Тематика и проблематика

Анализ пьесы Л.Н.Андреева

«Жизнь человека».

Работу выполнили студенты 2-ого курса факультета искусств («актёрское искусство») Степан Гвоздиков и Анастасия Ковтунова.

История создания.

  Интересоваться драматургией  Андреева начинает в конце 1890-х годов. Важную роль в этом играет МХТ, которым руководят  К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. В театр Андреева ведут не только репортёрские обязанности (он сотрудник московской газеты «Курьер») но и личный интерес: молодой писатель видит во МХТе психологический театр, театр нового времени. Андреев посещает все премьеры, постановки пьес А.К. Толстого, Гауптмана, Ибсена, Чехова, Горького восхищают его. Андреев пишет блистательные рецензии на спектакли «Дикая утка», «Доктор Штокман» Г.Ибсена; «Три сестры» А.П. Чехова; «Мещане» Максима Горького и многие другие. Их он потом публикует в книге «Под впечатлением Художественного театра», которая выходит в 1902 г.

Увлекаясь МХТ, Андреев изучает разные направления драматургии. Ему близок как театр, который отражает жизнь «такой, какая она есть», так и театр, который «символами и только символами»  выражает авторское миропонимание.  В символизме Андреева привлекают неограниченные возможности символа, который является и выразителем тайного и мистического,  и средством равновесия между реальным и идеальным, внешним и внутренним.  Кроме того, Андрееву нравятся и некоторые экспрессионистские тенденции: пренебрежение конкретным, крайняя субъективность, одноосмысленность и схематизм образов, пессимизм и космизм мироощущения.

Андреев разочаровывается  в революции, которую сначала бурно встречает, но потом осуждает, видя в ней преобладание стихийного, разрушающего начала. Писателем  овладевают чувства отчаяния, безысходности, неверия в светлые начала человеческой жизни. В 1906 г. Андреев сочиняет пьесу «Жизнь Человека», в которой отражает своё трагическое мироощущение и соединяет реалистические, символистские, экспрессионистские тенденции. Это первая пьеса «условного» театра Андреева, с её написанием начинается новый этап в творчестве писателя.

Современники Андреева, такие как Александр Блок, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус,  и критики более позднего времени действительно увидели в пьесе

 

символистское начало. Например, Е.Замятин выделил такие моменты сходства Андреева с символистами: «Символисты в своих произведениях смотрели сквозь телесную жизнь и видели скелет жизни, символ жизни, вот и Андреев называет действующих лиц "Жизни Человека" — Человек, Жена Человека, Друзья Человека, Враги Человека — для того, чтобы заставить читателя задуматься о человеческой жизни вообще».

Основные герои.

В системе образов пьесы выделяются несколько типов героев. В «Жизни человека» есть группа подчеркнуто схематизированных образов (отброшено всё индивидуальное),  которых автор лишает имени. Это Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха. Их Андреев предельно отдаляет от конкретно-исторических, социальных связей.

  Кроме того, в пьесе есть и образы «хоровые», которые показывают нравственную или социальную сущность большой группы людей: родственники, Соседи, Гости на бал. Андреев даёт этим образам следующие функции: комментировать события, обстановку действия, внушать определенное настроение зрителям, которое необходимо по замыслу автора. Так, во второй картине, которая показывает бедность, молодость и красоту Человека, Соседи произносят слова, наполненные трогательным вниманием и любовью,  содержащие много добрых пожеланий. В пятой же картине диалоги зловещих Старух и Пьяниц предвещают мрак небытия, в который скоро погрузится умирающий Человек.

Есть в «Жизни человека» и условный герой, который имеет символический смысл — Некто в сером с горящей свечой в руках (Он). Этот персонаж олицетворяет всё то, что ограничивает свободу Человека и фиксирует орбиту человеческой жизни: «Неудержимо влекомый временем, он непреложно пройдет все ступени человеческой жизни, от низу к верху, от верху к низу. Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую уже не поднимется нетвердая нога его; ограниченный знанием, он никогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час — мину та. И в слепом неведении своем, томимый предчувствиями, он покорно совершит круг железного предначертания». Некто в сером, как будто, знает все. Это «чтец, с суровым безразличием читающий книгу судеб». Он не злая воля, а судьба. Некто в сером весь причина, цели у него отсутствуют.  Ему Молятся, Его стараются умилосердить, стараются разгадать Его психологию. Образ Некто в сером на протяжении всей пьесы напоминает о том, что Андреев ищет в реальном ирреальное.

Тематика и проблематика.

Присущая Андрееву дисгармония в восприятии мира нашла отражение в изображении противоречивости человеческой жизни, несоответствии мечты и действительности.

Основная тема пьесы «Жизнь человека» — вневременная трагедия человека, который зависит от воли рока. Свеча — символ человеческой жизни. Автор ставит перед собой задачу показать жизнь человека с рождения (зажжения свечи) до смерти (момента, когда свеча гаснет). Так, все картины пьесы («Рождение Чело века и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье Человека», «Смерть Человека»),  демонстрируют этапы жизни Человека, которые ему предстоит пройти.    

  В первой картине Андреев показывает тяжёлый путь рождения Человека. Во

второй  картине Человек женится, но в его доме царит нищета, в третьей картине — богатеет, у него много появляется много друзей и врагов, в предпоследней — теряет своё состояние, умирает сын Человека, и герой проклинает своё появление на свет.  

Наконец в финальной картине, уже будучи стариком, Человек теряет семью и друзей и  оказывается никому не нужным. Он умирает в грязном кабаке, куда приходит в надежде спасения от гнетущего одиночества, в последний момент вcпoминaя o cвoeм мeчe.  

Смысловой акцент Андреев ставит именно на столкновениях героя по ходу пьесы с «непреложным». Все попытки  Человека разорвать «круг железного предначертания» обязательно наталкиваются на каменное равнодушие Некоего в сером, который держит в руке горящую свечу и монотонно повторяет: «Но убывает воск, съедаемый огнем. — Но убывает воск», и оказываются неудачными. Так автор обусловливает трагический исход данного конфликта.

  Андреев, признает, что фатально неодолимые силы властвуют над Человеком, но всё равно даёт герою возможность противостоять ударам судьбы. Так, в картине «Любовь и бедность» Человек, которого автор показывает молодым и энергичным, бросает вызов судьбе, когда та становится на пути героя. Обращаясь к Некоему в сером, который стоит в углу комнаты, Человек кричит: «Эй, ты, как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь, я бросаю тебе перчатку, зову тебя на бой!.. Поблестим мечами, позвеним щитами, обрушим на головы удары, от которых задрожит земля! Эй, выходи на бой!» Так Человек вступает в неравную схватку. Он отказывается быть игрушкой в руках судьбы, сражается до конца и не сдаётся, надеясь что-то изменить. В этом Андреев показывает истинное величие и трагизм своего героя.

    

      Таким образом, Андреев в «Жизни человека» показывает, что существуют высшие силы, в сравнении с которыми человек  ничтожен. Кроме того, пьеса демонстрирует и безграничную крепость человеческого духа, его желание бороться. После выхода в свет «Жизнь человека» открыла людям глаза на них самих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: