Музыкально-теоретический анализ

Форма произведения – простая двухчастная репризная форма.

Форму можно отобразить в схеме: ABA1C.           

I период (1-15 т.): AB (A – 1-7т., а B – 7-15т.).

II период (16-27т.): A1C. (A1 – 16-19т., а С (кода) – 20-27т.).               

Фактура – гомофонно-гармоническая. Основная мелодия находится в партии сопрано. Подвижная партия сопрано в первой части первого предложения звучит на фоне хорового вокализа (выдержанные звуки закрытым ртом).

Ладотональный план – основная тональность – e-moll натуральный. Но композитор использует переменный лад – одноименный минор и мажор. В первом и во втором периодах тональность – e-moll, а вот в Коде – тональность меняется на E-dur.   

Размер – переменный. В I части - 6/8, сложный. Во 2 предложении второй части основной размер (6/8) меняется на размер 3/4 (21 такт).

Ритмические особенности партитуры:

Движение в основном идёт восьмыми длительностями, в партиях словно происходит «покачивание» (пример: 1-2 т.).

В Коде размер меняется с 6/8 на 3/4 (21 т.). Такое изменение придает мелодии некий объем, удивление, эмоциональный подъем. Однако движение все также идет восьмыми и четвертями.

Гармония – композитор в основном использует аккорды II, III и VI ступеней. В e-moll появляется мажорная субдоминанта. В коде происходит модуляция в E-Dur (21 т.). Также есть отклонение в h-moll – в 6-7 тактах.

Строение партий:

Сопрано. Присутствуют скачки на ч4↑, ч8↑, ч5↓. Мелодия, которую ведет партия сопрано, постепенно «взбирается» на V ступень с последующим нисходящим движением, следом идут повторы восходящих терций, постепенное расширение интервалов от тоники придают ощущение покачивания, убаюкивания. Во второй фразе – поступенное восходящее движение с повторением звуков и постепенное нисходящее движение. Во втором периоде мелодию ведет партия сопрано. Благодаря необычной гармонии, композитор (начиная с 20-го такта) придает мелодии характер удивления, как бы «расширяет» ее, делает более строгой, величественной и торжественной. Однако само произведение как будто заканчивается на вопросе: «а что же будет дальше?», при этом аккорд звучит мажорный – а это значит, что теперь-то мир ждет успокоение и гармония.

Альт. В данной партии есть скачок на ч4↓. Преобладает поступенное волнообразное движение. В этой партии звучит хоровой вокализ, партия имеет функцию заполнения гармонических аккордов.

Тенор. В партии есть скачки на ч4↑, ум5↓. Присутствует волнообразное движение (например, 4-6 т.). Партия выполняет ту же функцию, что и партия альтов. В данной партии так же есть вокализ закрытым ртом. Никаких новых мелодических тем в ней не проявлено.

Бас. Присутствуют скачки на ч4↑, ч5↓, ч5↑. Хоровой вокализ в начале I и II частей, а также в 13-16 тактах. Довольно часто встречаются ходы ч.4 и ч.5 – во втором предложении II части. С 9 такта (затакт к 10 т.) у баса появляется своя мелодическая линия, но держит он ее не долго, в 16 такте он уходит на вокализ закрытым ртом. Во второй части второго предложения используется прием октавного удвоения темы сопрано.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: