Карьера (от франц. cariera) - «успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности». Карьера является результатом осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанным с должностным или профессиональным ростом. Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и вне организационной реальности и главное - со своими собственными целями, желаниями и установками. Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры:
Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
вертикальной карьеры - должностной рост;
горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
центростремительной карьеры - продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Обеспечение карьерного роста - серьезный стимул качественной работы персонала. В настоящее время практически отсутствует система управления деловой карьерой. В целях внедрения данного инструмента разработана следующая система управления деловой карьерой:
1. Основные личностные характеристики, оцениваемые при продвижении кандидата:
1. Гражданская зрелость. К ней относятся:
способность подчинять личные интересы интересам фирмы;
умение прислушиваться к людям, быть самокритичным.
. Отношение к труду. Эта группа охватывает следующие качества:
чувство личной ответственности за порученное дело;
чуткое и внимательное отношение к людям;
трудолюбие;
личную дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими;
уровень эстетики работы.
. Уровень знаний. Данная группа включает такие качества, как:
наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности;
знание объективных основ управления производством;
знание передовых методов руководства;
знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде: общая эрудиция.
. Организаторские способности. К ним относятся:
умение организовать систему управления и свой труд;
умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций;
владение передовыми методами руководства: умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли в деловых письмах, приказах, распоряжениях, поручениях, заданиях;
умение создавать сплоченный коллектив; умение проводить деловые совещания: способность к самооценке своих возможностей и своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.
. Способность к руководству системой управления. Эта группа представлена следующими качествами:
умение своевременно принимать решения;
способность обеспечить контроль их исполнения;
умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации;
способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;
уверенность в себе.
. Способность поддерживать передовое. В эту группу входят:
умение увидеть новое;
распознать и поддержать новаторов, энтузиастов и рационализаторов;
умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов;
инициативность;
смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск.
. Морально-этические черты характера. К этой группе относятся:
честность, добросовестность, порядочность, принципиальность;
уравновешенность, выдержанность, вежливость;
настойчивость, общительность, обаяние;
скромность;
простота.
Немаловажную роль играет здоровье, стаж работы на данном предприятии (в том числе на руководящей должности); опрятность и аккуратность внешнего вида.
Основные недостатки сотрудника, препятствующие карьерному росту:
неумение управлять собой: неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца;
размытые личные ценности: отсутствие их ясного понимания; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни;
нечеткие личные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни;
остановленное саморазвитие: отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям;
недостаточность навыка решать проблемы: отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы;
недостаток творческого подхода: отсутствие способности генерировать достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи;
неумение влиять на людей: недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения;
недостаточное понимание особенностей управленческого труда: отсутствие понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя;
слабые навыки руководства: отсутствие способностей добиваться высокого результата работы подчиненных;
неумение обучать: отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности;
низкая способность формировать коллектив: неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп и коллективов.
. Создание условий для эффективной работы персонала. Существует огромное количество развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы - обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе).
Основными методами обучения на рабочем месте, которые предлагает кадровая служба, являются: инструктаж, ученичество и наставничество.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированном на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.
Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.
Ученичество и наставничество(«коучинг») являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников. С древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов, - медицине, виноделии, управлении.
Однако современные ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь, они могут занимать ответственные должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в наличии более опытного человека, постоянно следящего за их развитием, оказывающего помощь советами, подсказками и т.д.
Вне рабочего места работник может пройти самостоятельное обучение.
Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время, - обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств - аудио и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ.
Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В то же время индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности - обратной связи, обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.
Заключение
Итак, в результате проведенного исследования были получены следующие выводы:
) Адаптация - это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры новой компании.
) Адаптация персонала включает в себя следующие этапы:
Этап 1. На данном этапе происходит ознакомление нового сотрудника с компанией, корпоративными правилами, историей, структурой, трудовым распорядком, традициями, политиками в области управления персоналом и т.д.
Этап 2. Вхождение в должность.
Этап 3. Действенная ориентация.
Этап 4. Функционирование.
) Существуют следующие виды адаптации персонала:
организационная адаптация;
- социально-психологическая адаптация;
профессиональная адаптация;
психофизиологическая адаптация.
) Целью системы адаптации является в основном снижение организации за счет факторов, указанных ниже:
. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность.
. Сокращение текучести кадров.
. Формирование у нового члена коллектива чувства удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности.
) Управление процессом адаптации включает в себя следующие этапы:
Этап I. Анализ текущей ситуации.
Этап II. Определение процедур адаптации.
Этап III. Внедрение адаптационных процедур.
) Система управления деловой карьерой включает в себя:
основные личностные характеристики, оцениваемые при продвижении кандидата;
отношение к труду;
уровень знаний;
организаторские способности;
способность к руководству системой управления;
способность поддерживать передовое;
- морально-этические черты характера.






