Архитектурный эскиз как средство поиска проектной идеи

Изобразительные формы архитектурного эскиза и рисунка очень схожи, их различает только целевое назначение изображения. Если рисунок – это любое рисованное произведение архитектора, то ар- хитектурный эскиз – это форма творческого поиска проектной идеи, с которого начинается проектный процесс, способ совершенствования творческого замысла архитектора.


Эскизирование является процессом, прогнозирующим общие чер- ты формы будущего здания или сооружения. Организация процесса формообразования зависит не только от индивидуальных творческих особенностей архитектора, традиций профессиональной среды, но и той архитектурной школы, в которой формировалась его личность. Отсюда взгляды на значение и изобразительные формы эскизирования значительно расходятся.

Одни считают, что без ручного графического поиска авторской идеи дальнейшее качественное проектирование невозможно. Другие отрицают необходимость эскизирования вообще, считая, что достаточ- но лишь мысленного образа, сформированного в голове автора. Третьи утверждают, что поиск должен происходить исключительно в процессе объемного моделирования. Наконец, в компьютерную эпоху некото- рые специалисты полагают, что для выражения архитектурной идеи объекта достаточно построения виртуальной модели объекта.

Разные позиции обусловлены, с одной стороны, особенностями методологии и технологии современного архитектурного проектиро- вания, а с другой – спецификой организации мышления каждой отде- льной личности.

Одни люди склонны к конкретному образному мышлению. Для них эскизное изображение объекта является катализатором для поис- ка и совершенствования своих замыслов. Других отличает абстрагиро- ванное мышление. Они отражают свои фантазии либо в отвлеченных образных моделях, либо путем объемного макетирования, или в виде виртуального моделирования объекта.

Есть небольшая группа проектировщиков, которая способна со- вершенствовать свои архитектурные идеи мысленно. Когда концепция вызревает в их голове, они сразу работают набело, исключая этап эски- зирования, переводят свои замыслы в чертежи. Проследить методику поиска идей в этом случае трудно, но эффект такого подхода в архитек- турном проектировании очевиден.

Как бы ни различались между собой методы и приемы формиро- вания проектного замысла, большинство зодчих начинают проектиро- вание с эскиза. «Эскиз» как профессиональный термин присутствует в архитектурных словарях всех стран, и все архитекторы, говоря об эс- кизировании, легко понимают друг друга.


Каждому специалисту понятно, что эскизирование – сложный про- цесс со своими стадиями развития. В нашей стране принята следующая классификация эскиза: эскиз-идея – поиск основных контуров образа будущего объекта; фор-эскиз – углубленная эскизная разработка идеи объекта; рабочий эскиз – эскизная разработка всего состава проекта, эскизы проектных чертежей.

На стадии эскиз-идеи первоначальный образ настолько обобщен, что его содержание может быть выражено графическим изображением в виде знака, криптограммы, напоминающей иероглиф. Это первона- чальная, лаконичная и элементарная форма изображения идеи, затем все более укрупняется и уточняется в рисунках, обрастающих все боль- шим числом деталей.

Начальное, расплывчатое представление автором образа своего будущего сооружения и окружающего пейзажа вызывает и нечеткость изобразительной техники. Графика представлена в виде сгустка кривых и прерывистых линий, неоднократного наложения штриха на штрих. В процессе работы над идеей фасадов линейный рисунок очищается от сгустков и пятен, становится более информативным и ясным. Это указывает на то, что общие контуры идеи оформились и их можно раз- вивать и уточнять дальше на стадии фор-эскиза.

Целью фор-эскиза является определение всех параметров идеи объекта, необходимых для его дальнейшей проектной разработки. На этой стадии происходит качественное уточнение авторского замысла. Если идея объекта еще не сформировалась окончательно, то выполня- ется разработка ее вариантов. Альтернативная вариативность позво- ляет не только расширить границы видения проектного решения, но и вносить коррективы в изображение до тех пор, пока идея в фор-эски- зе не достигнет требуемого качества.

Специфика графики фор-эскиза заключается в том, что автору необходимо одновременное понимание и достижение различных це- лей – исполнение эскиз-идеи как поиска идей проектной темы и путей развития этих идей в фор-эскизах. Развитие идей предполагает более высокую степень конкретности изображения, которая заключается не столько в усложнении графической техники, сколько в более полной информативности объекта, отраженной в его деталях и связях с окру-


жением. Чем конкретнее становится замысел, тем яснее и полнее изби- раются графические средства для его изображения.

Фор-эскиз является базой для рабочего эскизирования, цель кото- рого – выяснение композиции проектных чертежей или их комплек- сов. В проектировании рабочий эскиз играет роль подсобной графики, выявляющей не только параметры проектируемого объекта, но и осо- бенности его изображения в чертежной графике.

В архитектурной практике известны две разновидности рабочего эскиза. Первая разновидность – это эскизный чертеж, который мо- жет быть выполнен от руки или с помощью чертежных инструментов с учетом масштаба или без такового. Для него характерны: разметка осей изображаемых пропорций здания, применение толстых линий об- водки, отображение лишь самых характерных очертаний объекта. Вто- рой разновидностью является рабочая схема проектной экспозиции, в которой отражен момент, когда необходимо решить, какое количест- во чертежей требуется для раскрытия проектного замысла. Оно зависит от тематики, стадии и объема проектной работы, от культурного уров- ня заказчика. Идея демонстрации проекта формируется в процессе эс- кизирования и выполняется в линейной графике в виде лаконичных схем-набросков, определяющих главное и  второстепенное.

У каждого проектировщика со временем вырабатывается своя ин- дивидуальная манера эскизирования. Тем не менее существуют общие требования к технике исполнения  эскизов.

В работе над эскиз-идеей, когда представление об объекте еще расплывчато, целесообразно применять простые и цветные каранда- ши, уголь и сангину, авторучки и фломастеры. Удобно эскизировать на небольших листах, которые можно расположить рядами, сравнивать между собой полученные результаты и отбирать лучшее.

В работе над фор-эскизом, когда композиционные и пластичес- кие параметры образа более определенны, применяются инструменты и бумага, позволяющие получать качественное линейное изображение. С помощью линейной графики легче обозначить эскизные контуры фасадов, планов, разрезов и перспективных рисунков, раскрывающих архитектурные особенности объекта.

В разработке рабочего эскиза применяются инструменты, с помо- щью которых можно получить обобщенно выразительное изображение,


легкое для восприятия и удобочитаемое. В соответствии с характером инструментов подбирается качество бумаги.

Процесс эскизирования требует большой самоотдачи от автора, предельного напряжения его творческих сил и собранности. Качест- венное эскизирование возможно лишь тогда, когда мысли выражаются с наибольшей свободой и активностью, когда авторская фантазия рас- кованна и бескомпромиссна.

Вывод. Качество эскизирования, которое в большинстве случа- ев выполняется автором от руки, имеет огромное значение для всего дальнейшего хода проектирования. От глубины этого рукотворного поиска зависит в конечном итоге качество реализации архитектурного объекта. Архитектурная идея должна будет материализоваться в объект, предназначенный для жизнедеятельности людей во всей сложности его функциональной, конструктивной и художественной структуры. Такая масштабность задач налагает на зодчего большую ответственность за уровень эскизирования.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: