Сельский туризм в России: практика, проблемы и перспективы

По состоянию на 2019 год в стране функционируют около 4500 сельских объектов размещения туристов, из них 3500 сельских гостевых домов и около 1000 агротуристических ферм. Таким образом, количество объектов размещения агротуризма составляет только 22% от общего предложения размещения в сфере сельского туризма.

Согласно экспертному мнению, процентное соотношение зарегистрированных средств размещения к теневым составляет более чем 1 к 3 (среднее значение по стране). Таким образом, по предварительной оценке экспертов, предполагается, что реальное количество функционирующих гостевых домов в стране – около 20 000.

При средней загрузке гостевого дома в 20-22% по году, среднем чеке за размещение и питание в 2000 рублей/сутки, средней продолжительности пребывания 2-3 суток, суммарный годовой доход зарегистрированных сельских гостевых домов в стране достигает примерно 2 млрд рублей. Общий доход рынка гостевых домов в России, по оценкам экспертов, составляет около 8 млрд рублей в год.

Иных объектов сельского туризма (ремесленных домов, мастерских промыслов и ремесел, сельских «музеев традиционного быта», сельских маршрутов, объектов показа, интерактивных программ и т.д.) – около 10 000. Количество проводимых сельских событийных мероприятий в стране – более 7000.

Исходя из приведенной статистики, аграрный туризм составляет лишь около 6% от общего предложения сельского туризма в стране. Это следует принять во внимание при разработке определений сельского и – отдельно – аграрного туризма[13].

Согласно данным органов исполнительной власти субъектов, отвечающих за развитие внутреннего и въездного туризма, количество туристов, посетивших объекты сельского туризма за 2018 год, составляет около 8 млн человек. Средняя продолжительность посещения: 1-3 ночевки. По информации Федерального агентства по туризму, общее число внутренних туристов по России составляет 36 млн человек.

Таким образом, количество потребителей туризма на сельских территориях составляет 22% от числа всех туристов, путешествующих по стране[14].

Негативные факторы, влияющие на ценообразование и количество гостей на селе.

Сводные мнения о факторах, влияющих на количество туристов (по убыванию частоты упоминания):

1. Плохие дороги, трудная доступность, дорогой приезд, очень затратная логистика, высокие цены на услуги.

2. Недостаток информации, рекламы, маркетинга, продвижения.

3. Слабо развитая инфраструктура сельских поселений.

4. Отсутствие подготовленных кадров.

5. Недостаточное количество мест размещения.

6. Недостаточное внимание властей, слабая господдержка, нехватка финансирования.

7. Отсутствие комфортных условий и сервиса.

8. Большая доля теневого рынка.

9. Слабая кооперация.

10. Недостаточная работа властей с сельским населением.

11. Наличие определенных страхов у сельского населения.

12. Отсутствие специализированных НКО по развитию села и сельского туризма.

Подавляющее большинство экспертов и представителей органов власти субъектов Российской Федерации оценивают потенциал развития темы сельского туризма как очень высокий.

 

Глава 2. Сельский туризм в Тульской области


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: