Анализ проблемного поля и выбор темы исследования

При анализе проблемного поля студенту следует определиться с типом планируемого исследования. В области техники технологий в основном проводятся прикладные исследования.

Прикладные исследования направлены на разработку способов использования выявленных ранее законов для создания новых и совершенствования существующих технических средств и технологий. Цель - применение фундаментальных научных знаний в практической деятельности человека. Прикладные исследования, в свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-кон­структорские работы.

Поисковые исследования направлены на выявление условий и факторов, повышающих эффективность функционирования объекта, на определение возможностей создания новых технологий и техники на основе принципов, разработанных в ходе фундаментальных исследований.

В результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т. п. Целью опытно-конструкторских работ является подбор и компоновка конструктивных элементов, обеспечивающих наиболее эффективную работу конкретного изделия, агрегата.

При анализе проблемного поля и выборе направления и темы исследования студенту рекомендуется:

- проанализировать современное состояние ресурсной базы углеводородного сырья, техническую вооруженность нефтегазовой отрасли промышленности;

- определить цели и задачи, стоящие перед нефтегазовой отраслью промышленности в области внедрения новейших технологий и научных решений;

- изучить достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, соответствующей выполняемой работе.

Теоретическую (обзорную) часть работы обычно составляет краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к вы­воду, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство диссертанта со специальной литературой, его уме­ние систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими ис­следователями, определять главное в современном состоянии вопроса. Материалы такого обзора следует система­тизировать в определенной логической (а не в хронологическом порядке публикаций) последователь­ности.

Итогом литературного обзора должна стать формулировка цели и задач предпринимаемого исследования научной проблемы. Это обычно делается в форме пе­речисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу... и т.п.). Формулировку этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание последующих глав диссертации, а общие выводы по работе будут отражать их выполнение (полнота решения поставленных задач будет принята во внимание при оценке проделанной автором работы).

Выбор проблемы и темы научного исследования осуществляют на основе анализа противоречий исследуемого направления. В ходе анализа формулируют проблему и определяют ожидаемые результаты в общих чертах. Затем проблема структурируется, выделяются темы, вопросы, устанавливается актуальность работы.

 

Обоснование актуальности и значимости

Актуальность может быть обоснована правительственными документами и постановлениями, программами федерального, регионального и отраслевого уровня, статистикой, данными, запросами и заявками предприятий. Актуальность может быть аргументирована повышением требований к отрасли, возможностью эффективного решения проблем с применением современных технологий, стадией жизненного цикла технологии, требующей совершенствования и т.д.

Постановка цели и задач

Эффективность научной деятельности определяется степенью достижения цели и полнотой решения поставленных задач, их значимостью для общества в целом.

При постановке цели и задач исследования следует проанализировать состояние изученности выбранной проблемы, определить цель для ее решения. Комплекс задач формулируется и решается для достижения цели исследования, каждая из которых характеризует определенный этап.

Цель научного исследования - всестороннее, наиболее полное и глубокое изучение объекта, явления или процесса; выявление структуры, внутренних и внешних связей и взаимодействия исследуемой системы; создание и внедрение в производство прогрессивных технологий, веществ и устройств, обеспечивающих комфортные условия жизни и деятельности человека, его контроль над силами природы.

Задачами исследования могут быть получение новых экспериментальных данных; выявление закономерностей функционирования системы; создание модели объекта; анализ и обобщение результатов исследования; распространение результатов исследования на смежные объекты; повышение точности и надежности эксперимента; изучение объекта, не доступного для непосредственных измерений; разработка комплексной методики исследования; совершенствование техники и технологии выполнения химического или физического анализа; создание новых приборов и устройств.

Объектом научного исследования является система (например, техническая), предметом - структура системы, закономерности развития, ее взаимодействие с надсистемой, связи и отношения частей системы, процессы, различные свойства, характеристики и т.д. Технические науки исследуют преобразование природных тел и процессов в объекты техники, функционирование технических объектов в промышленном производстве, конструкторско-технологическую деятельность. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Научная новизна

Научная новизна диссертации проявляется в получении автором впервые результатов исследований, при этом подобные материалы, опубликованные другими исследователями, отсутствуют. Это могут быть впервые сформулированные и обоснованные теоретические положения, методические рекомендации, которые внедрены в практику и оказывают влияние на достижение новых социально-эконо­мических результатов, ранее не известные экспериментальные сведения.

Вывод о новизне можно делать только после тща­тельного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: