Федеральное законодательство об организации местного самоуправления и муниципальной службы РФ

    Первый закон о местном самоуправлении был принят в 1995 г. — это Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последние изменения и доп 11.11.2018г.).

    В статье 2 Закона говорилось: «Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».

    В Законе 1995 года были определены важнейшие вопросы местного самоуправления: управление муниципальной собственностью; исполнение местных бюджетов; установление местных налогов и сборов; охрана порядка; принятие местных законов, образующих локальную правовую систему, не противостоящую федеральному и региональному законодательству; определение основных направлений развития в различных сферах муниципальной деятельности (социально-бытовом обслуживании населения, коммунальном хозяйстве, жилищном строительстве, использовании земель и др.); контроль за деятельностью должностных лиц местного самоуправления.

        Этот перечень вопросов ведения местного самоуправления мог быть дополнен региональными законами, как правило, это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования могли принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

        К сожалению, нормативная модель местного самоуправления, изложенная в Законе 1995 г., оказалась весьма далекой от истинного положения дел и процесс формирования российского местного самоуправления оказался довольно болезненным. Долгое время в субъектах РФ на разных уровнях власти (городской, районной, областной, республиканской) многие руководители не видели нового качества муниципальных образований, утвержденного в Конституции РФ. В процессе становления местного самоуправления выявился ряд общих проблем:

- несогласованность и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении. В частности, некоторые федеральные нормативные правовые акты, принятые до вступления в силу Конституции РФ, содержали положения, не соответствующие конституционному статусу местного самоуправления;

 - несоблюдение законодательства РФ о местном самоуправлении, принятие законодательных актов субъектов РФ, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;

 - отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления. Это стало одной из наиболее острых проблем становления местного самоуправления;

 - недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;

- несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления, недостаточная урегулированность вопроса обеспечения исполнения судебных решений, а также несовершенство системы подготовки судебных кадров и повышения квалификации судей в сфере муниципального права;

- наконец, нехватка квалифицированных муниципальных кадров.

        Разрешить накопившиеся противоречия был призван Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о принципах местного самоуправления 2003 г.). Закон рассматривает местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

        В главе 5 Закона о принципах местного самоуправления 2003 г. определены формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст. 22-33):

    -    местный референдум;

    -    муниципальные выборы;

    -    сход граждан;

    -    правотворческая инициатива граждан, реализующаяся посредством создания инициативных групп;

    -    территориальное общественное самоуправление;

    -    публичные слушания;

    -    собрание граждан;

    -    конференция граждан (собрания делегатов);

    -    опрос граждан;

    -    обращение граждан в органы местного самоуправления;

    -    иные формы.Структура органов местного самоуправления состоит из четырех основных уровней (ст. 34):

     -   представительный орган муниципального образования;

     -   глава муниципального образования;

     -   местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

     -   контрольный орган муниципального образования (контрольносчетная палата, ревизионная комиссия и др.).

        Кроме того, в структуру органов местного самоуправления входят иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

        Представительный орган муниципального образования (совет) состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. В том случае, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, полномочия представителя органа осуществляются сходом граждан.

        Общая численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования и может составить от семи (при численности населения менее одной тысячи человек) до 35 человек (при численности населения, свыше 500 тыс.).

        Глава муниципального образования является высшим должностным лицом, избираемым на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В Законе подчеркивается, что он не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации (исключения делаются только для органов местного самоуправления с численностью населения менее одной тысячи человек). Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

        Местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) руководит глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту.

        Формирование контрольного органа муниципального образования происходит на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Все результаты проверок, проводимых контрольным органом,публикуются в местной прессе.

        В законе дается классификация территориальных поселений, которые создают первичную структуру местного самоуправления — муниципальное образование:

сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.);

городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией, на которой могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями;

муниципальный район — несколько поселений или поселений межселенных территорий, объединенных общей территорией, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами;

городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, но также может осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые федеральными и региональными законами;

    внутригородская территория города федерального значения — часть территории городов Москвы и Санкт-Петербурга;

муниципальное образование — сельское или городское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

межселЕнная территория — территория, находящаяся вне границ поселений.

        Экономическую основу местного самоуправления (гл. 8 Закона о принципах местного самоуправления 2003 г.) составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, однако право распоряжаться национальным достоянием, заключенным в недрах российской земли, имеет только федеральный центр.

        Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В соответствии со ст. 55 ФЗ № 131 об общих принципах организации местного самоуправления, в редакции от 23.06.2014г. ФЗ № 165 (это закон о внесении изменений в ФЗ 131) «Формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах» Так, к собственным доходам местных бюджетов относятся: доходы от налогов и сборов (местных, региональных, федеральных); доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов; штрафы, установление которых в соответствии с законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; добровольные пожертвования; иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления. Кроме того, предусмотрено выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений через предоставление дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений в бюджете субъекта РФ.

        В целях координации и межмуниципального сотрудничества в каждом субъекте РФ создается совет муниципальных образований, который, однако, не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований и ограничивать ее (ст. 66). Советы муниципальных образований субъектов РФ могут создать единое общероссийское объединение муниципальных образований (ст. 67). Данное объединение не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований и ограничивать их деятельность. В то же время единое общероссийское объединение муниципальных образований вправе вносить предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы, а также по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Принятый в 2003 году Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полностью вступил в силу только в январе 2009 г. До указанного срока проводилась серьезная подготовительная работа, которая также была предусмотрена в Законе. В частности:

        - установлены границы муниципальных образований и определены статусы городского и сельского поселения, городского округа, муниципального района;

        - установлена численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, а также обеспечено проведение выборов;

        - обеспечена безвозмездная передача в муниципальную собственность находящегося в собственности субъектов РФ имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения;  

    - приведены в соответствие с требованиями указанного Закона такие законы субъектов РФ, по которым органы местного самоуправления наделялись отдельными государственными полномочиями;

        - обеспечено проведение съездов муниципальных образований субъектов РФ в целях создания советов муниципальных образований субъектов РФ.

        В целях координации усилий по защите прав органов местного самоуправления и взаимодействия с органами государственной власти муниципальные образования объединяются в союзы и ассоциации. За последние годы в России созданы общероссийские, межрегиональные, региональные, специализированные объединения муниципальных образований. Практические результаты, достигнутые в ходе муниципальной реформы, в немалой степени явились следствием совместной работы таких объединений.

        Претворение в жизнь основных положений и принципов нового федерального закона о местном самоуправлении потребует подготовки значительного количества квалифицированных кадров управленцев. Для этого разрабатываются специальные программы подготовки муниципальных служащих в РАНХиГС при Президенте РФ и других высших учебных заведениях страны.

   

        Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», последн. изменения и доп. от 30.10.2018 N 382-ФЗ (далее — Закон о муниципальной службе) установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

        Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

        Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

        В соответствии с гл1, ст 4 настоящего ФЗ:

    Основными принципами муниципальной службы являются:

        - приоритет прав и свобод человека и гражданина;

        - равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

        - профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

        - стабильность муниципальной службы;

        - доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

        - взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

        - единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

        - правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

        - ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

        - внепартийность муниципальной службы.

        Федеральный закон установил должности мун службы, итак в соответствии с гл 2, ст 6:

Должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

        Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

        При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

        Рассмотрим классификацию должностей муниципальной службы, гл.2, ст 8

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

         - высшие должности муниципальной службы;

         - главные должности муниципальной службы;

         - ведущие должности муниципальной службы;

        - старшие должности муниципальной службы;       

        - младшие должности муниципальной службы.

        Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ.

   Что касается квалификационных требований для замещения должностей мун. службы (ст 9), то они предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей и устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

        В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) — уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. 

      Классные чины муниципальных служащих (ст 9.1)

        Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

        Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

   Муниципальным служащим (гл.3,ст10) является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

        Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Основные права (ст 11) и обязанности муниципального служащего (ст. 12):

Муниципальный служащий имеет право на:

        - ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

        - обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

        - оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

        - отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

        - получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

        - участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

        - повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

        - защиту своих персональных данных;

        - ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

        - объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

        - рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

        - пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

        Основные обязанности муниципального служащего:

        - соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

        - исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

        - соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;

        - соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

        - поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

        - не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

    - беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

    - представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи;

        - сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

        - соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

        - уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

        Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Ограничения (ст. 13) и запреты (ст.13), связанные с муниципальной службой

        Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

        - признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

        - осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

     - отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

     - наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

     - близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

     - прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

        - наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

        - представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

        - непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

        - признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

        - гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

        В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

 1) замещать должность муниципальной службы в случае:

        а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы;

        б) избрания или назначения на муниципальную должность;

        в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

 2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии сфедеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

 3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

 4) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ;

 5) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

 6) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

 7) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

 8) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности; 

 9) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

 10) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

 11) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

 12) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

 13) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

 14) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

 15) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

        Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.    

      Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

        Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

        Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе (ст. 14.1)

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

    Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

        Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

        В случае если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

        Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

   Требования к служебному поведению муниципального служащего (ст.14.2)

Муниципальный служащий обязан:

        исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

        обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан;

        не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

        соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;

        проявлять корректность в обращении с гражданами;

        проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

        учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

        способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

         не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

        Муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

   Поступление на муниципальную службу (гл 4,ст16). Аттестация служащих (ст.18).

        На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 Закона о муниципальной службе в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

        При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

        При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс (ст 17), в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

        Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

        Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы и проводится один раз в три года.

        Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

        - замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

        - достигшие возраста 60 лет;

        - беременные женщины;

        - находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

        - замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

        По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые имиуспехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

        По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

        Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

3. Влияние государственной политики на развитие института муниципальной службы в России

        Регулирование местного самоуправления входит в число важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации. В соответствии с Основными положениями государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 15.10.1999 № 1370, современная государственная политика в области развития местного самоуправления основывается, как было сказано ранее, на Конституции РФ, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и находит свое выражение в федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления. Государственная политика в области развития местного самоуправления направлена на обеспечение преемственностидеятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ОМС).

        Государственная политика в области развития местного самоуправления в Российской Федерации формируется на основе соблюдения следующих принципов:

        единство целей, направлений, задач и механизмов реализации государственной политики;

        - комплексный подход к реализации государственной политики;

        - взаимодействие и сотрудничество федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и ОМС в процессе реализации государственной политики;

        - преемственность государственной политики на разных этапах проведения муниципальной реформы;

        - всесторонняя поддержка местного самоуправления со стороны государства;

        - невмешательство органов государственной власти в компетенцию ОМС;

        - контроль со стороны государства за реализацией государственными органами и их должностными лицами государственной политики.

        Согласно Конституции, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ).

        Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, оно обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей данной территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом. Для эффективного функционирования государства необходим баланс государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.

        В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя Российской Федерации и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти.

        Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется их конституционными правами:

        - избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

        - направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления;

        - обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления;

        - самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления);

    - самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

        Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для осуществления прав граждан на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и др. ОМС могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

         Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий. Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

        Местное самоуправление играет особую роль в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Органы государственной власти должйы не только создавать правовую и экономическую основу деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

         Развитие международного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях на уровне муниципальных образований и их объединений играет важную роль в налаживаний добрососедских отношений с зарубежными государствами, способствует сближению народов.

        Помимо этого государственная политика нацелена на то, чтобы местное самоуправление позволяло оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее местное самоуправление позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровней, способствует повышению эффективности государственного управления.

        Таким образом, поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований должны быть ориентированы на эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России.

        Основной целью государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации является обеспечение дальнейшего развития местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально-развитого демократического государства. В соответствии с государственной политикой в области развития местного самоуправления определяются приоритетные задачи, направленные на достижение указанной цели:

        - обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;

        - создание условий для реализации конституционных полномочий ОМС;

        - обеспечение государственных гарантий местного самоуправления.

        Предполагается, что именно государственная политика в данной области призвана перераспределять средства федерального бюджета, направляемые в консолидированные бюджеты субъектов РФ для обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований и решения вопросов, отнесенных к их компетенции. Помимо этого государственная политика должна быть направлена:

        - на активное формирование муниципальной собственности как важнейшей составляющей финансово-экономической базыместного самоуправления;

        - развитие рынка недвижимости и инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса; 

     - создание благоприятных условий для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказанию ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного потребления;

        - формирование системы эффективного государственного контроля за соблюдением ОМС федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ;

создание условий для взаимодействия муниципальных образований, в том числе на региональном, федеральном и международном уровнях;

        - научно- и организационно-методическую поддержку со стороны государства деятельности ОМС;

        - создание эффективной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в ОМС;

        - информационную поддержку местного самоуправления;

        - защиту муниципальной собственности;

        - обеспечение самостоятельной деятельности ОМС в пределах их компетенции;

        - обеспечение конституционного права местного самоуправления на судебную защиту;

        - обеспечение конституционного права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

        - обеспечение передачи ОМС материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этими органами отдельных государственных полномочий, которыми они наделяются;

        - формирование муниципального права как комплексной отрасли права, выработку стратегии законодательной деятельности в области местного самоуправления;

        - проведение фундаментальных научных исследований в области местного самоуправления;

        - разработку современных муниципальных управленческих технологий.

        К числу основных механизмов реализации государственной политики относятся:    -    - правовое регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

формирование системы государственных органов, занимающихся вопросами местного самоуправления;

        - принятие федеральных и региональных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;

        - бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;

        - передача в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности объектов, необходимых для осуществления полномочий местного самоуправления;

        - методическая поддержка местного самоуправления, в том числе организация и проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления;

        - подготовка и повышение квалификации кадров для местного самоуправления, в том числе повышение квалификации выборных лиц местного самоуправления, подготовка кандидатов и участников выборных кампаний к выборам и другим процедурам прямого волеизъявления населения;

        - информационная поддержка местного самоуправления, в том числе разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, информирование его о ходе и проблемах реформы местного самоуправления, о роли населения в создании системы общественного контроля за деятельностью ОМС;

        - широкое использование согласительных процедур при решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и ОМС.

        Успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Сегодня эта работа только началась. Ее эффективность во многом будет зависеть от последовательного претворения в жизнь положений Федерального закона о местном самоуправлении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: