Специфика коррекционной работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

         Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место ОНР. В коррекционной логопедической работе у детей дошкольников  с ОНР  III уровня формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращает в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей работы логопеда, воспитателей, родителей, ребенка.

    Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. отмечают, что по данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий логопедам - практикам в коррекционной работе [14, с.4].

    Разнообразные методики и отдельные приемы логопедической работы по развитию связной речи представлены в работах Л.С. Волковой [17], Глухова В.П. [11], Р.Е. Левиной [18], Филичевой Т.Б., Каше Г.А. [58], Ткаченко Т.А. [51], Шаховской С.Н. [70] и Ястребовой А.В. [72].Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что формированию монологической речи у детей должно предшествовать развитие диалогической формы речи. Основным упражнением в диалоге является беседа по схеме логопед-ученик. Особую роль, тренировка детей в ответах, однако одновременно они обучаются и умению задавать вопросы во время беседы, синтаксически и грамматически правильно строить сложные предложения. Формирование диалогической формы речи проводится на основе уточнения и обогащения представлений детей о предметах, явлениях окружающего мира. Обучение диалогической речи позволяет выполнить переход к формированию монологической речи. На начальной стадии работы по развитию связной речи используется подготовительные упражнения, подразумевающие ответы детей на последовательно поставленные вопросы.

    Формировать навык выполнения ответов на вопросы необходимо в следующей последовательности:

1. Ответы на вопросы, требующие простого называния предметов.

2. Ответы на вопросы, требующие простого и полного описания факта.

3. Ответы на вопросы требующие сопоставления.

4. Ответы на вопросы, требующие развернутого высказывания из двух
трех предложений.

    Кроме того, на начальной стадии формирования связной речи используются задания на расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке. Позже дети овладевают навыками построения повествовательного и описательного текста. Возможность осуществления монолога обусловлено наличием внутренней мотивации ребенка. Это задача логопеда. Создание мотивации общения, формирование стремления сказать о себе своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и ближайшего окружения. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

    Необходимый комплекс условий для формирования связного высказывания составляют помимо мотивации, еще словарь и план высказывания. Необходима определенная подготовительная работа, которая должна помочь детям овладеть нужным строительным материалом: словами, словосочетаниями, предложениями.

    При целенаправленной работе логопеда и родителей, устное повествование детей по наблюдениям увеличиваются в объеме, в них увеличивается количество элементов описания, появляется более точное определение.

    Методика развития связной речи у дошкольников представлена в работах Т.А. Ткаченко [52] и С.И. Шаховской [70]. Выделяются основные методические приемы работы:

    1.Рассказ по демонстрируемым действиям. Этот вид работы приучает ребенка наблюдать, запоминать последовательность увиденных действий, подбирать точные грамматические категории.

    2. Описание, рассказ по картине. Он наиболее подходит для групповых занятий, развивает воображение и формирует умение обнаруживать все детали, ориентироваться в сюжете картинки, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу для данной картины.

       3. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Этот вид работы является логическим продолжением первого и позволяет учить детей выполнению правильной последовательности элементов сюжета. Этот вид работы включает в себя совокупность заданий: выделение объектов на картинке, описание свойств и признаков объектов, выделение существенных свойств, сравнение.

          4. Пересказ. Формирование навыков пересказ осуществляется в следующей последовательности: по плану из картинок; по отдельным сюжетам из картинок; узнавание и определение героев; по отдельным аксессуарам героев; по опорным словам; по названию.

    Таким образом, в результате теоретического изучения было выяснено, что под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. Связная речь у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети затрудняются строить фразы, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы.

    Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует чёткой систематической работы логопеда. У детей с недостатками речи желание говорить особенно велико. Используя это стремление в процессе коррекционного обучения, следует пробуждать у детей познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известных усилий задачи.

    Усвоение программного материала, развитие у детей интереса к занятиям зависит от правильно выбранных методов обучения. Одним из эффективных методов обучения детей и приёмов работы  с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня является использование различных игр и игровых приёмов.

    Игра - это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим.

    Эдуард Сеген, Декроли, Мария Монтессори, А.И.Сорокина и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Особенно таких детей, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.[54, c. 173]

    Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. У детей с речевыми нарушениями, нарушение общей и речевой моторики, вызывает быстрое утомление ребёнка в игре. А так же трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключится с одного вида деятельности на другой. [62]

    Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребёнка.

    Ещё К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учебный труд детей. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу дошкольников.

    Обучение детей играть и, играя, узнавать новый материал обеспечивает воспитание тех необходимых качеств. Которые нужны ребёнку в процессе обучения. Интерес к игре, к занимательному заданию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключается на учебные занятия. Первоначально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребёнку игр, чем старше ребёнок, тем этих элементов становится меньше. Педагог привлекает новые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения ребёнка умению пользоваться дидактическими играми на начальных этапах обучения. Вначале ребёнок заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. [47, c.57]

    В игре удаётся привлечь внимание ребёнка к таким предметам и ситуациям, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удаётся сосредоточить внимание.

    Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, то есть, расширяя сферу игры, ребёнок расширяет и сферу своего мышления, в игре он открывает новые свойства предметов и явлений и получает о них более точные понятия.

    Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры - драматизации, подвижные и др.).

    Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры. Она заключалась в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгими, безоговорочными правилами игры. Такое подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную прелесть.

    На современном этапе в отечественной педагогике, науке используется несколько видов классификации игр дошкольников [4,c.35].

    Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:

    1) Творческие игры (сюжетно-ролевые);

    2) Игры с правилами (дидактические).

    Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.

    Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

    Дидактическая игра нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности детей. К тому же игра является ведущей деятельностью дошкольников. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. Дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно и игровые задачи, через реализацию которых достигается основная цель обучения. [47,c.145]

    Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей с ОНР. Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей.

    Благодаря использованию дидактических игр на занятиях по логопедии можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Исходя из игровой задачи, дошкольники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Так, называя предмет, изображённый на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нём изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета. [15,c. 176]

    В игре дошкольники незаметно для себя знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами, узнают значения этих слов, учатся их изменять, составлять грамматически правильные предложения и т.д.

    Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры.

    По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

    1) Предметные игры - это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

    2) Настольно-печатные - направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

    Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

    - Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать

картинки по сходству.

    - Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

    - Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

    - Разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

    - Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

    3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

    Внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности речевого характера, переносит имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание дошкольников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, настойчивость в достижении цели. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие связной речи у детей.

    Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку с учётом его умственных и психофизических возможностей, и максимально развивать способности каждого ребёнка. [54,c.93]

    Почти все игры, созданные для обучения и воспитания, предполагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение детей. Положительным в построении всех игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей действительности, они хорошо ему знакомы, будят мысль ребёнка, активизируют его познавательную деятельность.

    При обучении особенно высоко ценятся игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображались предметы окружающей ребёнка действительности. Такие игры особенно привлекают детей и пробуждают интерес к изучаемому материалу.

В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

    Большое значение придаётся дидактическим играм при повторении. Педагоги рекомендуют дидактические игры тесно увязывать с практическими жизненными задачами и делами детей.[47,c.24]

    У детей с общим недоразвитием речи, наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

    В создании современной системы дидактических игр велика роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Е.И. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Проблема развития речи детей, независимо от возраста, всегда была в центре внимания педагога дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой. Ценно то, что развитие речи Е.И. Тихеева рассматривала в неразрывной связи с другими сторонами формирования личности ребенка. Она утверждает, что речь - неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Уже в раннем возрасте, отмечает Д.В. Менджерицкая, у ребенка с появлением новых слов возникает потребность называть предметы, делиться своими переживаниями и постепенно речь начинает сопровождать игру, дополнять действия ребенка.

    У малышей появляются игры с воображаемыми предметами, которые сопровождаются речью, что, помогает созданию образа. В более старшем дошкольном возрасте иногда целые игровые эпизоды создаются с помощью слова.[48,c. 87]

    По мнению В.С. Мухиной, игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.[26,c.352]

    Подчеркивая, что игра - основной вид деятельности дошкольника, Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

    "С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол."[70, c. 68]

    Таким образом, Е.И. Тихеева делает вывод, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Отмечая большую роль взрослых в развитии детей, Е.И. Тихеева указывает, что участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Воспитатель должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу игр, влиять на обогащение их языка.

    Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Ф.А. Сохин отмечает, что большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса. [38, c. 47]

    С.Л. Новоселова рассматривает дидактическую игру, как эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.

    Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей Е.И. Тихеева придает особое значение играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.

              В словесных играх, утверждает А.К. Бондаренко, ребенок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением "небылиц" и так далее. [3, c. 10]

    Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. "Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи". [70, c. 82]

    Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: