­альными субъектами (индивидами, группами).

Сущность политического созна­ния — результат и процесс отражения политической реальности с учетом со­циальных интересов людей.

Содержание политического со­знания — политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чув-


ства людей, испытывающих влияние политики.

Специфика политического со­знания состоит в:

а) высокой степени выражения и
отражения социально-классовых инте­
ресов людей;

б) активном влиянии политики на
другие формы общественного созна­
ния (право, мораль, религию, науку,
искусство и философию).

Познавательная функция поли­тического сознания призвана представ­лять систему знаний об окружающей политической деятельности людей.

Его оценочная функция способству­ет ориентации людей в политической жизни, оценке политических событий.

Регулятивная функция предос­тавляет людям ориентиры относитель­но их участия в политической деятель­ности.

Интегрирующая функция спо­собствует объединению социальных групп общества на базе общих ценнос­тей, идей, установок.

Прогностическая функция созда­ет основу для предвидения содержа­ния и характера развития политичес­ких явлений и процессов.

Нормативная функция служит основой для формирования общеприня­того образа политического будущего.


5.9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ


Комментарии

Социальная психология по-своему классифицирует и изучает политичес­кие явления (см. схему), подходя к ним с точки зрения целей, средств и ре­зультатов политики.

В рамках этих явлений она исследует:

— мотивы (потребности), интересы
привычки, взгляды, склонности и убеж­
дения людей, инициирующие их поли­
тическую активность и вызывающие
определенные реакции на политичес­
кие процессы, а также потребность во
власти, лидерстве, достижении поли­
тических целей; индивидуальные и со­
циально-политические характеристики
политического сознания индивидов и
социальных групп с учетом их классо­
вой, национальной, конфессиональной
и половозрастной принадлежности;

— психологические закономернос­
ти политического мышления, его со­
держательные компоненты и структу­
ру; психологические особенности фор­
мирования представлений и взглядов,
относящихся к политической деятель­
ности, борьбе за власть, в том числе и
политическому соперничеству, лидер­
ству; психологические закономернос­
ти и механизмы принятия политичес­
ких решений; вопросы выработки спе­
циальных методов познавательного и
интеллектуального стимулирования и
контроля политической деятельности,
борьбы за власть, ситуативного пове­
дения субъектов и объектов политики;

— индивидуальные и групповые
чувства, настроения и переживания,
возникающие в ходе политической де-


ятельности и сопровождающие ее; пси­хологические закономерности влияний эмоций и чувств, воли на результатив­ность и содержание деятельности субъектов и объектов политики, фор­мирование симпатий и антипатий, по­литической фрустрации, напряженно­сти и т.д.;

— наиболее общие закономернос­ти и особенности политического обще­ния, взаимодействия и взаимоотноше­ний как индивидов, так и групп людей (в том числе и в зависимости от их принадлежности к конкретным классам, нациям, конфессиям, профессиональ­ным и половозрастным общностям); психологические особенности социа­лизации субъектов и объектов полити­ческой деятельности (партийных и бес­партийных, лидеров и простых участ­ников и т.д.); ролевое поведение людей, вовлеченных в политику, борьбу за власть; психологические механизмы формирования и развития обществен­ного мнения в условиях политической активности; закономерности проявле­ния, роста и снижения общественного интереса к политике; способы и при­емы формирования имиджа политичес­ких лидеров; своеобразие руководства и управления в политической деятель­ности и борьбе за власть; своеобразие зарождения и трансформации стихий­ных форм политической активности, политического экстремизма и амора­лизма в политической деятельности и борьбе за власть; особенности функцио­нирования массовых коммуникативных процессов в ходе политической дея­тельности и борьбы за власть.


5.10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ


Комментарии

С психологической точки зрения, власть — это способность и возмож­ность (личности, группы, класса, на­ции, партии, государства и т.д.) осу­ществлять свою волю с помощью ав­торитета, права, насилия и других средств (см. схему), а также оказы­вать направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь лю­дей в обществе.

В то же время власть как обще­ственное явление подчиняется объек­тивным законам, независимым от че­ловеческих представлений и стремле­ний, определяющим и регулирующим процессы социального развития, в ко­торых экономические факторы играют решающую роль. Общественная систе­ма в целом (прежде всего экономичес­кий строй общества) и ее влияние на социальный уклад жизни людей в част­ности определяют фактический доступ к власти, характер отношений, методы ее осуществления.

Власти присущи универсальные со­циальные свойства: всеобщность; функционирование во всех сферах об­щественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные груп­пы и противопоставлять их.

Научный подход к пониманию вла­сти требует учета многообразия ее


видов и форм реализации в обществе (см, схему), тщательного анализа осо­бенностей ее проявления.

Основные функции власти сводят­ся к:

— формированию политической си­
стемы общества; организации его по­
литической жизни, политических от­
ношений, которые включают отноше­
ния между государством и обществом,
общественными группами, классами,
ассоциациями, политиче


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow