Компьютерная графика как средство отображения визуальной информации в автоматизированном

Проектировании

Компьютерная графика представляет собой совокупность автома- тизированных операций, которые предваряются кодированием графи- ческой информации в виде алгоритмов. Алгоритм – точное представ-


ление, назначающее определенную последовательность выполнения операций и действий, результатом которых является решение данной проектной задачи.

Система автоматизированного проектирования, как и процесс компьютерной графики, представляет собой органическое соединение двух частей. Первая часть – чисто техническая, состоящая из цифро- вой вычислительной машины – персонального компьютера, устройств ввода исходной информации – сканера и вывода графических изобра- жений в виде чертежей – цветных и черно-белых принтеров. Вторая часть – программно-математическая, базирующаяся на алгоритмах, определяющих как смысловое содержание, так и последовательность процедур автоматизированного проектирования.

В процессе построения графического изображения большое зна- чение имеет искусство диалога и содержательность отношения «опе- ратор – компьютер». От того, насколько оператор знает тот или иной программный пакет автоматизированного проектирования, грамотно владеет техникой ввода графической информации или ее построением и обработкой, зависит качество и информационная емкость исполняе- мой компьютерной графики.

Компьютерная графика как средство визуальной коммуникации отличается от традиционной или рукотворной архитектурной графи- ки. Для традиционной графики характерна ее способность отразить яркость, индивидуальность, образность и графическое своеобразие авторской трактовки излагаемой изобразительной информации. Чем ярче авторская манера графического изображения, тем активнее зри- тельское восприятие проектной информации. К недостаткам тради- ционной графики следует отнести неизбежную многозначность ее восприятия, что порождает разночтение, неоднозначное толкование представленной изобразительной информации.

Методы автоматизированного проектирования вносят поправки в сложившееся представление о работе архитектора. Раньше он не только искал и разрабатывал проектную идею, но зачастую в той или иной мере участвовал в исполнении основных проектных чертежей. Современные архитекторы относятся к компьютеру и множительной технике как к чрезвычайно полезным вспомогательным инструментам проектирования, существенно облегчающим их  труд.


В целом компьютерная графика используется архитектором в сле- дующих основных случаях. Во-первых, для эскизной разработки вари- антов планировочных схем в градостроительном проектировании, для построения поисковых вариантов объемно-планировочных решений архитектурных объектов, их фасадов или их фрагментов в объемном проектировании. Во-вторых, экспозиционная компьютерная графика используется для построения и демонстрации ортогональных, аксоно- метрических или перспективных графических изображений, которые могут быть выполнены в черно-белой линейной графике, в тоне или цвете. И в-третьих, компьютерная графика используется для построе- ния комплекса рабочих чертежей.

За последнее время в архитектурном черчении, рисунке, в офор- млении книг, в плакатном и рекламном искусстве активно ощущает- ся прямое воздействие компьютерной графики. Ее применение зна- чительно повлияло на стиль архитектурных чертежей. Это связано в первую очередь с лапидарной простотой чертежа, выполненного на компьютере, а также со знаковой выразительностью изображений, ко- торые побуждают архитекторов к созданию особого стиля изображения

«под машинную графику».

Этот процесс несет в себе черты как явных достоинств, так и очевид- ных недостатков. С одной стороны, любое бездумное подражание в ру- ках малоопытных людей становится лишь манерностью, так как в основе этого явления не понимание позитивных стилистических особенностей компьютерной графики, а ее поверхностное копирование. С другой сто- роны, аскетичность и точность стиля линейной компьютерной графики сообщает чертежам, схемам и рисункам новые выразительные признаки, очищает изображение от всего лишнего и несущественного.

Особое значение приобретает шрифтовое оформление как архитек- турного чертежа, так и дизайнерской графики. Машинописный шрифт легко читается, его удобно моделировать. Преимуществами машино- писи являются модульность ее текстовых поверхностей по вертикали и горизонтали. Это позволяет легко рассчитывать величину шрифто- вой полосы, композицию шрифтовых текстов и надписей. Кроме того, стилистика машинописного текста сообщает чертежу деловой, совре- менный характер созданного документа.

Следует отметить, что широкое внедрение в проектирование авто- матики – сложное многоплановое явление. Само по себе освоение тех-


ники компьютерной графики не приводит к положительным эффек- там, если этот процесс не будет должным образом осмыслен как часть комплексных изменений как в сфере обычного, так и автоматизиро- ванного проектирования, в области работы над проектной архитек- турной графикой. Важно развивать и распространять новую культуру качественных оценок графических материалов, добиваться понимания общности критериев к информативности и визуальной емкости любо- го элемента чертежной экспозиции, выполненных как методами ком- пьютерной, так и рукотворной  графики.

Можно предположить, что компьютерная графика будет укреплять свои позиции. Найдутся пути повышения ее изобразительной эффек- тивности и расширения палитры графических средств и приемов. Кро- ме того, в сочетании с рукотворной, кино- и видеоинформацией ком- пьютерная графика может привести к новым качественным эффектам, расширяющим возможности архитектурной графики до невиданных ранее пределов.

В этом случае общая культура архитектурной графики может под- няться до уровня общепонятного графического языка, который может стать неким международным эсперанто, стирающим границы в комму- никативном общении между специалистами разных стран, между про- фессионалами и зрителями, не обладающими специальной професси- ональной подготовкой.

Вывод. Компьютерную графику отличает универсальность изобрази- тельного словаря. Все чертежи, изготовляемые с помощью компьютер- ной графики, вычерчиваются с использованием стандартной палитры графических средств, универсальной гаммы изобразительных символов, обозначений и знаков. Эти черты сообщают ей почти абсолютную яс- ность. Более того, в изображения, выполненные в компьютерной гра- фике, можно в любой момент вносить поправки, повышающие или понижающие степень информативной емкости языка. Это значительно облегчает коммуникативный диалог со зрителем разного уровня культур- ной и профессиональной подготовки. Иначе говоря, проектные матери- алы могут иметь такую степень информативности и понятности графи- ческого языка, которая будет адресована специально либо архитектору и инженеру, либо заказчику и рядовому потребителю.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: