Тема 4. Античные философия и физика

 

Возникновение и развитие философии в Древней Греции. Эволюция натурфилософских идей (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Проблема первоначала и первоосновы мира. Понятие «архэ». Основные философские идеи милетской школы. Постановка пифагорейцами вопроса о числовой структуре мироздания. Проблема соотношения движения и покоя у досократиков. Диалектические идеи Гераклита. «Путь вниз» и «путь вверх». Эсхатология Анаксимандра и Гераклита. Принцип тождества бытия и мышления у Парменида. Открытие теоретического мышления. Учение о бытии. Апории Зенона Элейского («Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион») и их значение. «Из ничего не бывает ничего». Негеоцентрическая модель устройства мироздания у Филолая. Монистические и плюралистические концепции бытия. «Корни вещей» Эмпедокла и «семена всех вещей» (гомеомерии) Анаксагора. Идея органической целесообразности у Эмпедокла и зачатки концепции панспермии у Анаксагора. Детерминизм и индетерминизм. Эристика софистов. «Человек – мера всех вещей». Метод Сократа (ирония, майевтика, индукция, определение). Учение атомистов об атомах, пустоте, причинности, человеке, познании, происхождении космоса и жизни. Главный закон мироздания. Необходимость как причинность. Случай как прикрытие для присущего людям недомыслия. «Проживи незаметно». Понятие эвтюмии. «Мудрец – мера всех вещей».

Классический период философии античности. Объективный идеализм философии Платона. Онтология, физика и космология Платона. Учение Платона об идеях. Роды сущего. Демиург как мировой архитектор и устроитель космоса. Учения о душе и анамнезисе. Виды наук и виды знания у Платона. Социально-политическая концепция Платона. Философы как правители и проект идеального государства. Энциклопедическая философская система Аристотеля. Критика Аристотелем теории идей Платона. Метафизическая концепция, физика и космология Аристотеля. Проблема континуума и дискретности. Понятие сущего и понятие сущности. Основной закон бытия. Учение о 4-х причинах. Гилеморфизм. Понятия возможности («дюнамис») и действительности («энергейа»). Принцип энтелехии в философии Аристотеля. Телеология в природе у Аристотеля. Пространство, время, бесконечность и движение у Аристотеля. «Все движущееся должно необходимо приводиться в движение чем-нибудь». Актуальная и потенциальная бесконечности. Понятие жизни в биологии Аристотеля. Учение Аристотеля о душе. Корреспондентская концепция истины и проблема доказательства. Научное доказательство. Формулировка логических законов мышления Аристотелем. Силлогизм, его фигуры и модусы. Три рода наук. Учение о государстве Аристотеля, формы политического устройства и их классификация. «Цель человеческого общежития состоит не просто в том, что бы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо». Соотношение мира идей и мира вещей у Платона и Аристотеля. Основные отличия учений Платона и Аристотеля о государстве.

Эллинизм как завершающий этап античной философии. Физика и этика эпикурейцев. Атомизм, множественность миров и пробная случайность Эпикура. Удовольствие как отсутствие страданий и классификация удовольствий. Мнимые страхи, мешающие человеку достичь счастья, и понятие атараксии. Понятие пневмы, физика и этика стоиков. Пантеизм стоиков и учение о строжайшей необходимости и целесообразности мира. Сенека и Марк Аврелий о судьбе человека. «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет». Учение стоиков об аффектах, добродетелях и пороках человека. Счастье как «согласованная» жизнь и понятие апатии. Философия скептиков. Постулат воздержания от суждений о вещах. Десять тропов, ведущих к скепсису. Скепсис Секста Эмпирика относительно критерия истины. Учение неоплатоников о Едином, эманации и способе возвращения человека к праединству.

Роль и значение космоцентричной философии и физики античности в историко-культурном развитии человечества. Концепции космоса Аристарха Самосского и Клавдия Птолемея.

 

Тема 5. Средневековые философия и физика

 

Влияние идей античной философии, Библии и Корана на становление и развитие философии Средневековья. Идея творения как основа средневековой онтологии. Природа и человек как творения бога. Проблема души и тела. Идея откровения как основа средневековой гносеологии. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Учения Августина о бытии, времени, человеке и свободе воли. Концепция «непрерывного творения». Критика Августином положения античных философов, согласно которому ход времени ставился в зависимость от движения небесных светил. Время как мера изменения вещей. Категории настоящего, прошедшего и будущего в учении о времени Августина. Основные функции человеческой души и воля человека как определяющий фактор человеческой деятельности. Божественное провидение и учение о свободе воли. Августин о цикличности процесса понимания. Спор о природе универсалий – реализм и номинализм. Крайний номинализм Росцелина. Крайний реализм и доказательство бытия Бога у Ансельма Кентерберийского. Абеляр о проблеме универсалий. Решение проблемы универсалий Ибн-Синой, Альбертом Больштедтским и Дунсом Скотом. Теория двойственности истины в позднем Средневековье. Система доказательств бытия Бога у Фомы Аквинского. Концептуализм, терминизм, понятие интенции и «бритва» У. Оккама. Два вида знания и два рода наук в философской концепции У. Оккама.

Средневековая теоцентричная философия и разработка теории импетуса в средневековой физике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: