Гомосексуализм (1991 г.)

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД

Проработать главу из учебника. Этого достаточно. Высылаю немного структурированный материал с моими некоторыми комментариями. Комментарии в ходе ответа лучше не использовать – идите по идеальной схеме.

Основные положения Некоторые комментарии, их в ответе приводить НЕ НАДО!!!!

Использование в психогенетических исследованиях: Если молекулярные основы формирования и регулирования интересующего признака известны, то использование Близнецового метода не актуально.

Но когда таких данных (в т.ч. и на модельных объектах) нет, то Близнецовый метод может помочь в ответе на вопрос о том, какие факторы (генетические или средовые) вносят основной вклад. Близнецовый метод не поможет в ответе на вопрос о механизмах формирования признака, о количестве генов, контролирующих признак и т.д..

НО: Для психологов в их практической работе данные близнецового метода действительно актуально (с кем работать – с клиентом (исправить) или с его окружением (как принять).

Биологические основы появления мон- (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов.

(см. учебник)

Как отличить моно – от ди- 1. У моно – один пол   2. Сходство по морфологическим признакам   3. Сходство по молекулярно-генетическим маркерам. Обязательно – много признаков для анализа   4. У моно – одна плацента (но далеко не всегда это можно посмотреть и почти никогда не смотрят) 5. Гистосовместимость (это можно проверить только при операционных действиях, проверять ее ради интереса никто не будет). Актуально при поиске доноров тканей и органов.  МЗ – идеальные доноры. Как и на первом нашем занятии поговорим про исключения, т.е. о том, что природа может нам подкинуть неожиданные (и редкие!) сюрпризы.  1. Пол. Да. моно должны быть одного пола. Это очевидно.  НО: если произошло у зиготы ХУ в митозе нерасхождение по хромосоме У, а потом из этих клеток стали развиваться монозигные близнецы, то один будет ХУУ (мужчина, нормальный), другой – Х0 (женщина, синдром Шерешевского-Тернера).   2. А если нерасхождение по 21 хромосоме при втором митотическом делении (т.е. образуются 4 клетки, развиваться будут потом 3 из них): один ребенок будет нормальным, другой – трисомик по 21 хромосоме (Даун) Клетка с моносомией по 21 не будет участвовать. Разумеется, внешне два ьаких МЗ будут сильно отличаться.   3. Существует такое явление как химеризм. Клетки одного плода с током крови попадают в тело другого плода и участвуют в закладке тканей. Т.е. может быть одинаковые характеристики у реально различающихся дизиготных близнецов. Случаи крайне редкие. При подозрении необходимо брать образцы разных тканей.     ИТОГО: в каждой из пар близнецов могут быть какие-то «интересные» варианты, но при вовлечении в анализ большого количества пар близнецов такие отклонения нивелируются. Т.е очень важны большие выборки пар МЗ и ДЗ.    
Основное положение Б.М. - у МЗ и ДЗ одно время рождения, одинаковая среда развития - МЗ одинаковые генетически, ДЗ генетически разные - поэтому сравнение между собой МЗ и ДЗ будет отражать генетический вклад в формирование признака. НО: Еще в утробе матери между близнецами идет борьба за положение, питательные вещества. В ряде случаев это приводит к замиранию развития одного из эмбрионов. Один из крайних случаев – один из близнецов остается в виде тератомы на теле оставшегося развивающегося близнеца. В постэмбриональный период всегда будут идти психологические столкновения по вопросу лидерства и т.д. Но все равно идеальной модели существовать не может, работаем с тем, что есть, но в голове держим понимание условности.
Характеристики Конкордантность – это процент сходных пар. К дз = (число сходных пар среди ДЗ / общее число пар ДЗ)   х 100% Также и для МЗ   Особенности анализа редко встречающихся признаков (болезни, редкие отклонения в поведении). Из анализа исключаются нормальные пары (их просто не рассматривают). Например: - один близнец сидел в тюрьме, второй не сидел (дискордантные пары) - один сидел, второй тоже сидел – конкордантные пары. - Если бы мы учитывали пары, в которых никто не сидел (конкордантные) – то тогда бы они настолько перевесили, что различия было бы не поймать. Примечание: для всех признаков К МЗ больше К ДЗ (Сложно представить другую картину).  
Коэффициент наследуемости (степень зависимости от генотипа) h2 =Kмз дз / 100-Кдз ( (можно и в долях от единицы)   Считается, что если коэф насл меньше 30, то вклад генотипа незначительный, если от 30 до 60 – вклад средний, cерьезный вклад – более 60%.
  Проверка достоверности различий Прежде, чем делать какие-либо выводы, необходимо сперва статистически проверить – различаются ли достоверно распределения между МЗ и ДЗ. Метод – X2Тоько если выборки МЗ и ДЗ достоверно различаются между собой, можно серьезно относиться к сравнению конкордантности и коэф. Наследуемости.

Еще один вариант близнецового метода: метод разлученных близнецов. Не может рассматриваться, как основной, т.к. разлученные близнецы встречаются крайне редко, большие выборки очень трудно набрать. Но если есть такие пары, они могут быть использованы вт.ч. для проверки выдвинутых предположений (на основании классического метода). В данном случае – оценивается влияние среды на формирование признака у одинаковых генотипов. Т.е. рассматривают МЗ, выросших в разных условиях. Если признак у них проявляется одинаково - то влияние среды минимально, если по-разному – влияние среды высокое. Характеристики: Конкордантность МЗ, выросших в одинаковых условиях, Конкордантность МЗ, выросших в разных условиях. Коэффициент средовых влияний Е= СрМZ(одинак.усл) - СрМZ(разные усл)/ 1- СрМZ(разные усл.) х 100%

 

 

Пример обработки данных (задача)

Проверить достоверность различий между МЗ и ДЗ, найти конкордантность для МЗ и ДЗ, определить коэффициент наследуемости.

Гомосексуализм (1991 г.)

  Сходных пар (конкордантных) (К) (оба да)   Различающихся пар (дискордантных) Д (один гомосексуалист, второй нет)  Σ по строкам Конкордантность Кр = К /К+D
MZ 29 (21)                   a 27 (35)                   b 56 К мз =0,52
DZ 12 (20)          пределяем Конкордантность МЗ и Конкордантность ДЗльше К ДЗ по столбцам и строкам, мы легко вычисляем все остальные классы. если c 42 (34)            d 54 Кдз=0,22
Σ по столбцам 41 69 Общая сумма 110  

1. Метод Х2

1.1. надо для каждого табличного значения найти теоретически ожидаемое в случае, если выборки НЕ различаются между собой по формуле: (сумма по столбцу х на сумму по строке/ разделить на общую сумму (110) 

Теор.значения для a (а+с) х (а+в) / Σ = 41х56/110 = 21.

Если мы знаем теор ожид для а – легко высчитать и все остальные (т.к. суммы остаются постоянными) Все теор. Ожид. приведены в ячейках в скобках.

1.2. Рассчитываем Х2эксперим . Формулу см из первого занятия

Xэксп2= сумма (эксперим – теор.ожид)2/  теор.ожид 

В нашем случае

Xэксп2= (29-21) 2/ 21 + (27-35)2/35 + (12-20) 2/ 20 + (42-34) 2/ 34 = 3 + 3,2+1,8+0,9= 8,9

1.3. Сравниваем с табличным значением. Нужно определить число степеней свободы (число независимых классов). Для анализа табличных данных

           число степ.своб = (число столб-1) х (число строк –1) = (2-1) х (2-1)= 1. Действительно, зная только один класс (одну ячейку) и суммы по столбцам и строкам, мы легко вычисляем все остальные классы.

Смотрим таблицу - Xтеор2= 3,841

1.4. Сравниваем Xэксп2= 3 + 3,2+1,8+0,9= 8,9  >> Xтеор2= 3,841  

Следовательно, различия между МЗ и ДЗ достоверны (не случайны).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: