Иван Константинович Айвазовский

(1817-1900)

Он родился в погожий летний день в армянской семье Константина Айвазовского. И назвали его Ованесом – Иваном по-русски. Детство мальчика прошло в бедности – отец разорился. Однако способности Ивана были замечены рано. Он взял кусок угля и стал рисовать на белой стене своего дома гордо плывущий корабль. Отец увидел эти рисунки и не стал ругать его за измазанную стену, но дал бумагу, карандаши и сказал «Рисуй». И он рисовал совершенно самозабвенно. Юному художнику просто повезло – ему встретился меценат, Архитектор Кох. Оценив его талант, Кох стал учить мальчика перспективе, рисованию, дал ему необходимые материалы. Затем с работами Айвазовского знакомится градоначальник и направляет их в Петербург с ходатайством о принятии юноши в Академию художеств. И в 1833 г. он был принят. Президент Академии посоветовал Айвазовскому написать для традиционной академической выставки пейзаж моря. Ученик блестяще с заданием справился, создав полотно «Этюд воздуха над морем».

В 1837 году он пишет «Штиль в Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте», за которые удостоился большой золотой медали и звания художника. Совет Академии решает оправить Айвазовского за границу для изучения классических образцов европейского искусства. Естественно, это была Италия. Венеция его просто сразила. Айвазовский усердно копирует классику, созерцает красоты итальянских городов и итальянской живописи. Но не только Италию, а еще Германию, Францию, Испанию и Голландию увидит русский художник. Он всюду будет выставлять свои картины и иметь везде успех. В это время известны его холсты «Десант Н.Н. Раевского у Субаши», «Вид Севастополя», «Неаполитанская ночь», «Буря», «Хаос», «Лодка черкесских пиратов», «Тишь на Средиземном море», «Остров Капри» и другие. В 1843 году он приглашен на Парижскую выставку – в славный Лувр. Успех был полнейший.

А потом начались многочисленные путешествия. Он побывал в Лондоне, Лиссабоне, в Гренаде и Барселоне, Гибралтаре и Мальте. И всюду он рисует, рисует.

В 1844 году в Амстердаме двадцатисемилетнего русского художника Айвазовского выбирают членом амстердамской Академии художеств. Он возвращается на родину в лавровом венке европейской славы. А в 1844 году Айвазовский получил звание академика и был приписан к Главному морскому штабу в звании «первого живописца» с правом носить мундир Морского министерства. Ему поручают писать виды русских портов – Кронштадта, Петербурга, Ревеля, Петергофа, Гангута… Столичная жизнь и суета отвлекали художника от дела. Он решил уехать в Крым, в Феодосию.

В 1850 году он пишет свою известную картину «Девятый вал». Ее знают все – помнят дикие громады волн и крошечную группу людей, терпящих кораблекрушение. Сила слабого человека противостоит силе буйной стихии.

Он пишет картины, посвященные легендарным победам русских кораблей. Среди них – «Наваринский бой», «Оборона Севастополя», «Гибель английского флота у Балаклавы». Все они прославили русский флот.

В 1857 году на Парижской выставке «Четыре богатства России» Айвазовский получил орден Почетного легиона. За свою жизнь Айвазовский провел более 120 выставок, оставив нам целую «энциклопедию моря». В 1887 году Художник отпраздновал свой пятидесятилетний юбилей жизни в искусстве. Он был одним из первых, кто проводил художественные выставки в провинции. Он же открыл в Феодосии первую художественную школу и картинную галерею на свои средства.

Почему картины Айвазовского всегда были и остаются столь популярными? Возможно, что ответ будет только одним – художник любил красоту природы и мог ее передать на холсте. Он словно общался с морем и учил этому общению других.

 

Девятый вал.   Буря.   Хаос.(Сотворение мира)
Наваринский бой.   Радуга.   Десант Н.Н.Раевского у Субаши  

 

Исаак Ильич Левитан

(1860 - 1900 гг.)

Его называли певцом русской природы. Русский пейзаж очень хорош у Левитана. Его дали как-то особенно зовущи. Его тишина – особенно печальна. Его просторы говорят о первозданности природы. В его полотнах много какого-то личностного одиночества наедине с природой и Россией.

Будущий художник родился в деревне Кибарты Ковенской губернии на западной границе Российской империи, в семье бедного станционного смотрителя. Он жил среди тех, кто занимался ростовщичеством и торговлей. Он жил в еврейской среде. Его дед был раввином.

Маленький Исаак не любил суеты. Он часто бродил по окраинам, любовался закатом и ждал появления первой звезды. Он был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с природой. Дома сидеть не любил, а в семье его считали не вполне нормальным ребенком. Он мечтал о красивом и огромном мире. Он рос лириков вопреки своему окружению. Семья между тем страшно бедствовала. И тогда отец решился на риск – уехать в Москву. В Москве остановились на Солянке, в огромном доме. Комната была тесной и темной, чадила керосиновая лампа. В Москве было холодно и тоскливо. Вспоминались Кибарты с их просторными далями. Исаак пошел в школу. Он постепенно привыкал к большому городу, стал замечать, что Москва красива.

В 13 лет он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему удавались «художественные занятия», где его успехи всегда отмечались. Но в это время умирает его мать, а вскоре умирает и заболевший тифом отец. В 17 лет он остается абсолютно нищим. Его исключают из училища за неуплату за обучение. И все же друзья-студенты находят для него нужную сумму, и Левитан продолжает образование. Училище освобождает юношу от платы за обучение. Он и ночевал, скрываясь от сторожа, здесь же, на верхнем этаже. Дома или своего угла у него не было. Через некоторое время А.К.Саврасов взял Левитана в сою мастерскую. Счастью его не было предела. Левитан отныне – преданный ученик Саврасова. Первая выставка, в которой участвовал Левитан, состоялась в 1877 году. Высокую оценку критики получили его работы «Осень» и «Заросший дворик». Начало было блестящим. Его путь тоже вполне определился – он станет писать «портрет русской природы». В 1879 году он живет в подмосковной Салтыковке, ежедневно ездит в Москву на «чугунке» и упорно работает.

И его усердие было вознаграждено. Третьяков заметил молодого пейзажиста. Приобрел его картину «Осенний день. Сокольники» за 100 рублей. Художнику 19 лет и он должен зарабатывать себе на жизнь. Поэтому он ежедневно писал картины для скупщика, малевал базарные пейзажи. И снова везение – знакомство с Саввой Мамонтовым, который пригласил Левитана писать декорации совместно с В.Васнецовым к опере «Русалка» Даргомыжского. Премьера оперы прошла блестяще. За работу Левитан получил сумму достаточную для поездки в Крым. Он писал суровый Крым, и его 50 крымских этюдов составили ему успех в Москве. Он прославился как пейзажист. Несчастная любовь к молодой художнице Софье Кувшинниковой заставляет Левитана бежать от светской жизни и поселиться на Волге.

1880-е годы считаются самым лучшим и плодотворным периодом в творчестве художника. Он пишет «Вечер на Волге». Он пишет простор, волю и свободу, что соответствовало богатырскому размаху реки. Левитан «открыл», как все считают, этот заштатный волжский городок – Плес. Левитан пишет румяный вечер, реку, объятую закатом. Он пишет таинственную мирную старину. Пишет «Березовую рощу», и «После дождя. Плес», «Заросший пруд». Картина «Вечер. Золотой Плес» была изумительна. Тут все со всем переплетено – в неком золотом мареве купаются вода и небо. По берегу Волги стелется вечерний туман. Радость дня и грусть вечера словно переплетаются друг с другом. Эта красота молчалива и чиста.

Он уедет в Москву и вновь вместе с Кувшинниковой возвратится на Волгу. Ему теперь пишется легко и хорошо. Теперь это Юрьевец. Древний город старых легенд. Там он наткнулся на старый монастырь. Родилась картина «Тихая обитель» - многоголовая церковь утопает в зелени в закатных лучах. И все тут жизнерадостно.

Живописец Поленов рекомендовал его передвижникам – Левитан поехал в Петербург на торжественный обед Товарищества, где и был принят в его ряды. Он теперь постоянно участвует в ежегодных выставках передвижников.

На следующее лето Левитан вместе с Кувшинниковой поселяется на даче в Тверской губернии, в затишье. Там недалеко была запруда, окутанная легендой об утопленной дочери мельника. Все лето художник работает над картиной «У омута». А в 1892 году он живет в деревне Городок близ Болдина Нижегородской железной дороги. Там рождается картина «Владимирка» - картина о дороге печали, о дороге каторжников.

В марте 1894 года Левитан едет за границу – Вена, Ницца, Париж…Там он остро понимает, что «нет лучшей страны, чем Россия!» Вернется он домой осенью и будет много писать. Его полотна получаются светлыми – «Март», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень».

Вершинной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода». В полой воде, затопившей деревья, избы, тихо покачивается пустая лодка, тянутся вверх, в немыслимую высь, ветки еще голых деревьев.

Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков. Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона», на следующий год академиком живописи, приглашают руководить пейзажным классом в училище, которое когда-то сам закончил.

Левитан много работает, но его недуг (тяжелое заболевание сердца) становится все сильнее. В конце июля 1900 года сердце Левитана остановилось. На похороны из-за границы приехал Серов, а Нестеров в далеком Париже выстоял траурный пост у его работ на Международной выставке в Париже.

 

Весна. Большая вода.   Март.     Тихая обитель.  
Вечер. Золотой Плес.   Свежий ветер. Волга     Владимирка.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: