ІІ. Работа по теме урока

Двадцать первое апреля

Классная работа

Словообразование глаголов

Ребята, так как данной темы в учебнике нет, работаем с конспектом урока, презентацией и видеоуроком по теме.

І. Обратитесь к презентации и ВСПОМНИТЕ

- какие морфемы выделяют в слове? (слайд 2 – 3)

- основные способы словообразования (слайд 4)

ІІ. Работа по теме урока.

1. Просмотрите видеоролик к уроку (выставлен на странице в ВК).

2. Ознакомьтесь к теоретическим материалам презентации.

3. Прочитайте теоретический материал, данный ниже.

Глаголы образуются тремя способами:

1) приставочнымспособом (от других глаголов);

2) суффиксальнымспособом (в основном, от имен существительных и прилагательных);

3) приставочно-суффиксальнымспособом (как от основ глаголов, так и от основ имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных)

Рассмотрим подробнее каждый способ словообразования глаголов.

1) Приставочный способ ( от других глаголов ):

   От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении:

  бежать - в бежать, вы бежать, при бежать, от бежать и др.).

2) Суффиксальный способ (в основном, от имен существительных, прилагательных, местоимений):

· От основ имён существительных глаголы производятся с помощью суффиксов:

(ть): кочегар – кочегар’- и ть, хулиган – хулиган’- и ть, вакса – вакс’- и ть, соль – сол'- и ть;

- нича (ть): слесарь – слесар- нича ть, токарь – токар- нича ть;

- ова (ть): форма – форм- ова ть, борона – борон- ова ть;

- ствова (ть): учитель – учитель – ствова ь, директор–директор- ствова ть;

- а (ть): обед–обед- а ть, ужин–ужин- а ть, завтрак–завтрак- а ть;

- е (ть): вдова – вдов- е ть, пот – пот- е ть.

 

· От основ имён прилагательных образуются глаголы

– с помощью суффикса - и (ть): синий–син- и ть, злой– зл- и ть;

–с помощью суффикса - е (ть): синий– син-еть, добрый – добр- е ть (суффикс –е- употребляется в значении «делаться подобным чему-либо», т. е. син е ть (становиться синим), добр е ть (становиться добрым).

· От других частей речи:

- от междометий: охох- а ть, ах – ах- а ть,

- от местоимений: я – я- ка ть, ты – ты- ка ть.

3) Приставочно-суффиксальный способ (как от основ глаголов, так и от основ имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных):

· От основ глаголов:

1) образование глаголов, обозначающих неполноту действия, т. е. в значении «время от времени»: «приставка + производящая основа + суффикс»:

плак-ать - вс -плак- ну -ть, танцев-ать – при -танцов- ыва -ть, трещать – по -треск- ива ть, кричать – по -крик- ива ть, говорить – при -говар- ива ть, петь – под -пе- ва ть, свистеть – на -свист- ыва ть.

2) образование глаголов по схеме «приставка + производящий глагол + - ся», т. е. образование возвратных глаголов приставочно-суффиксальным способом: например: думать – в -думать- ся, читать – за -читать- ся, есть – на -есть-ся, писать – ис -писать- ся, звонить – до -звонить- ся.

· От основ существительных образуются глаголы с помощью суффиксов - и (ть) и - е (ть) и различных приставок: земля – за -земл- и ть, жир – обез -жир- и ть, сила – обес -сил-еть, кулак – рас -кулач- и ть.

· От основ прилагательных глаголы образуются большей частью с помощью приставок о - и у - и тех же суффиксов - и (ть) и - е (ть): плотн-ый – у -плотн- и ть, дешёв-ый – у -дешев- и ть, слаб-ый – о -слаб- и ть (сделать слабым) и о -слаб- е ть (стать слабым).

· От основ числительных: двое – у дво и ть, трое – у тро и ть;

· От основ местоимений: свой – при сво и ть.

4.Составьте конспект  теоретического материала по теме и запишите в тетради или справочник по русскому языку.

 

 

И только ПОСЛЕ этого приступайте к выполнению упражнений.

Упражнение 1. Задание. Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано, составьте словообразовательные цепочки.

Образец.   Утюж и ть       утюг (сущ.).

Обедать –

Краснеть –

Белеть –

Беседовать –

Княжить –

Ночевать –

Занавесить –

Светлеть –

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите словообразовательный анализ приведённых ниже глаголов.

Дозвониться, переписать, недокончить, пересушить, недослышать, выехать, уехать, синеть, подлить, по...сыпать, нед...варить, убежать, умен...шить, обезлюд...ть, вчитаться, переш...ть, наиграться, утюжить, хулиганить, выг...реть, прочертить, заг...рать.

Образец.  Дозвониться        звонить (приставочно-суффиксальный способ).

Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал (конспект).

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: