О чем еще так говорят?»

Цели и задачи: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры. Подскажите  о чем еще можно так сказать:

Идет дождь – снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет – девочка, радио.

Горький – перец, лекарство.

Что происходит в природе?».

Цель: закреплять умения употреблять в речи глаголы, согласовывать слова в предложении.

Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на заданный вопрос. Игру желательно проводить по теме.

Пример: тема «Весна».

Взрослый. Солнце что делает? Дети. Светит, греет.

Ручьи что делают? Бегут, журчат.

Снег что делает? Темнеет, тает.

Птицы что делают? Прилетают, поют.

Капель что делает? Звенит.

Кто знает, пусть продолжит».

Цель: развивать умение обобщать и классифицировать.

Задачи: закреплять умение классифицировать животных. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие.

Воспитатель. Насекомое – это…

Дети. Муха, комар…

Что лишнее?» (1-й вариант).

Цели и задачи: развивать слуховое внимание; закреплять знание признаков разных времен года; воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель называет четыре признака разных времени года:

  • Птицы улетают на юг.
  • Расцвели подснежники.
  • Пожелтели листья на деревьях.
  • Идет уборка урожая.

Дети внимательно слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний.

Назови животное, насекомое с нужным звуком».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Задачи: закреплять умение находить по слуху слова с нужным звуком. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель предлагает: придумать насекомых, животных в названии которых встречаются заданные звуки. Например: А, К. (Муха, комар и т. д.)

Кто больше назовет, тот и выиграл.

Что кому нравится?».

Цель: уточнить знания о том, чем питаются отдельные насекомые.

Задачи: закрепить с детьми знания о пище животных. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет животное, ребенок должен сказать, чем оно питается.

Назови трех птиц».

Цель: упражнять детей в классификации птиц.

Задачи: Закрепить с детьми птиц.. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход игры. Воспитатель называет детям птиц. «Птицы перелетные», – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ласточка, стриж, жаворонок». «Птицы зимующие»… «Птицы леса»…

Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Задачи: закреплять умение называть слова, издающие животные, глаголом. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать любовь к животным.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2.Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Кто где живёт?»

Цель и задачи: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

педагог: – Дети:

Кто живёт в дупле? -Белка.

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? -Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в норе? -Лиса.

Кто живёт в логове? -Волк.

Кто живёт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2.

педагог: -Дети:

Где живёт медведь? -В берлоге.

Где живёт волк?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

 

Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Задачи: Закреплять с детьми повадки животных. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– Корова мычит, а овца?

Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Задачи: Учить детей называть существительное к названному глаголу. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети:

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Задачи: Учить детей преобразовывать существительные в относительные прилагательные. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха -меховые

Таз из меди -медный

Ваза из хрусталя -хрустальная

Рукавички из шерсти –шерстяные и т. д.

Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Задачи: закреплять умение называть кем были раньше объекты. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуд – жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: