Обмерный чертеж как вид архитектурной графики, применяемый при реставрации памятников

Обмерные чертежи в их современном понимании возникли в эпо- ху Возрождения благодаря усиленному вниманию искусствоведов, архитекторов и художников к исследованию памятников культурного наследия Древнего Рима и Древней Греции. В зависимости от целей, ставящихся каждый раз перед обмерной фиксацией, она может произ- водиться с разной степенью точности.

Наиболее простой схематический обмер служит для определения основных размеров и планировочной структуры памятника. Цель ар- хитектурного обмера – графически отразить не только общую схему, но и архитектурные формы памятника. Он дает представление об идеальной геометрической схеме, композиционных и стилистических особеннос- тях, характере декора. Наиболее совершенный по своей документаль- ности архитектурно-археологический обмер призван дать исчерпываю- щую фиксацию памятника, учитывающую все отклонения от идеальной геометрической схемы, какими бы причинами они не были вызваны.

В последнее время все чаще применяется фотограмметрический об- мер, требующий применения специальной высокоточной аппаратуры как для полевых работ, так и для камеральной обработки. Материалы полевых работ – фотографии – обладают строгой объективностью и не уступают точности обмера «ручного». Фотосъемка должна дать макси- мально подробную информацию о памятнике, его внешнем виде, ин- терьере, деталях, связях с окружением. Но на практике условия фото- съемки часто ограничены, поэтому фотограмметрический обмер всегда дополняется «ручным».

Фиксация памятника играет большую роль в процессе подготов- ки его к реставрации. Она направлена на решение нескольких важных задач. Прежде всего фиксация призвана дать исчерпывающую инфор- мацию о памятнике, полное представление о его состоянии на момент проведения исследования, степени технической сохранности конс- трукций. Фиксация переделок или проведенных раскрытий позволяет представить документальные основания для проекта реставрации. Она является важной частью изучения памятника и исходной подосновой для реставрационных чертежей, а также для определения его физичес-


ких параметров, необходимых при расчетах объема и стоимости работ по исследованию и реставрации памятника.

Фиксация памятников архитектуры является необходимой частью проекта реставрации и производится путем обмеров. На их базе вы- полняются масштабные ортогональные чертежи основных проекций здания или сооружения и их деталей, а также фотофиксация объекта и его словесные описания. Кроме того, по мере надобности могут вы- полняться зарисовки общего вида, схемы цветового решения и т. д.

Фиксация любого исторического объекта осуществляется в две ста- дии: кроки и обмерочный чертеж.

На первой стадии обмеров часто без соблюдения масштаба, от руки рисуются линейные изображения объекта – черновые зарисов- ки – кроки. Хорошее качество обмера во многом зависит от тщатель- ности выполнения кроков. Они должны рисоваться на плотной бумаге с возможно точной передачей всех пропорций и других особенностей изображаемых частей памятника.

Кроки выполняются без применения чертежных инструментов в виде ортогональных проекций, которые поясняются цифровыми и линейными показателями обмеров. Каждый лист подписывается с точным обозначением объекта, изображенного элемента памятника, даты и фамилий исполнителей. Кроки – основной документ полевой стадии работ, подлежащий хранению в архиве учреждения.

На второй стадии выполняется обмерочный чертеж, в котором по результатам, отраженным в кроках, вычерчиваются ортогональ- ные проекции исследуемого объекта. Правила изображения проекций объекта, его узлов и деталей, методики проставления размеров, циф- ровых, масштабных и линейных показателей аналогичны стандартам в рабочем проектировании. Однако в них есть и своя специфика. Она заключается в том, что при необходимости в обмерочных чертежах раз- решается применять обводку проекций и деталей от руки. Допускается использовать цветную покраску и отмывку, а также другие графические приемы, способствующие большей достоверности отражения инфор- мации об объекте.

Обмерные чертежи памятников архитектуры, проекции основных видов обычно исполняются в масштабе 1:50. Этим определяется при- нятая точность обмера – до 0,5 см. Выполняется обмер при помощи


рулеток и складных метров. Промеры производятся вдоль какой-либо одной линии и ведутся «нарастающим итогом» от одной точки.

Основу обмера планов составляет триангуляция: разбивка любого сложного по конфигурации пространства на отдельные треугольни- ки – простейшие геометрические фигуры, у которых при условии про- мера всех сторон каждая точка может быть точно определена засечками из двух других углов. Точность построения будет наивысшей, если за- сечки будут пересекаться под углом, близким к 90 градусов.

Наряду с триангуляцией при промере кривизны отдельных стен может быть применен координатный метод обмера архитектурных па- мятников – система прямых промеров между отдельными точками сте- ны и натянутым вдоль нее шнуром.

Обмер вертикальных проекций в основном сводится к привязке к фиксированным на плане точкам (например, угол здания) и к нуле- вой линии всех остальных элементов. Вертикальные членения привя- зываются к отвесам, что позволяет установить не только их наклон, но и возможную кривизну.

При фиксации сложных деталей фасадов: оконных наличников, порталов, декоративных вставок – обычно сочетают обмер от нулевой линии и от отвесов для горизонтальных или вертикальных элементов и триангуляцию для элементов криволинейных.

Обмерные чертежи выполняются на листах чертежной бумаги или на планшетах. На чертежах проставляют все основные размеры в той системе, в которой они обмерены. Так сохраняется обозначение обме- ра «нарастающим итогом». Обводить чертежи принято от руки. Ручная графика позволяет передать «живой» характер линий здания, его исто- рическое время. Помимо необходимых надписей, каждый лист должен быть снабжен линейным масштабом.

Вывод. Обмерочный чертеж – специфический вид чертежной до- кументации, фиксирующий результаты обмеров памятников истории и культуры: архитектурных сооружений, деталей пластического декора зданий, параметров монументальной скульптуры, предметов декора- тивно-прикладного и дизайнерского творчества, бытового и техничес- кого оборудования, транспортных средств, т. е. всего того, что состав- ляет городскую среду вообще и архитектурную в частности.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: