В основе электронно-вычислительной техники лежит главное ус- тройство – электронно-вычислительная машина (ЭВМ) или компью- тер. Слово «компьютер» означает «вычислитель».
Первые компьютеры создавались как устройства для вычислений, т. е. как усовершенствованные автоматические арифмометры, кото- рые позволяют проводить без активного участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции – программе. Кроме того, для хранения данных, проме- жуточных и итоговых результатов вычислений компьютеры содержат хранилища информации – память.
Представление информации в компьютере происходит с помощью кодировки символов – через соответствие между набором букв и чис- лами в двоичной системе счисления. Единицей информации в компью- тере является один «бит», т. е. двоичный разряд, который может прини- мать значение «0» или «1». Восемь последовательных битов составляют
«байт». Более крупными единицами информации являются «килобайт» (Кбайт), равный 1024 байтам, «мегабайт» (Мбайт), равный 1024 Кбай- там, и «гигабайт» (Гбайт), равный 1024 Мбайтам. К примеру, если на странице в среднем помещается 2500 знаков текста, то 1 Мбайт – это примерно 400 страниц, а 1 Гбайт – 400 тыс. страниц.
|
|
Сейчас большинство компьютеров по своему устройству и работе соответствуют принципам, сформулированным математиком Джоном
фон Нейманом в 1945 г. Согласно фон Нейману, компьютер должен иметь следующие устройства: арифметико-логическое устройство, выполняющее арифметические и логические операции; устройство управления, организующее процесс выполнения программ; запоми- нающее устройство, или память для хранения программ и данных; внешние устройства для ввода-вывода информации. В современных компьютерах первые два устройства, как правило, объединены в еди- ное – центральный процессор.
Для работы компьютера необходимо составить программу, меняя которую можно превратить его в рабочее место бухгалтера или редак- тора, художника или конструктора. Программы, работающие на ком- пьютере, можно разделить на три категории. Системные программы – выполняющие вспомогательные функции, к примеру, драйверы или программы-оболочки (операционная система Windows), вспомогатель- ные программы (утилиты). Прикладные программы: табличные про- цессоры, редакторы документов, графические редакторы, издательские системы, программы подготовки презентаций, программы для анима- ции и видео, системы автоматизированного проектирования (САПР). Инструментальные системы (системы программирования), обеспечи- вающие создание новых программ для приложений типа «клиент-сер- вер» или использования глобальной электронной сети Internet.
|
|
Большинство современных компьютеров являются совместимыми персональными компьютерами (сокращенно IBM PC). В них заложен принцип «открытой архитектуры» – возможность сборки из незави- симо изготовленных частей аналогично детскому конструктору. Одна- ко возможности IBM PC все же ограничены, поэтому они могут быть дополнены другими типами компьютеров: мэнфреймами или боль- шими ЭВМ, супер-ЭВМ, рабочими станциями, компьютерами типа Macintosh, мини-ЭВМ.
Обычно персональные компьютеры IBM PC состоят из трех стан- дартных частей: системного блока, клавиатуры и монитора. К допол- нительным устройствам относятся: внешние – принтер для вывода на печать текста или графического изображения, мышь – устройство, облегчающее ввод информации, и джойстик – манипулятор для игр; внутренние – модем или факс-модем, дисковод для компакт-дисков,
флэш-карта для хранения данных, звуковая карта для воспроизведе- ния и записи звуков.
Выпускаются компьютеры как в «настольном», так и «блокнотном» (ноутбук) исполнении. В ноутбуке все части – системный блок, мони- тор и клавиатура – заключены в один корпус.
В настоящее время большинство компьютеров используются не изолированно от других компьютеров, а постоянно или время от вре- мени подключаются к локальным или глобальным компьютерным се- тям для получения той или иной информации, посылки и получения сообщений и т. д. Локальные сети (сервер и рабочие станции) позво- ляют обеспечить коллективную обработку и обмен данными, совмест- ное использование программ, принтеров, модемов и других устройств. Internet – это общемировая совокупность компьютерных сетей с об- щим адресным пространством. Она включает электронную почту, теле- конференции, серверы новостей и файловые серверы.
Деятельность современного проектировщика, его творчество не- возможно представить без использования полиграфических компью- терных издательских систем. Они представляют собой комплекс, со- стоящий из персональных компьютеров, сканирующих, выводных и фотовыводных устройств, программного и сетевого обеспечения, ис- пользуемых для набора и редактирования текста, создания и обработки изображений, верстки и изготовления оригинал-макетов, фотоформ, цветопроб, т. е. для подготовки издания к печати.
Компьютерные издательские системы своим появлением и раз- витием в полиграфии обязаны трем основным факторам. Во-первых, персональному компьютеру, позволяющему вести работу по созданию текстов и графических изображений, их набору, верстке, обработке чер- но-белых и цветных изображений, подготовке к графическому оформ- лению. Во-вторых, графическому интерфейсу, дающему возможность отображать на экране шрифты и графику в том виде, в котором они будут в издании. И в-третьих, языку PostScript, позволяющему исполь- зовать единую программную базу для различных выводных устройств – принтеров, лазерных экспонирующих выводных устройств, плоттеров, устройств записи слайдов и цветопробы.
Структура полиграфических компьютерных издательских систем не изменилась с начала ее появления и включает наборную станцию,
сканеры, станции верстки, станции подготовки графического матери- ала, фотовыводные и печатающие устройства.
Неотъемлемой частью компьютерной издательской системы сле- дует считать специализированное программное обеспечение. Для ар- хитекторов и дизайнеров это программы САПР, которые используются для детальной разработки предметов реального мира. Сегодня широ- кое распространение получили программы САПР высокого уровня: AutoCAD и ArxiCAD. Поскольку эти программы предназначены для графического представления архитектурных и дизайн-объектов, их графические возможности обычно достаточно широки. Это очень мощные и гибкие системы с большим количеством разнообразных вы- сокоточных функций. Есть и более простые специализированные про- граммы, разрабатываемые для определенных целей и задач, например для планирования интерьеров или разработки ландшафтных проектов. Большинство программ САПР имеют каркасный режим проекти- рования, когда все объекты отображаются только контурами. Работа в каркасном режиме, без заполнения контуров сплошным цветом или узорами, очень эффективна, она идет быстрее, поскольку отображать
|
|
чертежи или рисунки на экране компьютера проще.
Все системы САПР высокого уровня способны создавать как двух- мерные (на плоскости), так и трехмерные (в объеме) изображения. Трехмерное моделирование очень наглядно. Оно необходимо для про- ектирования физических объектов в таком виде, как они выглядят на самом деле. Чтобы детально рассмотреть трехмерные модели с разных сторон, их можно вращать на экране компьютера. Кроме того, для уси- ления реалистичности объекта к изображению можно добавить цвет- ные и теневые детали, задать тот или иной материал.
В большинство систем САПР можно импортировать графические изображения, созданные другими программами. Это могут быть изоб- ражения из других систем САПР, векторные изображения, созданные пакетами для подготовки иллюстраций или растровыми рисунками, которые созданы растровыми редакторами или сканерами. Большинс- тво программ САПР позволяют экспортировать изображения в богатом разнообразии форматов, что делает их доступными для использования другими программами и пользователями.
Для эффективной работы САПР важно знать и уметь пользовать- ся графическими возможностями настольных издательских систем. Способность манипулировать графическими объектами у разных на- стольных издательских систем различна, но многие их характеристики схожи. Существует определенный набор функций машинной графики, которые поддерживаются большинством программ создания и редак- тирования изображений.
|
|
У некоторых издательских программ имеются средства для созда- ния машинных графических объектов с нуля. Программы редактиро- вания графических изображений архитектурных объектов и их визуа- лизации существуют самых разных форм и размеров – от примитивных редакторов до профессиональных систем на рабочих станциях. Все они имеют один общий признак: каждая предназначена для создания средствами машинной графики визуального изображения строго опре- деленного вида. Чем бы ни было это изображение – простой копией какого-либо архитектурного объекта или его трехмерной реалистичной моделью – оно необходимо только для достижения одной цели – до- нести до зрителя требуемую визуальную информацию.
Вывод. Хотя компьютеры изначально создавались лишь для числен- ных расчетов, скоро оказалось, что они могут обрабатывать и другие виды информации, поскольку представлены одной формой – число- вой. Для обработки различной информации на компьютере надо иметь средства для преобразования того или иного вида информации в чис- ловую форму и обратно. Сейчас с помощью компьютеров производятся не только математические и инженерные расчеты, но и подготавлива- ются к печати книги, создаются графические изображения, кинофиль- мы, музыка, осуществляется управление заводами и космическими кораблями. Компьютеры превратились в универсальное средство для обработки всех видов информации, используемой человеком.