ГЛАВА1.Трудное военное детство в повести Р.А. Ханталина « Бабушкин дневник»

Автор книги о трудном военном детстве   - наш земляк Ханталин Р.А., кандидат исторических наук, профессор САФУ имени М,В,Ломоносова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член Союза писателей России. Рудольф Афанасьевич родился в д. Заболотье 31 августа 1938 года. Когда началась война, ему было 3 года, а когда она закончилась -7 лет. В повести «Бабушкин дневник» в своей книге«Доля - долюшка» он рассказал о том, как жили взрослые и дети в годы войны. Правда, автор изменил название деревни – она называется в его книге Задвинье. Главный герой – корреспондент, который приезжает в родную деревню, в дом, где прошло его детство, и там он находит бабушкин дневник. Первая повесть в книге так и называется «Бабушкин дневник». Автор в разговоре с нами объяснил, что это произведение художественное, а не документальное, поэтому он изменил название деревни, имена героев. Главный герой повести – Иван Аверкиевич Лаптев – родился за 7 лет до начала войны. Он читает дневник бабушки и вспоминает про своё детство. Автор книги пояснил, что многое из того, что происходило в жизни Вани, происходило на самом деле с ним самим, а кое-что было придумано, чтобы представить себе картину военного детства. Я внимательно прочитала повесть и выбрала материал о том, как жили мои ровесники в годы войны. Вот, что у меня получилось.

Как узнали в деревне Задвинье, что началась война?

Страшное известие о начале войны докатилась до неё 22 июня 1941 года. «Война! Возле сельсовета собралась вся деревня. Посыльный объявил, что фашист идет войной». [1].

Уже через 2 дня мужчин забрали на фронт, а вместе с ними и лучших лошадей. Ваня плакал:

 - Папка, я с тобой хочу. [1].

 Больше он отца живым не увидел. А 28 июня 1941года пришла похоронка. Бабушка плакала, а Ваня обещал, что ей помогать будет. Незадолго до этого утонула его мать. Так что Ваня был круглый сирота. А автор продолжает рассказ на примере его жизни о детях, у которых «война отобрала детство». Как они жили?

Во – первых,  дети ходили в школу. Вот и Ваня 2 сентября 1941 года пошёл в первый класс. Бабушка сшила ему сумку из мешковины с карманами, для книжек, тетрадей и чернильницы. Чернила она готовила ему сама из молока и сажи. Ваня учился хорошо, учителя его хвалили.

Во – вторых,  были в деревне у детей сладости. Это брюквенные или морковные «парушки». Нужно было напарить в русской печи брюквы и насушить, так они готовились. Из русской печки очень вкусные «парушки», а вместо конфет – сушёные. Ваня ими лакомился. [1].

В – третьих, и дети, и взрослые  очень много работали, потому что мужчины ушли на фронт. Колхозные поля засевали вручную.Бабушка Вани пишет в дневнике: «Тяжело только с лукошком -то. И вот рука заболела опять. Плечо ломит. Хоть бы закончить сев». А Ваня в свои 7 лет пас коров вместе с другом.«Нелёгкая жизнь началась у пастушков. Ранними утрами они гоняли отдохнувшее колхозное стадо через деревню.Ваня шёл впереди стада и играл на пастушеском рожке, крепко прижав его к губам». [1].

Описывает бабушка, как убирали хлеб. Почти всю работу делали вручную: «Надо поскорей убрать хлеба. Хороши уродились. Только местами от ветров и дожей полегли. Жнейка весело по полю стрекочет. Мы  снопы вяжем. Зерновые все убраны, стога смётаны, снопы из стогов в гумно везут – их в овине сушить надо …Цепами снопы молотить будем. Зерно отделим от соломы. Провеем зерно на хорошем ветру. В мешки ссыплем и на хранение в колхозный склад.Первая заповедь – сдать государству. Нам по трудодням зерна тоже дадут». [1]. 

 В- четвёртых, отправляли на фронт посылки, хотя сами очень нуждались. Был у Ваниной бабушки  ящичек для посылочки.«Всё берегла его. Положила в ящичек три пары рукавиц, носки шерстяные, да маслица, которое дома сама сбила. Ещё сушёных парушек. Записочку написала. Мол, воюйте сыночки лучше. Ящичек фанерой забила.Два слова написала: Москва фронту. Так и отослала.Знаю, дойдёт». [1].

 В- пятых, школьники старших классов помогали молотить хлеб. Они приходят после уроков прямо на поле. Снопы подавали. Солому, выброшенную молотилкой, школьники граблями оттаскивали, потом укладывали её на сани. На лошадях отвозили  в стога. Иногда с детьми случалась беда, например, мальчик во время молотьбы сунул руку в молотилку  и остался инвалидом. Как и все дети играли. Вечерами, вернувшись с пастбища, Ваня уводил друга Никанора на реку, купаться. Они подолгу булькались на мелководье, у самого берега.

В тех домах, где были домашние животные, растили картошку, продукты питания были. Ваня вспоминает: «Бабушка держала корову, овечек курочек, на огороде росла картошка и другие овощи, пекла шаньги из муки».

Бабушка не зря сказала: «У внуков наших война детство отобрала» [1].  Ваня рано научился выполнять мужскую работу. «На поветях жернова легонечко погромыхивают. Ваня зерно хорошо мелет. Сказал «Бабушка,я сам». В нашем музее имеются ручные жернова, я попробовала их покрутить, это оказалось трудно сделать.(Приложение№2)

 Рассказывается в повести, как в 1946 году был неурожай. «Ржи собрали в половину и сдали всё государству до последнего зёрнышка. А колхозникам по трудодням ничего не дали. Морозы как назло рано. Поэтому картошки мало собрали. Ноне голодно нам жить придётся». [1].

Наконец – то дождались долгожданной победы: «Председатель колхоза вызвал в контору. Народу порядочно. Сам Георгий Андриянович улыбается, говорит «Советская армия победила!» [1].Все радовались, только отец Вани так не вернулся с фронта. И во многие другие дома пришло страшное известие.

Вот так со слов бабушки автор и донёс до нас описание страшных военных событий в деревне Задвинье. На самом деле это происходило в любой северной деревне.

Недавно у нас в ДК выступала Лилия Анатольевна Синцова. Одно стихотворение  она посвятила своей маме, детские годы которой тоже выпали на трудные военные годы. В стихотворении говорится о том, как голодали дети:

Досыта хлеба не едала,

Ей снилось, снилось по ночам,

Как с полки бабка доставала

Тот хлеб с мякиной пополам.

                                                    А разум просит: хлеба, хлеба!

А голод рядышком живёт.

И кажется с овчинку небо,

И подвело совсем живот.

Дети в школу ходили, в чём попало:

Ходила в школу, в чём придётся,

Писала сажей на полях.

И так же ждали, когда вырастут различные корешки, ягоды:

Начнётся лето, всё, что можно

В ребячий валится живот.

Ведь столько травок всевозможных,

Съедобных на полях растёт.

.В стихотворении автор употребляет много просторечных слов: «подвело живот», «валится в живот», «принесёт сытость», а фразеологизм «небо кажется с овчинку» показывает, как тяжело детям было переносить голод. Всё это делает стихотворение понятным. Оно очень грустное.. Мне жалко моих сверстников, которые жили в годы войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: