ГЛАВА 2. Воспоминания «детей войны» о трудном военном детстве

Нам удалось выяснить, сколько «детей войны» проживает в настоящий момент в деревне Заболотье. Их оказалось 13 человек: Анциферова В.В., 1935 г.р., Брагина Г.В. 1943 г.р.,Брагин Л.А., 1936 г.р..Бренчукова З.М., 1937 г.р., Волов Г.А., 1942 г.р., Жигалова Г.М., 1943 г.р.,Колодина С.П., 1936 г.р., Палтусова В.И.,1935 г.р., Пермиловский В.П., 1937 г.р., Пермиловская З.А., 1942 г.р., Ханталин Р. А., 1938 г.р.,Худяков В.Г., 1935 г.р.,Худяков В. И., 1944 г.р.

Некоторые из этих людей проживают в д. Заболотье, а некоторые выехали к своим родственникам. Я побывала у пожилых людей, чьё детство выпало на годы войны,и записала воспоминания:

1.Брагин Л. А., 1936 года рождения.Леонид Алексеевич рассказывал о страшном военном времени. Его отца забрали на фронт в 1941 году, а дома осталось жена и 6 детей. «Жизнь у нас была очень трудная. Я с 6 лет пошёл пасти свиней вместе со своим старшим братом. Это было очень трудное дело, потому что свиньи всё время разбегались и пытались попасть на колхозные поля,а этого допустить никак нельзя. Наша мама работала дояркой, имела очень высокие надои, и однажды ей за хороший труд дали премию телочку, Когда телочка подросла и стала коровой, семье стало полегче жить, появилось своё молоко, масло. сметана, творог, но немного. Большую часть надо было сдать: налог на молоко – 360 л молока, Вспоминал Леонид Алексеевич и про школу с особой теплотой: «В 1944 году я пошёл в первый класс. Обувь была очень плохая. В деревне был сапожник, он и ремонтировал обутку. Учительницу звали Зелянина Клавдия Алексеевна, она была очень добрая, но учила всего год. Потом её перевели работать в роно, ученики даже плакали при расставании. В классе было 36 человек. Уроки делали по 3-4 человека вместе, потому что учебников не хватало. Писали на старых газетах и книгах химическим карандашом при свете лампы. Домой возвращались после школы в 2-3 часа. Дома ели картошку, а хлеб был из ячменя – «житники». Сами готовили «парушки», мыли морковь, резали на кусочки, заливали водой и ставили парить в русскую печку, затем воду сливали и выпивали вместо компота, а морковь сушили. Получались конфеты. Ждали известия о победе все. 9 мая дети шли в школу, на полдороги их остановили. Прямо у конторы был митинг, сколотили трибуну. Выступающие говорили слова о победе, упоминали товарища Сталина. Все были в хорошем настроении. Но и послевоенные годы были голодные, особенно 1947 год. Весной собирали из - под снега гнилушки. Готовили из мороженой картошки «тяпушки.Так и дожили до нового урожая. Играли на деньги - «в остенок» и  выигрывали немного денег. Покупали на эти деньги витамины в деревенском магазине несколько штук. Собирали колоски вместе с учительницей, участвовали в концертах. За хорошую учёбу давали премии: тетрадки Вся жизнь была в труде.

2.) Его жена, Брагина Галина Владимировна, 1943 года рождения, во время войны жила в Верхне-Тоемском районе, их колхоз был очень бедный. Галина Владимировна вспоминает, что постоянно голодали, по деревне  ходили нищие и просили хлеба. А хозяйка спросит: «Вам двуручный или одноручный?» Они обрадуются и просят: «Двуручный». На самом деле это был тоненький кусочек хлеба, его так называли, потому что держать нужно двумя руками, а то он разломится на маленькие кусочки, а нищие думали, что наоборот, это толстый кусок. Мать с утра до вечера была на работе., а дети помогали родителям: носили траву. С 1 класса работали в колхозе, убирали картошку, колоски.

      3)Долгощёлова Евгения Григорьевна,1930 года рождения, вспоминает: «В войну-то худо жили. Налоги платили, как будто отец не на фронте был. Морозы стояли лютые, до 42 градусов. А как в школу – то идти? Была корова. телёнок, овцы и куры. Но надо было сдавать налоги: мяса – 50 килограммов, молока много, яиц, шерсти, зерна – 50 килограмм и картошки тоже. В первый класс пошла, так было три костюмчика. Мама шила всё сама, было много выкроек. Из школы с братьями прибегали голодные, мама картошки нажарит с рыжиками, молочком зальёт, мы всё съедим. Конечно, были детьми, играли. Ходили на реку из глины и песка делали столики, лавки, «пекли» пирожки, а ребята прибегут, у нас всё разломают, Я первый класс закончила и заболела корью, пропустила много. Так и жили. Из школы придём, то колоски собираем, то картошку. Костёр разведём, картошки напечём, сами поедим и домой в подолах притащим. За ягодами в лес ходили, веники заготовляли козам. Окончила 4 –й класс, а больше и не ходила. Война началась. Ходить не в чем было. Утром мама рано разбудит и даст работу, то поле боронить надо, то картошку садить. Так я и работала до 14 лет. А в 15 лет я уж на ферму пошла работать».

4)Ханталин Рудольф Афанасьевич(Приложение № 4), родился в 1938 году. В годы Великой Отечественной войны жил сначала у одной бабушки в деревне Коскошино и тут ходил в начальную школу. В первый класс пошёл в 1944-1945 году. В школу ученики ходили с радостью, потому что была очень добрая учительница Мария Филипповна. Бабушка делала чернила сама из сажи, переливала в пузырёк, и он ими писал ручкой с пером (Приложение № 3). Мела не было, но рядом находился  гипсовый карьер, оттуда привозили гипс, обжигали в печке и им писали на доске. Бумаги не было, писали между строчек старых книг и по краям газет. В классе было немного учеников - всего 10-12 человек. Учительница учила сразу два класса. Отношения между ребятами были хорошие, никогда не дрались, Второй класс пришлось пропустить – не в чем было ходить. Через некоторое время выделили помощь из фондов роно, купили обувь. Переехал жить к другой бабушке в Заболотье после возвращения мамы. Там жили голодно, т.к. мама не могла работать из-за болезни. В школу перешёл учиться в деревню Зачачье, там уже в классах было по 30-40 человек. В начальных классах работал один преподаватель, а в старших – около десяти. Учиться очень интересно, особенно нравились уроки труда. Учебников не хватало, писали, на чём придётся. Домой возвращались часа в два, ели картошку, а хлеба было мало. Особенно голодным был 1947 год, тогда мороз убил картошку и добыть её не могли, поэтому весной, как только появились проталинки, выкапывали эту мороженую картошку и пекли «тяпушки». Так протянули до нового урожая. В пионеры не приняли, потому что были замечания по поведению. С малых лет работали, летом на лошади возил сено. Не всё получалось, два раза падал под лошадь.

А так детство оставалось детством: хотя игрушек не было, играли в прятки, в лапту, в «лунки», ловили рыбу, летом купались в реке. Но трудностей пришлось пережить много.

Из этих воспоминаний можно сделать следующий вывод, что жизнь детей и взрослых в наших северных деревнях была очень трудной во время Великой Отечественной войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: