Становление и развитие гражданского общества в РФ

События, радикально преобразовавшие бывший Советский Союз, стали достоянием истории. В настоящее время молодое суверенное государство – Республика Казахстан – признано мировым сообществом.

Развитие демократии, реформирование отношений собственности и движение к рыночной экономике признаны безальтернативным средством вывода экономики из кризиса, создают благоприятный климат для становления национального государства. При этом главное, чтобы все общественные преобразования осуществлялись в соответствии со сложившейся психологией и традициями народа, с обязательным учетом прежнего тоталитарного режима в нашем сознании и поступках, от которых невозможно быстро освободиться.

РФ ставит стратегические цели в сфере политики, к которым можно отнести:

– развитие молодого суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;

– создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества;

– обеспечение стабильности как главной политической цели как необходимого условия успешного осуществления экономических и государственных реформ;

– использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.

В сфере экономики:

– формирование социальной рыночной экономики, основанной на многообразии форм собственности и конкурентных началах;

– форсированное индустриально-инновационное развитие, способствующее модернизации и изменению структуры экономики в пользу обрабатывающей промышленности при сохранении роли и значения горнодобывающих отраслей;

–создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;

–повышение уровня локализации и увеличение содержания в государственных закупках и закупках иностранных компаний и компаний квазигосударственного сектора.

Главные ориентиры развития социальной сферы до 2050 года заключены в конкретных индикативных цифрах:

– увеличить показатель объёма ВВП на душу населения до 60 тысяч долларов с тем, чтобы стал страной с преобладающей долей среднего класса;

– доля городских жителей вырастет с нынешних 55 до 70 процентов всего населения, а города и населенные пункты свяжут качественные дороги и скоростные маршруты всех видов транспорта;

– утверждение здорового образа жизни и развитие медицины позволит увеличить продолжительность жизни до 80 лет и выше;

– завершится формирование передовой национальной образовательной системы;

– мир и стабильность, справедливое правосудие и эффективный правопорядок – это основа развитой страны.

В сфере духовного развития:

– развитие духовной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия страны;

– обеспечение национальных и равных гражданских прав представителям всех наций и народностей, проживающим в Казахстане, создание условий для развития их языка и культуры.

– забота о будущем казахской нации, о судьбе других наций, населяющих республику, сохранение дружбы и единства между ними как залога процветания нашей страны.

Концептуальная модель развития предусматривает создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства. После распада СССР постсоветские республики начали строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые, отражая принципы прежней системы, абсолютно не отвечали новым реалиям и не могли служить правовой основой государственного строительства. Вместе с тем с течением времени становилось ясно, что в модели государственного устройства имелось непреодолимое противоречие между новой президентской формой правления и старой системой советского периода. Благодаря этому в стране создан устойчивый и преемственный институт сильной государственной власти, что позволило стабилизировать все внутриполитические процессы и сосредоточить усилия на наиболее сложных участках – экономической реформе и ее законодательном обеспечении. Благодаря Конституции, в стране заложены фундаментальные основы новой государственности, сформирована единая государственная власть, способная направлять общественное развитие.

На основании отмеченного, можно выделить основные закономерности развития государственности в РФ: формирование свободного рынка; развитие частной собственности как основы экономической свободы индивида; демократическое переустройство общества с учреждением приоритета прав и свобод человека; плюрализм мнений, убеждений, интересов; политэтничность состава казахстанского общества; развитие и укрепление гражданского общества и т.д.

Демократическое государство – понятие, при котором народ является единственным источником государственной власти и обладает правом непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечении срока их полномочий. Республиканский строй независимо от формы правления представляет собой возможности для реального изъявления воли и последовательного отстаивания интересов большинства казахстанцев высшими органами государственной власти.

Демократическое государство создает возможности выражения интересов меньшинства и отдельных граждан независимо от социального и национального происхождения, предоставляя им в соответствии с Конституцией Республики Казахстан свободу слова, совести, выбора языка и национальности, право на объединения, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, а также равное право на доступ к государственной службе, на участие в управлении делами государства и др.

РФ утверждает себя в качестве социального государства, которое служит человеку и обществу в целом, а не отдельным его слоям и классам, стремится нивелировать, смягчать социальное неравенство путем содействия равномерному распределению тягот в обществе и благу всех граждан. Характеристика государства как социального означает гарантированную поддержку государством таких направлений развития общества как образование, здравоохранение, наука, культура, социальная занятость, охрана труда, социальное обеспечение и адресная поддержка групп населения с низкими доходами. Социальное государство признает право человека и гражданина требовать от него обеспечения прожиточного минимума и достойных условий существования, включая экологическую безопасность.

Светское государство указывает на то, что религиозные учреждения и различные вероисповедания отделены от государства, которое в равной мере относится к исламу и православию, к конфессиям других вероисповеданий.

Гражданское общество – общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображает многообразие частных интересов.

Общество становится гражданским лишь на определенной стадии демократического развития и формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. становление гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство. Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, их прирожденном и неотчуждаемом характере. Без такого гуманитарного компонента – свободных и полноправных индивидов – невозможно формирование гражданского общества. Именно усилия свободных индивидов, преследующих свои цели и реализующих свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка, определяют природу, содержание и характер формируемого гражданского общества.

Социальная структура общества (социальный компонент гражданского общества) находится еще в стадии формирования. Формирование социальных групп, классов идет по имущественному признаку. Экономический компонент гражданского общества определяется наличием различных форм собственности – государственной и частной, которые признаются и защищаются равным образом, то есть за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Предпосылками развития гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и возрастание статуса человеческой личности. Экономическую основу гражданского общества составляют многообразие форм собственности и суверенитет индивидуальных собственников, которым обеспечены законодательные гарантии равного признания и защиты.

Существенной характеристикой нашего государства является свобода труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Конституция закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Духовный компонент гражданского общества отличается идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом на образование, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правом на доступ к культурным ценностям. С духовной жизнью современного общества связан информационный аспект гражданского общества. Конституция гарантирует свободу массовой информации, что включает в себя свободную деятельность радио, телевидения, печати, компьютерной связи, цензура запрещена. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Одним из главных базовых условий существования гражданского общества является гласность, которая обеспечивается через независимые средства массовой информации – периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного освещения.

В информационной сфере жизни современного общества важную роль играет общественное мнение. Общественное мнение как независимый социальный фактор формируется лишь в условиях самостоятельного и независимого от политико-властного деления гражданского общества. Такое свободное общественное мнение возможно лишь там, где человек свободен как частный индивид, а не только как гражданин. Только там, где есть гласность, где имеется реальный плюрализм индивидуальных мнений, может появиться и общественное мнение как самостоятельный, общественно значимый феномен как общественный институт.

Именно поэтому политическая государственная власть стремится законодательно регламентировать отношения, связанные с публичным распространением сведений об общественном мнении в средствах массовой информации.

Современное правовое государство и гражданское общество предполагают развитые институты представительной и непосредственной демократии и различные формы самоуправления.

Местное самоуправление – это негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом населения в целях развития и укрепления гражданского общества, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Важным компонентом гражданского общества в РФ являются разнообразные общественные объединения – политические партии, профессиональные, различные общественные организации, учреждения, движения, фонды, трудовые коллективы.

Задачей демократического, светского, правового и социального государства является создание необходимых условий для всемерного развития гражданского общества, в котором различные по своей природе объединения граждан и юридических лиц (партии, правительственные объединения, средства массовой информации, союзы, ассоциации, инициативные группы и другие) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать власть. Задача гражданского общества – быть посредником между индивидуумом и государством.

К институтам гражданского общества относятся политические партии, местные сообщества, профессиональные союзы, религиозные объединения, творческие, общественные и научные союзы и объединения, средства массовой информации, а также неправительственные организации, реализующие широкий спектр услуг для общества, осуществляющие различные виды деятельности, созданные в виде негосударственных фондов, некоммерческих учреждений, союзов юридических лиц, других организаций и инициативных групп в целях решения общественно-полезных задач.

Политическая партия – добровольное объединение граждан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании.

Профессиональные союзы – самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов, для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, улучшения условий труда.

Религиозные объединения – местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры), а также духовные учебные заведения и монастыри.

Конституция РФ закрепляет право граждан на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений. никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Существенное значение имеет признание в РФ идеологического и политического многообразия и многопартийности, равенства общественных объединений перед законом. Запрещается создание и деятельность лишь таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Перспективы демократических преобразований и достижение стабильного социально-экономического и политико-правового развития страны во многом зависят от характера взаимоотношений между гражданским обществом и государством. Эти взаимоотношения должны включать в себя два взаимосвязанных момента:

– всестороннее развитие общественной инициативы и самодеятельности;

– утверждение прочного правопорядка во всех сферах гражданского общества и государства.

РФ являетСя демократическим обществом с многоукладной экономикой, открывающей каждому человеку равные возможности самостоятельного выбора и экономического самоопределения в реализации своих экономических, социальных, национальных, политических интересов, общество, где будут верховенствовать закон, воля народа и здравый смысл, а предприимчивые и трудолюбивые станут состоятельными и зажиточными гражданами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: