Участки и отделения депо. Технологический процесс участка для вновь строящихся депо, как правило, организуют по поточно-агрегатному методу. Участок проектируют на два пути, один из которых — сквозной длиной 108 м, другой — тупиковый длиной на одну секцию локомотива. На сквозном пути размещают позиции поточной линии ремонта локомотивов, на тупиковом — рабочие места для непланового ремонта локомотивов с завышенным объемом. Ширина участка принимается равной 80 м из условий размещения поточных линий ремонта сборочных единиц локомотивов (тележек, колесных пар, дизелей и т.д.)
Первую ремонтную позицию на сквозном пути и рабочее место на тупиковом оборудуют: смотровыми канавами; консольными электрифицированными домкратами общей грузоподъемностью 120 т; колонками для слива дизельного масла, топлива и охлаждающей воды; передвижными площадками для кузовных работ; комплектом пневматических (и электрических приспособлений и инструментов для разборочных работ и др.
Смотровые канавы имеют освещение, канализацию, низковольтную линию для подключения переносных ламп и электрических приспособлений, воздухопроводы и др.
Остальные позиции на сквозном пути оборудуют высокими стационарными платформами с локтевыми балками для подвески гайковертов, консольными кран-балками грузоподъемностью 0,5 т, шкафами для инструмента и приспособлений и др. На последней позиции дополнительно к перечисленным устанавливаются колонки для заправки тепловозов дизельным маслом, топливом и водой.
Размеры участка в плане определены из условия размещения на его площади, помимо ремонтных позиций, ремонтных отделений и переходящего запаса крупных сборочных единиц (тележек, дизелей), требующих мостовых кранов большой грузоподъемности.
Демонтажные, монтажные, ремонтные, обмывочно-очистительные, заправочные и подъемно-транспортные работы выполняют с помощью механизированных приспособлений и инструментов, входящих в комплекс механизированного стойла.
Специализированные стойла в локомотивном депо для ТР-1 и ТО-3 располагают на трех путях. Ширина здания 24 м, а длина зависит от серии локомотива и определяется расчётом.
На участке устанавливают кран грузоподъемностью 2 т при высоте участка 10,8 м. Обслуживание и ремонт производят на механизированном стойле.
Техническое обслуживание ТО-2 поездных локомотивов выполняется высококвалифицированными слесарями в пунктах технического обслуживания, как правило, крытых, оснащенных необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом, обеспеченным технологическим запасом деталей и материалов.
Отделения мастерских. В отделениях мастерских производится ремонт снимаемых с локомотивов при ТР-1 агрегатов, сборочных единиц и деталей в объеме, предусмотренном правилами ремонта. Мастерские должны работать на деповские кладовые, обеспечивая в них постоянные неснижаемые эксплуатационные и технологические запасы, позволяющие производить ремонт локомотивов по принципу взаимозаменяемости снимаемых узлов, что в свою очередь дает возможность сократить простой в ремонте, обеспечивая его высокое качество.
Технологические процессы в ремонтных мастерских должны приниматься в соответствии с действующими инструкциями и указаниями, применяемыми в практике локомотивных вагонных депо. Номенклатура и количество устанавливаемого в мастерских оборудования должны приниматься согласно «Табелям основного, подъемно-транспортного, станочного, и технологического оборудования, стендов, приспособлений». Кроме того, в отделениях, должна предусматриваться установка поточных; и конвейерных линий, механизированных участков, позиций и рабочих мест.Сводные данные рекомендуемых норм площадей отделений и участков мастерских локомотивных депо приведены в таблице1.7.
| Таблица1.7 Площади отделений и участков производственных мастерских депо, м2 | |
| Наименование отделений и участков | м2 |
| 1 | 2 |
| Электромашинное | 970 |
| Испытательная станция | 200 |
| Пропиточно-сушильное | 140 |
| Электрической аппаратуры | 180 |
| Электронной аппаратуры | 110 |
| Участок токоприемников | 80 |
| Участок заправки полозов токоприемников твердой смазкой | 35 |
| Аккумуляторное кислотное | 100 |
| Тележечное | 830 |
| Колесно-моторных блоков | 340 |
| Колесное: бандажный участок роликовый участок | 650 80 55 |
Продолжение таблицы 1.7
| Автотормозное | 80 |
| Участок компрессоров | 80 |
| КИП и скоростемеров | 110 |
| Автостопов и радиосвязи | 70 |
| Механическое | 250 |
| Слесарно-заготовительное | 150 |
| Кузнечное | 140 |
| Термическое | 60 |
| Заливочное | 70 |
| Сварочное | 110 |
| Гальваническое | 160 |
| Полимерное отделение | 200 |
| Столярное | 50 |
| Малярный участок | 15 |
| Моечное | 190 |
| Помещение комплексных бригад: при участке ТО-3 и ТР-1 | 70 60 |
| Лаборатория | 110 |
| Санузел | 30 |
| Мастерская главного механика | 100 |
| Экспериментальный участок | 30 |
| Инструментальное | 100 |
| Хозяйственное | 100 |
| Кладовые: строительных материалов | 550 130 |
| Текущего обслуживания электрокаров и электропогрузчиков | 55 |
Продолжение таблицы 1.7
| Участок зарядки огнетушителей | 35 |
| Компрессорная станция | 120 |
Высота отделений мастерских новых депо принимается по условию применения унифицированных железобетонных изделий общесоюзной номенклатуры, а также в соответствии с требованиями технологического прогресса и санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.
При строительстве новых зданий мастерских в отделениях, требующих крановых средств грузоподъемностью до 5 т, устанавливают подвесные краны, при большей грузоподъемности — опорные. В табл.1.8 приведена высота отделений мастерских и грузоподъемность кранов соответственно для локомотивных депо.
Таблица 1.8
| Высота отделений мастерских и грузоподъемность кранов локомотивных депо | |||||
| №п\п | Наименование отделений мастерских | Тип крана
| Грузоподъемность, т | Высота, мм | |
| до головки подкранового рельса | до низа конструкции покрытия | ||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | Электромашинное | Мостовой с кабиной | 10 | 6350 | 8400 |
| 2 | Испытательная станция | Мостовой | 10 | 6350 | 8400 |
Продолжение таблицы 1.8
| 3 | Пропиточно-сушильное | Опорный (во взрывобезопасном исполнении) | 5 | 6350 | 8400 |
| 4 | Электронной аппаратуры | » | 0,2 | — | 6000 |
| 5 | Электрической аппаратуры | Подвесной | 2 | — | 4800 |
| 6 | Секций холодильников | » | 1 | — | 4800 |
| 7 | Фильтров | » | 2 | — | 6000 |
| 8 | Участок полупроводниковых выпрямителей | » | 2 | — | 6000 |
| 9 | Участок токоприемников | » | 0,5 | — | 4800 |
| 10 | Аккумуляторное кислотное, ремонтный участок | » | 1 | — | 4800 |
| 11 | Щелочное, ремонтный участок | Подвесной | 1 | — | 4800 |
| 12 | Зарядная | Подвесной (во взрывобезопасном исполнении) | 2 | — | 4800 |
| 13 | Тележечное | Мостовой с кабиной | 10 | 6950 | 9600 |
| 14 | Колесно-моторных блоков | Мостовой | 10 | 6350 | 8400 |
Продолжение таблицы 1.8
| 15 | Колесное | Мостовой с кабиной | 5 | 6350 | 8400 |
| 16 | Ремонта компрессоров | Подвесной | 1 | — | 4800 |
| 17 | Механическое | » | 2 | — | 6000 |
| 18 | Слесарно-заготовительное | » | 2 | — | 6000 |
| 19 | Кузнечное | » | 2 | — | 6000 |
| 20 | Термическое | » | 2 | — | 4800 |
| 21 | Заливочное | » | 1 | — | 4800 |
| 22 | Сварочное | » | 2 | — | 4800 |
| 23 | Гальваническое | » | 1 | — | 4800 |
| 24 | Мастерская главного механика | » | 5 | — | 6000 |
| 25 | Кладовая с железно дорожным путем | Мостовой | 10 | 8150 | 10 800 |
| 26 | Кладовая без железнодорожного пути | » | 10 | 4000 | 6 000 |
| 27 | Компрессорная | Монорельс с тельфером | 0,5 | — | 6 000 |






