Тема 6. Философия и физика эпохи Возрождения

 

Антропоцентризм и гуманизм – отличительные особенности философии Возрождения. Джованни Пико делла Мирандола о человеке как творце самого себя. Гуманизм и антисхоластическое просветительство Эразма Роттердамского. Особенности пантеистической натурфилософии Н. Кузанского и Д. Бруно. Мистический и натуралистический пантеизм. Представление о мире как огромной космической машине («Машина мира»). Учение о познавательных способностях человека и диалектические идеи у Н. Кузанского и Д. Бруно. Принцип совпадения противоположностей. Сенсуализм и гиллозоизм натурфилософии Б. Телезио. Скептический критицизм, положительные задачи знания и натурализм Монтеня. Методологические идеи Л. да Винчи - «пионера» современного естествознания. Искусство и наука как различные формы познания мира. Принцип тождества микрокосма и макрокосма и основные философские идеи Парацельса. Концепция человека и фортуны, проблема главы государства и отделение политики от морали в социальной философии Н. Макиавелли. Понятие вирту у Н. Макиавелли и роль личности в истории. Социальные утопии эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Идеал справедливого общества, физический и умственный труд, мораль и религия в «Утопии» Т. Мора. Идеал справедливого общества и основные черты города-государства Солнца у Т. Кампанеллы.

Гелиоцентрическая теория Н. Коперника и ее мировоззренческое значение. Новая космология Д. Бруно.

 

Тема 7. Основные особенности новоевропейской философии и физика 17-18 веков.

 

Научная революция и наукоцентризм философии в 17-ом веке. Приоритет гносеологии в философии Нового времени. «Знание – сила». Проблема достоверности знаний. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени как две стратегии развития науки: представители и суть этих стратегий.

 

Тема 8. Иррационализм как философское направление и развитие физики во второй половине 19-начале 20 века

 

Кризис традиционной формы философского знания в середине 19-го века и формирование нового типа философствования – иррационализма.

Иррациональные философские течения. Рациональный научный метод познания человека и христианский предэкзистенциализм С. Кьеркегора. Критика Кьеркегором эссенциализма Гегеля. Максима «или – или» и понятия решимости, выбора, индивидуума. Метод постижения человеческой субъективности. Стадии человеческого существования. Субъективная диалектика С. Кьеркегора на примере анализа библейского сюжета об Аврааме и Исааке. Параллели между философией С. Кьеркегора и квантовой механикой. Волюнтаризм, этика пессимизма и критерий научности знания в философии А. Шопенгауэра. Мир как представление. «Нет объекта без субъекта». Соотношение субординации и координации в научном знании. Проблема достоверности и доказательности в науке. Мир как воля и ступени объективации воли. А. Шопенгауэр о воле к жизни и способе отрицания самой воли к жизни. Наш мир как «худший из возможных миров». А. Шопенгауэр об основе морали. Идея переоценки ценностей и философия жизни Ф. Ницше. Первая заповедь человеколюбия Ф.Ницше. Понятие «воля к власти», идея вечного возвращения и возможные интерпретации концепции сверхчеловека Ф. Ницше. Истолкование как способ «изобретения» своего «мира» человеком. Истина и мораль как заблуждения, полезные для жизни человека как вида. Критика «сократовско-иудейско-христианской» морали. «Бог умер: и мы хотим – пусть живет сверхчеловек». Понятие культуры и цивилизации в философии истории О. Шпенглера. Математический закон как средство для понимания мертвых форм и аналогия как средство понимания живых форм. Критика «тривиального оптимизма». Понятия судьбы и души культуры. Аполлоновская душа античной культуры. Фаустовская душа западноевропейской культуры. История человечества как смена отдельных замкнутых культур.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: