Характеристика туристических услуг. Понятие сельского туризма

На сегодняшний день туризм, как индустрия мировой экономики, является одним из самых динамично развивающихся направлений в бизнесе, приносящим высокий доход. В 2019 году во всем мире было зафиксировано 1,5 млрд туристических прибытий. Рост международного туризма продолжается уже десятый год подряд. Прирост на 4% по сравнению с предыдущим годом говорит о том, что туризм стал одной из самых быстрорастущих и стабильных отраслей мировой экономики.

Как отмечается, рост международного туризма в 2019 году наблюдался во всех регионах мира. Однако он оказался ниже ожидаемого из-за предстоящего Brexit, краха холдинга Thomas Cook, геополитической напряженности и глобального экономического спада. Особенно эти события затронули Европу, Азию и Тихоокеанский регион.

По данным организации, в 2019 году число поездок на Ближний Восток выросло на 8%, в Азию – на 5%, в Африку – на 4%. Число путешествий в Европу несколько снизилось по сравнению с предыдущими годами, тем не менее, регион продолжает лидировать по числу международных прибытий – 743 млн иностранных гостей (плюс 4%). Северную и Южную Америку туристы посещали на 2% чаще, чем годом ранее. При этом число поездок в Южную Америку заметно снизилось из-за протестов в ряде стран.

Расходы туристов в зарубежных поездках в 2019 году продолжали расти, особенно в странах, принимающих наибольшее число иностранных гостей. Так, Франция сообщила о росте расходов туристов на 11%, США – на 6%. В то же время Бразилия и Саудовская Аравия заявили о снижении расходов туристов[1].

Число стран, получающих от туризма более миллиарда долларов в год, удвоилось с 1998 года. 2020 год объявлен UNWTO Годом развития сельского туризма, что должно было способствовать подъему сельских территорий, стимулированию экономического роста, созданию новых рабочих мест и развитию культуры. К сожалению, пока этим прогнозам сбыться не дано из-за пандемии COVID-19.

 Уходящий год оказался вполне успешным для российского туризма. Турпотоки росли во всех направлениях – и выездной, и въездной, и внутренний. Чемпионат мира по футболу 2018 г. и введенные в пилотных регионах электронные визы, как и предсказывали эксперты, привели к росту числа иностранных туристов. Россияне активнее ездили по своей стране и выезжали на зарубежный отдых.

2019 год стал прорывным для въездного туризма России – с июля появились электронные визы в Калининград для граждан 53 государств, с октября – в Петербург, а с 1 января 2021 года иностранные туристы смогут получать электронные визы для поездок во все регионы России. После введения электронных виз в Россию значительно увеличился самостоятельный поток из соседних стран – Литвы, Латвии и Польши.

В сентябре 2019 года премьер Дмитрий Медведев подписал стратегию развития туризма в России до 2035 года. Ее цель – создать в России качественный туристический продукт, конкурентоспособный и привлекающий как российских, так и зарубежных туристов. Стратегия предполагает трехкратный рост инвестиций в туристскую инфраструктуру, строительство дорог, транспортных сетей, развитие сервиса вокруг туристических объектов.

Кроме того, она включает субсидирование успешных частных проектов в сфере туризма за счет льготных кредитов и налоговых льгот, упрощение визовых формальностей и улучшение подготовки кадров для туризма. Так, одной из мер в рамках стратегии станет введение на всей территории России электронных виз в 2021 году. По итогам реализации доходы от иностранного туризма должны достичь $25 млрд к 2035 году, вклад туризма в ВВП – 7%, а сама Россия – занять десятое место в списке самых популярных у туристов зарубежных стран[2].

Учитывая актуальные мировые тенденции развития туризма, можно сделать вывод, о том, что одним из популярных и востребованных видов, является сельский или агротуризм. В мире ежегодно путешествуют около 1.5 миллиардов туристов, при этом по разным данным от 25 процентов из них предпочитают сельский туризм[3]. Причем, эти цифры характеризуют только международную ситуацию на рынке, а количество внутренних сельских туристов в других странах значительно выше. Сельский туризм соединяет множество различных отраслей туризма, основанных на эксплуатации природных, исторических и других особенностей ресурсов сельской местности, и развивается стремительными темпами. В США и странах Западной Европы агротуризм в последние двадцать лет стал самостоятельной высокодоходной отраслью туристской индустрии.

Российская Федерация с её уникальным набором ресурсов и потенциалом их использования, имеет большие перспективы для развития въездного туризма. Но, к сожалению, сегодня ее доля в мировом туристическом обороте рынка составляет приблизительно 1 %[4]. На мировом туристском рынке на данный момент времени существует достаточно сильная конкуренция туристских предприятий и российским предпринимателям не просто отвоевать себе позиции в качестве конкурента.

Привычные виды туризма (пляжный, познавательно-экскурсионный) в достаточной мере предлагаются на международном рынке. Мировая практика и опыт также показывают, что классический массовый (групповой) туризм уступает место туризму со специализированными формами организации — индивидуальному с целями насыщеннее и необычнее провести свой досуг. Поиск альтернативных для современных реалий России форм реализации национального туристского продукта востребован не только для развития въездного туризма, но и для внутреннего. Для тех субъектов России, где слабо развита система и инфраструктура туризма и в тоже время присутствует огромный нереализованный рекреационный потенциал, перспективными могут стать выше перечисленные, альтернативные классическим, направления развития туризма.

Итак, туризм, туристская деятельность, туристская отрасль обладают множеством особенностей. Туризм выполняет одновременно экономические, социальные, политические, гуманитарные функции и др.

Туризм характеризуется непосредственно как временные выезды граждан Российской Федерации (РФ), иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; туристская деятельность - как деятельность туроператора и турагента по организации туристского путешествия[5].

Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ[6], туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу (ст. 1), а индустрия туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Также существует такое понятие как инфраструктура туризма. Это комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам[7].

Туристический рынок - это сфера удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с отдыхом, содержательным проведением досуга или оздоровлением.

На наличие большого количества подходов к определению туризма указывает А. В. Бабкин, который отмечает, что в отечественной и зарубежной литературе туризм определяется как: 

• временные перемещения людей, их нахождение вне постоянной среды обитания и временное пребывание на объекте, вызывающем туристский интерес; 

• сложная социально-экономическая система, основу которой составляет многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией; 

• сегмент рыночной экономики, на котором взаимодействуют различные предприятия хозяйственного комплекса с целью предложения продукта, удовлетворяющего туристский интерес; 

• временные выезды граждан и лиц без гражданства в свободное время с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных, деловых, образовательных и иных целях на срок не менее 24 часов и не более 6 месяцев и без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания[8].

Последний из приведенных подходов практически полностью соответствует принципам определения туризма, заложенным в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». А сами эти принципы в определенной степени перекликаются со значительно более широким определением туризма, даваемым ВТО: «Туризм является разновидностью путешествий. Туризм в основном охватывает деятельность лиц, путешествующих и осуществляющих пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды для отдыха, коммерческой деятельности и с другими целями». 

Бабкин приводит вариант классификации видов туризма, предусматривающий их деление на типы, категории, виды и формы: 

1. Типы туризма определяются национальной принадлежностью туристов и включают:

внутренний туризм — путешествия граждан в пределах государственных границ собственной страны;

въездной туризм — путешествия нерезидентов в пределах государственных границ какой-либо страны;

выездной туризм — путешествия резидентов одной страны в какую-либо иную страну.

2. Сочетание типов туризма обусловливает следующие его категории:

туризм в пределах страны — внутренний и въездной туризм;

национальный туризм — внутренний и выездной туризм;

международный туризм включает — въездной и выездной туризм.

3. Функциональная классификация определяется целью поездок и предполагает выделение следующих видов туризма: рекреационный; лечебно-оздоровительный; познавательный; деловой; спортивный; этнический; религиозный; транзитный; образовательный. 

4.В зависимости от способа организации выделяют:

организованный туризм, который «предполагает заранее разработанную и организованную туристской фирмой программу путешествия для туриста/туристов согласно их пожеланиям и бюджету»;

неорганизованный туризм, предполагающий, что туристы самостоятельно без участия туристской фирмы организовывают свое путешествие, разрабатывают его маршрут, определяют объекты посещения, планируют места ночлегов и пр. 

5. По продолжительности путешествий выделяют: 

краткосрочные туристические поездки (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней);

среднесрочные туристические поездки (туры продолжительностью от 9 до 12 дней);

долгосрочные туристические поездки (туры на срок от 15 до 30 дней). 

6. В зависимости от использования транспортных средств выделяются следующие виды туризма: железнодорожный; авиационный; теплоходный / водный (морской и речной); автомобильный; автобусный; велосипедный; с использованием иных средств передвижения.

7. По интенсивности выделяется: постоянный туризм, т.е. равномерный по своим объемам в течение всего календарного года; сезонный туризм, зависящий от климатических условий посещаемого региона и субъективных потребительских характеристик объекта посещения. 

8. По возрастной категории туристов выделяется: детский туризм; молодежный туризм; туризм лиц среднего возраста; туризм лиц третьего возраста. 

9. По источникам финансирования выделяется: коммерческий туризм, продукт которого распределяется в условиях свободного ценообразования и в финансировании которого не участвуют средства государства; социальный туризм, субсидируемый из средств государства с целью обеспечить доступность туристских услуг для тех категорий населения, которые в них объективно нуждаются и не могут приобрести их самостоятельно.

Создание национального туристического рынка обусловлено действием внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся следующие:

1.Уровень социально-экономического развития:

- научно-технический прогресс;

- исторические факторы образования экономики;

- уровень развития отраслей производства;

- уровень развития транспорта и транспортной сети;

- демографическая ситуация и структура населения;

- характер миграционных процессов;

 - особенности занятости.

2.Качество жизни населения:

- условия жизни (экологические, жилищно-бытовые, социальнокультурные);

- уровень жизни (уровень доходов, сбережений и т.д.).

3.Социально-политическая ситуация:

- социальный строй;

- правовое обеспечение общественных и экономических свобод;

- развитие общественно-политической жизни;

- уровень развития информационной сферы и СМИ.

К внешним факторам образования и функционирования рынка туристических услуг относятся:

- политическая и экономическая стабильность государства;

- участие государства в международных организациях;

- характер международных отношений;

- степень интегрированности в свитогосподарску систему.

В зависимости от цели поездки различают следующие туристические рынки:

- рынок рекреационного туризма;

- рынок зеленоватого туризма;

- рынок этнического туризма;

- рынок делового туризма;

- рынок спортивного туризма;

- рынок религиозного туризма;

- рынок экстремального туризма и иные.

По государственной признаку туристические рынки разделяют на национальный туристический рынок и м/н туристический рынок. 

Непосредственно туристические рынки тоже классифицируют по форме организации, по сезонности, по классу обслуживания и др.

Выделяют следующие типы национальных туристических рынков:

1.Высокоинтенсивные. Характерны для стран высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма импортного направления, которые являются поставщиками туристов (США, Германия, Великобритания, Скандинавские страны) и экспортного направления, по большей части принимающих туристов (Италия, Австрия, Израиль, ЮАР).

2.Стабилизированные. Характерны для стран среднего уровня экономического развития, которые по большей части принимающих туристов (Испания, Греция, Турция, Кипр), новых индустриальных стран (Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия), стран переходного типа, по большей части принимающих туристов (Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия, Словакия, Словения)

3.Аккумулирующие. Характерны для развивающихся стран со средними возможностями экономического развития (Индия, Египет, Тунис, Танзания, Барбадос), стран плановой экономики (Куба) и менее развитых стран, которые практически не принимают участия в м/н туризме (большая часть стран Центральной Африки).

Можно отметить, что особое место на рынке туристических услуг занимает сельский туризм.

Сегодня сельский туризм – туристский продукт, отвечающий новым запросам потребителей туристской продукции в новых условиях постиндустриального общества. В рамках сельского туризма учитываются особенности нового образа жизни человека, его психологические и культурные потребности, ценностные ориентации[9]

Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей.

Единственное закрепленное в официальном документе (ГОСТ Р 566412015[10]) на федеральном уровне определение сельского туризма звучит следующим образом:

«Сельский туризм — деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности».

Однако мы постоянно сталкиваемся с самой разной трактовкой этого определения. Зачастую сельский туризм рассматривают только в ракурсе знакомства с сельским бытом — как отдых на сельском подворье, работу на грядках и общение с животными на фермах. Но имеющаяся практика относит вышеуказанную трактовку только к одному из направлений сельского туризма — агротуризму.

Сегодня понятие «сельский туризм» трактуется профессиональным сообществом как «комплексный туризм в сельской местности, способствующий устойчивому развитию сельских территорий».

По аналогии, например, с экологическим туризмом, основным ресурсом которого являются природные территории, а основной принцип — их сохранение, основной ресурс сельского туризма — это сельская территория, а основная задача — сохранение ее традиций и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.

Объекты культуры, архитектуры, памятники природы, ландшафты, природные комплексы, событийные мероприятия, этнографические объекты, традиционный быт, промыслы и ремесла, местная кухня, события культуры и искусства, арт-симпозиумы, пленэры, выставки и т.д. — все, что можно увидеть и посетить, путешествуя в сельской местности, улучшая благосостояние местных жителей, имеет непосредственное отношение к сельскому туризму.

Понятие сельского туризма может включать в себя культурный туризм, этнографический, гастрономический, событийный, аграрный туризм и т.д., то есть любой вид содержательного досуга туристов в сельской местности.

Самым главным критерием сельского туризма является вклад данного вида деятельности в устойчивое развитие сельской территории (экономическое, экологическое, социальное и культурное).

 

Особенности сельского туризма:

-Возможность сменить городской ритм жизни на деревенский. Полностью погрузиться в атмосферу неспешной жизни на фоне природы.

-Получение новых знаний о культурно-исторических особенностях посещаемой территории.

-Погружение в атмосферу сельской жизни: пообщаться с домашними животными, увидеть особенности огородных и садовых работ.

-При желании турист может приобщиться к сельским работам: уход за животными, обрезка растений, сбор урожая и его переработка, участие в сенокосе, освоение местных ремёсел.

-Различные виды сельского отдыха: прогулки по лесу, поход за грибами и ягодами, рыбалка и катание на лошадях.

-Свежий воздух, «живая» родниковая вода, натуральные свежие продукты питания – «прямо с грядки на стол».

В 70-х годах прошлого века в Европе случился кризис существующей формы сельского хозяйства. Это было связано с тем, что продукты труда сельского жителя стали менее востребованными и жители деревень массово устремились в города. Таким образом, появилась необходимость предложить сельским жителям другие источники дохода. Одной из мер, поддерживающих сельскую экономику, стало развитие агротуризма. И результат принятия такой меры был очень успешным. Сельский туризм оказался востребованным, инфраструктура села стала успешно развиваться, безработица сократилась, доходы сельских жителей возросли.

В России агротуризм стал набирать популярность в 90-е годы прошлого века. Состояние отрасли сельского хозяйства в те годы стали тому причиной. Туризм стал рассматриваться, как один из способов модернизации сельского хозяйства.

В разных странах свои социальные и экономические особенности, которые накладывают отпечаток на агротуризм. В Западной Европе туристическая сфера в селе получила толчок к развитию из-за того, что случилось перепроизводство сельскохозяйственной продукции. В России такой ситуации нет, поэтому более логичным представляется подход, при котором должны развиваться наравне и производство сельскохозяйственной продукции и агротуризм.

Виды сельского туризма

· Гостевые дома

Расположенные в сельской местности гостевые дома чаще всего возникают на базе действующего личного подсобного хозяйства и крестьянско-фермерского хозяйства. У отдыхающего есть возможность снять дом на любой удобный срок и наслаждаться тишиной и общением с природой. Чаще всего на такой вид сельского отдыха обращают внимание люди из больших городов, которые хотят уехать на выходные, отдохнуть от шума и суеты, восстановить силы перед новой трудовой неделей. Не редко мамы с маленькими детьми с удовольствием снимают домик на лето. В эпоху развития интернета спрос возникает со стороны людей, которые работают удалённо.

· Гастрономический туризм

Это вид туризма, целью которого является знакомство с национальной кухней и напитками. Особенно пользуются спросом туры в другие страны. Это обусловлено тем, что кухня другой страны наиболее экзотична, впечатления, которые она производит, более неожиданны. Такой вид отдыха исключает понятие сезонности, ведь для того чтобы насладиться потрясающей кухней не нужна хорошая погода. Гастрономический туризм, хоть и ставит акцент на национальную кухню, однако он включает в себя не только гастрономию, но и проживание, знакомство с достопримечательностями и национальной культурой.

· Лечебно-оздоровительный туризм

Медицинское туристическое направление, известное с древнейших времён. На сегодняшний день – это отдельная курортная индустрия, которая основана на различных видах оздоровительных процедур. Обычно это ванны с минеральными водами, грязевые аппликации, массаж, ароматерапия и другие лечебные процедуры.

· Агротуризм

Вид отдыха, который подразумевает собой посильное участие в работе сельхоз производства. Особенностью этого вида является, то, что путешественник приезжает в сельскую местность, на ферму, в качестве помощника-волонтёра. А взамен он получает жилье, питание и обучение какому-то делу. Обычно условия разные, в зависимости от особенностей работы той или иной фермы. Агротуризм часто включает в себя сразу несколько видов сельского туризма, что делает его особенно привлекательным. Сейчас существует много интернет-ресурсов, которые позволяют найти интересный для себя проект в любой точке мира. Подобный вид туризма считается особенно бюджетным, потому он так популярен среди наших соотечественников, которые любят посещать европейские фермы.

· Событийный туризм

Это направление в туризме, которое характеризуется формированием тура вокруг фестивалей или праздников. Это могут быть мероприятия международного значения или регионального. Могут быть спортивные состязания, исторические реконструкции, концерты, гастрономические фестивали, ярмарки. Главное, чтобы событие было особенным, чтобы оно притягивало к себе массу людей.

· Экологический туризм (экотуризм, зеленый туризм)

Главной целью экотуризма является сокращение негативного воздействия на окружающую среду и повышение экологической грамотности людей. Этот вид путешествий предполагает, что организаторы тура продумали свою программу с учётом того, какой экологический след оставит человек. И этот след, естественно должен быть позитивным. В программу может включаться: научно-исследовательские экспедиции, посещение заповедных мест не тронутых человеком, прокладка новых троп на пешеходных маршрутах, высадка деревьев, очистка заповедников от мусора, фотоохота, пешие велосипедные конные прогулки, проживание в палатках или экодомиках, альпинизм и сплавы по рекам, горные походы и многое другое. Идеи экотуризма могут быть реализованы на базе волонтерских проектов. Это делает зеленый туризм доступным для большой массы людей.

· Ремесленный туризм

Это направление, в котором туристам предлагается получить новые знания о старинных народных промыслах. Для туристов – это возможность увидеть и прочувствовать самобытность народа и национальный колорит. Внимание со стороны общественности к традиционным ремёслам способствует возрождению старинных технологий и художественных традиций народного искусства.

· Культурно-этнографический туризм

Это познавательное туристическое направление. Основная цель здесь окунуться в культуру этноса, который живёт сейчас на этой территории или когда-то жил здесь. Объектами изучения могут быть национальные традиции, язык, архитектура, ремёсла, духовные верования.

Сельский туризм в России постепенно набирает популярность. В нашей стране есть всё для развития этого направления: огромная территория, расположенная в разных климатических зонах, а также аграрная составляющая в экономике страны.

Однако во многих привлекательных регионах с интересной базой, слишком слабо развита инфраструктура. Плохие дороги, отсутствие качественных мест общественного питания, отсутствие специалистов и желающих становиться специалистами в области туризма.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: